Интересный анализ у Вас... Вернее - попытка его. Впрочем, попытка у всех.
Не хочется пускаться в обсуждение киношных трактовок - они сами по себе, отдельный художественный труд. Тоже, попытка...
Об образах -
образ Иешуа в романе, тема нескончаемая, не сказать - многовековая. В романе практически нет указания на божественное начало описаного персонажа. Лишь, в конце, после казни, когда бренная человеческая плоть, не удерживает больше душу.
Так же и свита Воланда, они Уже - не люди. (Некоторые из них. Гелла, Коровьев, Бегемот). Но за определённые "заслуги" перед ним, навсегда прикованы к своей миссии и будут сопровождать его всегда. Каждый из них - метафорический образ, каких то именно человеческих качеств. Освободившись от плоти (опят же, почти полностью). Но про это стоит говорить в отдельном посте.
Так, что же Афраний?
Образ конечно собирательный. Но тем и интересен! Булгаков, много переживший во времена непростые и немало пострадавший от власти, сам вероятней всего, пытался анализировать применительно к самой философии существования властью облечёных и отягощенных данной миссией.
Пытаясь (я всегда пишу "вероятно", потому лишь, что это мои собственные догадки), пытаясь найти смысл, может оправдание, существованию таких служб и людей служивых, подобных Афранию. Его роман однозначен лишь в одном - борьба и вся трагедия выбора, добровольного или нет - разворачивается внутри самого человека. Вот - где главная сцена! Отсюда и его однозначный посыл к "Фаусту".
Афраний... Прежде всего человек. Сделавший выбор, следующий за ним. Безукоризненно и профессионально исполняющий свой долг. ДОЛГ - именно таким словом, можно обозначить саму фабулу сговора с самим собой. Получив почти неограниченную власть из рук сильнейших, делаешься рабом этой власти. То есть - ты всю жизнь, должен... Обязан подчиняться и выполнять задачи поставленные ими.Так же и Пилат, только рангом повыше...
В романе - канва ВЫБОРА, является одной из основных.
Все делают выбор. Почти все...
У Самых Верхних персонажей, его почти нет. Об этом тоже рассуждает Булгаков.
Но на то и дана человеку возможность свободы выбора. И чем больше искушений, тем тяжелее даётся выбор.
А Воланд - сущность бестелесная. Вернее, он может "брать на прокат", любое тело, неспросясь входит в него. Может он временами и посещал Афрания...
Но скорее, незримо присутствовал в период ключевой трагедии. Как, наблюдатель...
Пассивно? Кто знает... Ведь и выбора то у него почти нет, как и у противоположной стороны.
"Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." - вот прямая цитата из Гёте, применённая Булгаковым, для обозначения самой идеи.
Поэтому сказать, что Афраний - Воланд, скорее совершить ошибку.
Это человек (образная квинтэссенция "служивых"), поставленная исполнять Долг, но отягощённая выбором.
Ответ на: