Найти тему

ЕГЭ. Сочинение по тексту Ю.М. Нагибина об отце «Не знаю, любил ли я отца в ранние годы своей жизни...»

Оглавление

Реальный КИМ ЕГЭ по русскому языку 2023 года

Исходный текст:

(1)Не знаю, любил ли я отца в ранние годы своей жизни. (2)Но отец возбуждал моё любопытство, будил фантазию. (3)Каждое утро он исчезал куда-то и появлялся лишь под вечер. (4)То, куда он исчезал, называлось службой. (5)Эта его служба казалась мне воротами в огромный, захватывающий дух простор жизни. (6)Отец был путешественником, который с каждодневным, неиссякаемым бесстрашием исчезал в неведомом. (7)И меня тянуло за ним…
(8)У нас в коридоре, наискось от окна, глядевшего на закат, находился чулан. (9)Две стены у него были настоящие, а две — дощатые, оклеенные обоями. (10)Когда мысль о путешествии овладела мною, благородная крутизна этих двух стен увиделась мне бортами корабля. (11)Небо за окном обернулось морем. (12)Увенчанный башенкой купол церкви, стоявшей напротив нашего дома, стал чем угодно: маяком, островом, городом, пиратским судном, а сам я капитаном, готовым вести свой корабль в таинственную страну на розыски моего отца.
(13)Я читал лишь одну, самую неромантическую книгу о путешествиях — «Робинзон Крузо», (14)Книгу, наполненную мелочной заботой об одежде, еде, хозяйственной утвари. (15)Возможно, другой человек выносит из этой книги простор, полёт, ветер. (16)Но я, что соответствовало, видно, моей комнатной природе и убогому реализму воображения, помнил лишь её «хозяйственную» сторону: бесконечный прейскурант всевозможных вещей и продуктов, частью созданных, частью выловленных Робинзоном в море, найденных им на затонувших и потерпевших крушение кораблях.
(17)Мне и сейчас эта книга представляется гимном торжествующему быту. (18)Я не догадывался о том, что чувствует человек в море, между звёздами и грозными ночными волнами, но я хорошо знал, какая полезная штука — примус. (19)Без примуса я не мог выйти в плавание. (20)И я мастерил примус из консервной банки, проволочки и пуговицы. (21)Справившись с этим, я приступил к дальнейшим сборам. (22)Я запасал питьевую воду, галеты, масло, солёную рыбу, спички, свечи, одежду, спальные мешки, бумагу, карандаши, почтовые марки. (23)Можно отплывать. (24)Я уже собирался отдать команду, но тренькнул звонок, хлопнула дверь, и мимо борта моего корабля, размахивая толстым, таинственно и туго набитым портфелем, быстро прошёл отец: лёгкий, бодрый, со смугловатым, будто обдутым южным ветром, лицом. (25)Он вернулся, вернулся сам, не дождавшись меня, из далёкой страны…
(26)И был день, когда отец снова не дождался меня; я был нужен ему, он звал меня, звал последним зовом, и я не поднял обвисших парусов. (27)И тогда, так и не дождавшись, он ушёл в то последнее далёко, откуда уже нет возврата…
(28)Отец был самым сильным. (29)Однажды на даче наши гости устроили состязания по борьбе. (30)Отец вышел победителем. (31)Отец был самым быстрым. (32)Он опередил в беге всех, кроме длинноногого преподавателя математики.
(33)Отец был самым находчивым. (34)Купив на станции огромный арбуз, он три километра до нашей дачи катил его по дороге. (35)Правда, когда арбуз взрезали, его хрустко разломившийся шар оказался наполненным лишь розовой водой, но это не имело значения.
(36)Некоторая противоречивость моих наблюдений меня не смущала. (37)Меня нисколько не удивило, что мой силач отец не мог донести со станции арбуз и вынужден был катить его по земле; что за второе место в беге он заплатил маленьким сердечным припадком. (38)Я не играл с собой, я действительно не видел ни его малого роста, ни слабости, ни робких неумелых рук.
(39)То, что я видел, поддерживалось легендой об отце. (40)Отец был самым храбрым: он заслужил два Георгиевских креста в Первую мировую войну. (41)Он ходил в штыковую атаку, он заменил в бою убитого командира…
(42)Таким я запомнил отца навсегда. (43)Он поселился в моей душе, и ничто не могло его потеснить. (44)Он для меня силач, храбрец, герой, победитель, которым нельзя не восхищаться. (45)Но когда я повзрослел, появилось нечто такое, что делало моё чувство много богаче: тонкая, чуть болезненная нежность.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский советский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.

