Найти в Дзене
КиноРаритет

12 отличий в «Вестсайдских историях» Стивена Спилберга и Роберта Уайза

Настоящий рассвет голливудских мюзиклов пришёлся на первую половину ХХ-го века, но и в последствии каждое десятилетие возникали жанровые всплески, дарившие кинозрителю шедевры этого направления. И в 60-ые это была «Вестсайдская история», поставленная режиссёром Робертом Уайзом на основе бродвейской постановки. Фильм был так хорош, что получил аж 10 «Оскаров», разошёлся по миру отдельными музыкальными номерами и до сих пор отлично смотрится, не устарев ни грамма. Тем большим было удивление киноманов от новости, что Стивен Спилберг собирается ставить свою версию. Сразу возникал вопрос: «зачем?». Зачем гению развлекательного кино было обращаться к незнакомому ему жанру, да ещё и переснимать то, что явно в пересъёмке не нуждалось? Это можно было бы объяснить навязчивой жаждой переосмыслить сюжет, как-то по-новому его пересказать. Но нет, при ближайшем рассмотрении оказалось, что сюжет-то как раз остался прежним. Это всё та же вариация на тему современных Ромео и Джульетта, молодых людей из

Настоящий рассвет голливудских мюзиклов пришёлся на первую половину ХХ-го века, но и в последствии каждое десятилетие возникали жанровые всплески, дарившие кинозрителю шедевры этого направления. И в 60-ые это была «Вестсайдская история», поставленная режиссёром Робертом Уайзом на основе бродвейской постановки.

Фильм был так хорош, что получил аж 10 «Оскаров», разошёлся по миру отдельными музыкальными номерами и до сих пор отлично смотрится, не устарев ни грамма. Тем большим было удивление киноманов от новости, что Стивен Спилберг собирается ставить свою версию. Сразу возникал вопрос: «зачем?». Зачем гению развлекательного кино было обращаться к незнакомому ему жанру, да ещё и переснимать то, что явно в пересъёмке не нуждалось?

Роберт Уайз в 1961-м году снял один из лучших мюзиклов всех времён - «Вестсайдскую историю»
Роберт Уайз в 1961-м году снял один из лучших мюзиклов всех времён - «Вестсайдскую историю»

Это можно было бы объяснить навязчивой жаждой переосмыслить сюжет, как-то по-новому его пересказать. Но нет, при ближайшем рассмотрении оказалось, что сюжет-то как раз остался прежним. Это всё та же вариация на тему современных Ромео и Джульетта, молодых людей из двух враждующих кланов (в данном случае — уличных банд). Они полюбили друг друга, но родственники и приятели не дают им быть вместе.

И всё же, кое-какие отличия в фильме Спилберга есть. Только касаются они не сюжетных перипетий. Давайте рассмотрим их.

В 2021-м году Стивен Спилберг снял свою версию «Вестсайдской истории» - качественную, масштабную, но необязательную
В 2021-м году Стивен Спилберг снял свою версию «Вестсайдской истории» - качественную, масштабную, но необязательную

Классическая «Вестсайдская история» начиналась с длинной-предлинной, 5-минутной оркестровой прелюдии, которая звучала на фоне неких невнятных узоров (в которых можно узнать схематическое изображение города). Заставка эта выполняла чисто функциональную роль — позволяла запоздавшей публике занять свои места в зале.  Спилберг от неё с лёгкостью отказался. Как и от антракта посреди фильма.

Тот самый рисунок, на который зрителю предлагается 5 минут смотреть в самом начале старой «Вестсайдской истории» Роберта Уайза
Тот самый рисунок, на который зрителю предлагается 5 минут смотреть в самом начале старой «Вестсайдской истории» Роберта Уайза

Спилберг начинает фильм сразу, в первых же кадрах показывая панораму на место действия — на обломки, оставшиеся от снесённого дома. Старый фильм после прелюдии тоже начинался с панорамы. Но там зрителю предлагалось полюбоваться с высоты птичьего полёта на весь Вест-Сайд, красивый и аккуратный с этого ракурса.

Фильм Роберта Уайза «Вестсайдская история» начинается с пролёта камеры над Вест-Сайдом
Фильм Роберта Уайза «Вестсайдская история» начинается с пролёта камеры над Вест-Сайдом
Фильм Стивена Спилберга «Вестсайдская история» начинается с пролёта камеры над руинами снесённого дома
Фильм Стивена Спилберга «Вестсайдская история» начинается с пролёта камеры над руинами снесённого дома

Действие фильма 1961-го года разворачивалось в старом, но ещё «живом» квартале. В версии 2001-го года этот квартал уже частично снесён и шекспировские страсти разгораются на развалинах домов.

Вест-Сайд у Роберта Уайза красивый и свежий
Вест-Сайд у Роберта Уайза красивый и свежий
Вест-Сайд у Стивена Спилберга - развалины, на месте которых скоро вырастет новый квартал
Вест-Сайд у Стивена Спилберга - развалины, на месте которых скоро вырастет новый квартал

Молодые персонажи мюзикла Роберта Уайза показаны были бездельниками, которые в основном от скуки устраивали уличные разборки между собой. Совсем не так в новом фильме: Спилберг на протяжении всего действия подчёркивает, что его персонажи — настоящие трудяги, которые от работы не бегают. Мужчины малярят, сносят старые дома, переносят грузы. Удивительно, что при этом они находят время и силы на драки.

В «Вестсайдской истории» Роберта Уайза молодежь в основном бездельничает
В «Вестсайдской истории» Роберта Уайза молодежь в основном бездельничает
Молодёжь в «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга трудится наравне со взрослыми
Молодёжь в «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга трудится наравне со взрослыми

Главного героя у Роберта Уайза играл Ричард Беймер, который выглядел сказочно прекрасным принцем. На его фоне Натали Вуд смотрелась серой мышкой. У Спилберга наоборот. Актриса Рэйчел Зеглер невероятно симпатична. А вот Ансель Элгорт… нет, не урод, но и до гламурной смазливости Беймера ему далеко.

Ричард Беймер в «Вестсайдской истории» 1961-го года выглядел предельно гламурным юношей
Ричард Беймер в «Вестсайдской истории» 1961-го года выглядел предельно гламурным юношей
Симпатичная Натали Вуд в «Вестсайдской истории» 1961-го года терялась на фоне смазливого Беймера и яркой Риты Морено
Симпатичная Натали Вуд в «Вестсайдской истории» 1961-го года терялась на фоне смазливого Беймера и яркой Риты Морено
У Стивена Спилбрега наоборот - героиня выглядит няшней героя...
У Стивена Спилбрега наоборот - героиня выглядит няшней героя...
...а герой стал гораздо менее гламурным
...а герой стал гораздо менее гламурным

Если помните, у Шекспира общим другом Ромео и Джульетты (и невольным пособником их гибели) был священник, отец Лоренцо. В мюзикле его место занял хозяин аптечной лавки, где работает главный герой. Но это в старом фильме. А у Спилберга примирить две стороны и сделать счастливыми двух влюблённых пытается хозяйка ресторанчика. Персонажа переписали специально под Риту Морено, которая в молодости получила «Оскар» за своё исполнение роли сестры главной героини.

У Роберта Уайза о судьбах молодых людей переживал владелец небольшой лавки
У Роберта Уайза о судьбах молодых людей переживал владелец небольшой лавки
Рита Морено вернулась в «Вестсайдскую историю» спустя 60 лет, чтобы сыграть владелицу ресторана
Рита Морено вернулась в «Вестсайдскую историю» спустя 60 лет, чтобы сыграть владелицу ресторана

Жанр киномюзикла предполагает большую условность, почти театральную. Роберт Уайз этим воспользовался и поставил драки между двумя бандами символически, как танцевальные номера. У Спилберга всё жёстко — парни «реально» дерутся, получая синяки и ссадины. В ход идут не только кулаки, но и подворачивающиеся под руку предметы (например, ведёрки с краской).

Стивен Спилберг показывает довольно натуральные схватки между уличными бандами
Стивен Спилберг показывает довольно натуральные схватки между уличными бандами
В отличие от старой «Вестсайдской истории», в которой драки были поставлены максимально условно
В отличие от старой «Вестсайдской истории», в которой драки были поставлены максимально условно

В обоих мюзиклах присутствует персонаж по кличке Энибадис (то есть, в буквальном переводе «Кто Угодно»). Это девушка, которая не хочет быть девушкой. Она постоянно тусуется с парнями, одевается как они и пытается влезать в их драки. Образ пацанки, по понятным причинам, был совершенно эпизодическим в старом фильме, а в новом ему уделено больше времени и даже делается недвусмысленный намёк на нестандартные романтические интересы этой «не вполне девушки».

В старой «Вестсайдской истории» Сьюзан Оукс изображала просто бойкую пацанку
В старой «Вестсайдской истории» Сьюзан Оукс изображала просто бойкую пацанку
У Спилберга в «Вестсайдской истории» пацанке (которая оказывается представительницей нетрадиционалов) уделяется гораздо больше внимания
У Спилберга в «Вестсайдской истории» пацанке (которая оказывается представительницей нетрадиционалов) уделяется гораздо больше внимания

В сюжете мюзикла эпизодически присутствуют полицейские. Интересно, что в фильме 60-х они показаны коварными интриганами, почти фашистами, которые провоцируют молодняк на стычки. У Спилберга такая социальная критика в адрес полиции исчезла: его копы почти не коварствуют и у них полностью отсутствуют расистские настроения.

Полицейские в старой версии «Вестсайдской истории» показаны без всяких симпатий
Полицейские в старой версии «Вестсайдской истории» показаны без всяких симпатий
Полицейские Стивена Спилберга гораздо симпатичнее и профессиональней
Полицейские Стивена Спилберга гораздо симпатичнее и профессиональней

Один из самых известных номеров мюзикла «Вестсайдская история» — песня про Америку, которую исполняют персонажи-пуэрториканцы. В версии 61-го года они поют и танцуют под неё на довольно тесной крыше. Спилберг же вывел их на улицы, и сцена заиграла новыми красками: эмигранты поют про Америку, и к ним подключаются будто бы случайные прохожие и жители дома. Сцена таким образом стала ещё более пафосной и одновременно — острой (в ней каждый восхищенный куплет про «страну эмигрантов» сменяется критическим).

Сцена с песней про Америку в старом фильме «Вестсайдская история» исполнялся на тесной крыше
Сцена с песней про Америку в старом фильме «Вестсайдская история» исполнялся на тесной крыше
Стивен Спилберг вынес исполнение песни про Америку на живую улицу
Стивен Спилберг вынес исполнение песни про Америку на живую улицу

И, наоборот, уморительный танцевально-песенный номер «гопников», которые объясняют своё босяцкое поведение неправильным устройством социальных институтов с улицы (как было в старом фильме) «переезжает» у Спилберга в интерьер полицейского участка.

Забавный номер, в котором разгул молодёжных банд объясняется безразличием полиции, судов, врачей и родителей, в фильме 1961-го года разворачивался на улице
Забавный номер, в котором разгул молодёжных банд объясняется безразличием полиции, судов, врачей и родителей, в фильме 1961-го года разворачивался на улице
Спилберг перенёс тот же номер в полицейский участок, который ребята постепенно разносят
Спилберг перенёс тот же номер в полицейский участок, который ребята постепенно разносят

Спилберг ввёл в свою версию целую сюжетную линию с пистолетом. Сначала он показывает, как один из «гопников» покупает оружие, а потом включает в фильм яркую сцену, в которой парни ссорятся из-за пистолета. В фильме Роберта Уайза ничего похожего не было, хотя пистолет тоже фигурировал.

Сцена с битвой за пистолет на разрушенном пирсе добавлена в «Вестсайдскую историю» 2021-го года Стивеном Спилбергом - в старой версии её не было
Сцена с битвой за пистолет на разрушенном пирсе добавлена в «Вестсайдскую историю» 2021-го года Стивеном Спилбергом - в старой версии её не было

Вот основные отличия двух экранизаций одного и того же бродвейского мюзикла. Если вы какую-то из версий ещё не видели, постарайтесь восполнить пробел, они стоят того, чтобы их смотреть и пересматривать.