Сочинение:

Как дети относятся к своим отцам? Над этим вопросом размышляет Юрий Маркович Нагибин в предложенном для анализа тексте.

Вспоминая о собственном отце, рассказчик начинает говорить о спорных чувствах, которые он испытывал к папе в детстве. Отец представляется мальчику героем, бесстрашным путешественником, который словно “исчезал в неведомом”, каждый день уходя на службу. Сам же рассказчик не видит в себе такой силы и смелости, тяги к приключениям и подвигам. Он идеализирует собственного отца: в предложениях 28–32 он описывает силу папы, в предложениях 33–35 — его находчивость, в 40–41 предложениях — его храбрость и героизм на войне. Таким образом, отец представляется ребёнку неоспоримым идеалом, самым лучшим, сильным, смелым, победителем во всём.

Далее рассказчик описывает своего отца и с высоты прожитых лет. Так, во взрослом возрасте он осознаёт противоречивость своих наблюдений. Отец был невысокого роста, слабый, с неумелыми руками. Он, как и любой человек, лишён всемогущества. На многие эпизоды собственного детства герой смотрит теперь по-другому. Но осознание недостатков отца никак не влияет на любовь к нему: наоборот, рассказчик бесспорно любит папу, его чувства обогатила “тонкая, чуть болезненная нежность”. Так, взрослея, человек приходит к объективной и сострадательной любви, приобретает способность лучше понимать отца, не винить его в недостатках, а любить за них ещё больше.

Примеры дополняют друг друга. Как в детстве, так и во взрослой жизни фигура отца является важнейшей для каждого из нас. Детская идеализация перерастает в понимание и любовь вопреки недостаткам.

Позиция автора такова: ребёнок, даже не осознавая своей любви к отцу, считает его лучшим во всём, опирается на него, стремится быть на него похожим. Он не замечает отцовских недостатков и превозносит его достоинства. Это безграничное восхищение по мере взросления сменяется более сложными и тонкими чувствами, нежной и понимающей любовью, уважением и благодарностью.

Нельзя не согласиться с мнением Ю.М. Нагибина. Отец играет важнейшую роль в жизни каждого человека. В детстве наши родители кажутся нам идеальными, это наши первые и главные образцы, с которых мы берём пример, у них мы заимствуем многие личностные качества, с их помощью занимаем место в обществе. Мы всегда будем любить и маму, и отца, но с возрастом будем всё лучше понимать их. В отце каждый ребёнок видит опору, источник силы и защиты. Папа — это человек, который способен решить, по мнению ребёнка, любые проблемы. Вспомним Петра Гринёва из романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”: именно отец был для него неоспоримым авторитетом, передал ему жизненные ценности и стойкость, научил не бояться трудностей. Пример отца помогал Петру справляться с самыми тяжёлыми испытаниями, не теряя при этом чести и достоинства.

Таким образом, каждый ребёнок берёт пример со своего отца, стремится быть похожим на него. Образ отца пронизан безграничным уважением и любовью, а в детстве видится идеальным, лишённым недостатков.

📝 Подпишись, чтобы не пропустить новые сочинения!

🔍 Ищешь сочинение? Напиши в комментариях задание, сочиним)