Найти тему
МИР И ЛЮДИ В ОБЪЕКТИВЕ

Овладение огнём сформировало управленческий клан, а затем частную собственность и эксплуатацию человека

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому

непрестанно обращай взор свой на зады,

чем сбережешь себя от знатных ошибок.

К.Прутков.

Начало рассмотрения темы здесь.

...Задолго до того, как возникла собственно государственная форма ор­га­низации, жизни наших предков неизбежно была присуща определенная сте­пень упо­рядоченности, следо­вательно, примитивная организа­ция и управ­ление существовали уже в период «социобио­логического» этапа пер­вобытной истории чело­вечества.

Взаимо­дей­ствие древ­них людей, являясь соци­альным по форме своего протека­ния, по спо­собу исполь­зова­ния орудий труда, ос­тавалось чисто биологическим по ха­рактеру це­лепо­лагания и достижения цели. Длительное время основным упоря­дочивающим фактором вы­ступало ин­стинктив­ное стремление че­ловека к выживанию.

Это явля­лось главной за­да­чей, и в ее решении участ­вовало все об­щество, по крайней мере, те, кто был фи­зически и умственно способен. Хотя уже и тогда, по-ви­димому, име­лись лица, оказывавшие управле­нческое воздейст­вие, но это были именно отдель­ные лица, а не специаль­ный слой, осуществляв­ший управ­ление всем сооб­ществом.

Народ­ная текто­логия (организация процесса) искала «не объяснений фактов, а практических шаб­ло­нов, директив, которые могли бы однообразно, так сказать механически, руко­во­дить дей­ст­виями и мыс­лями людей».

Л.Г.Морган утверждал, что «за­ро­дыш управления дол­жен быть найден в родовой ор­ганизации дикого состояния и про­слежен через по­следовательно разви­вающиеся формы этого учреждения вплоть до установления политического общества».

Од­нако, на наш взгляд, «зародыш управле­ния» был сфор­мирован значительно ранее. Уже два объединив­шихся индивида со­ставляли орга­ни­зацию из двух эле­ментов: ведомого и ведущего. «Что их тогда объе­диняет - общая цель, ко­торая входит в сознание того и другого. Это есть тот элемент их психики, ко­торый здесь вы­полняет организующую функцию».

С увеличе­нием числа элементов эта струк­тура ус­лож­нялась, и требова­лось больше знаний и усилий со стороны веду­щего для управле­ния разви­вающейся организацией.

Переломным моментом развития первобытного общества стало овладение огнем. В ре­зультате этого технологического прорыва человек получил ресурс, точнее энер­горесурс, ко­торый не использовался никем из других живых существ.

Этот ресурс, став компонентом объекта управления, вызвал изменения орга­ни­зации жизненного уклада, ибо освоение технологии ис­пользо­вания огня (добывание, со­хра­не­ние, усиление, транс­портировка и пр.) потребовало также познания природы, ее за­конов.

В первую оче­редь этими знаниями стали овладевать те, кто обеспечивал со­хранность огня. Именно у них была воз­можность и необходимость внима­тельно изу­чать законо­мерно­сти природ­ных явлений, т.е. постигать принципы организации ок­ружаю­щего мира.

Люди на­капливали, а определенные слои систематизировали и хранили свой ор­га­ни­за­ционный опыт, позволявший им повышать качество управле­ния сооб­ще­ством – с точки зрения безопасности его существования.

При этом «идея сильной едино­личной власти, по-види­мому, со­вершенно чужда первобытному миро­созерца­нию и наро­ждается лишь мало-по­малу соответ­ст­венно тем историческим из­мене­ниям, ко­торые про­исходят в экономи­че­ском укладе обще­ства».

С усложнением структуры человеческого сообщества формируются и соответ­ствую­щие им отношения и связи.

Так, появление первых форм куль­турной тради­ции, сосредо­точив­ших ор­ганизаци­онный опыт и регулировавших поведение лю­дей, обусловило разви­тие идеологических отношений в системе связей.

На этом этапе идеологические отноше­ния выступают именно как обеспече­ние и закреп­ле­ние нако­пленного опыта. Развитие этих от­ношений, в свою оче­редь, услож­няло состав эле­мента "субъект управления", в котором постепенно оформлялись управ­ленческо-идеологи­ческие (старейшины, жрецы) и кон­кретно-управ­ленческие (во­жди) структуры.

Объектом управления (те, кем управляют) при этом являлось все со­общество с его ресурсами - спо­собности и воз­можности ка­ждого для обеспечения жизне­деятельности всего сообще­ства. Террито­рия в данном случае вы­ступает всего лишь как ареал обитания (ана­логично ареалу львиного прайда или вол­чьей стаи и т.п.).

Орга­низацион­ных начал и управ­ле­ния требо­вали все ас­пекты жизни обще­ства: добы­вание и распределе­ние пищи, защита от опасности и многое другое. В сумме всё это обе6спеичивало одно - безопасность.

Назна­че­ние ранних организа­ционных структур и со­стояло в под­дер­жании оп­реде­ленного порядка, в сохране­нии не­кото­рой определен­ной структу­ры, ко­то­рая в процессе развития могла транс­форми­роваться, но ее главная цель – обеспе­чение безо­пасно­сти всего сообщества должна была оста­ться без изменений. Эту форму организации жизне­деятельности, су­ществующую и поныне, можно характери­зовать как безгосу­дарст­венную.

Первой формой такого общественного устройства, хорошо изученной на огромном и са­мом раз­нообразном эмпирическом материале, является родовая об­щина.

«Ро­довая орга­низация представляется нам одним из древнейших и наиболее широко распро­страненных учреж­де­ний человечества. Она явилась почти уни­вер­сальной основой со­циального строя древ­него обще­ства, азиатского, европейского, афри­канского, амери­канского и австралий­ского. Она была тем орудием, посредством которого об­щество было организовано и со­хранялось».
Ее внутрен­няя жизнь, явля­ясь поначалу са­мо­управлением, регулиру­емым поведенческими стереотипами, по­степенно перехо­дила к основам общест­венного комби­нированного управле­ния.

Результаты неолитической револю­ции при­вели к закреплению внутри общины струк­тур­ного управления производством и распределе­нием, и границы общины уста­навлива­лись рубежом, на котором утрачива­лось это структурное уп­равление.

Закон­ности еще не было, но систему целесооб­разных табу знали все: так было организовано внутриоб­щинное бес­структурное управление. Границы его сферы определялись раз­витостью сре­дств ком­муни­кации и пределом способ­ностей шаманов и старейшин помнить и обрабатывать по­ступающую информа­цию.

Ученые, исследовавшие организационную структуру доклассового общества выявили основные черты начального управления.

Организационная структура доклассо­вого обще­ства не была слож­ной, но органы самоуправления имелись – советы родов, фратрий, пле­мен. Принято считать, что по отношению к этому времени трудно гово­рить о выде­ле­нии управления в особый вид деятельности, поскольку основным сред­ст­вом ре­гу­ли­ро­вания выступали обычаи и традиции.

Однако они были сформули­ро­ваны, сохраняемы и переда­ваемы, следова­тельно, уже то­гда имелись лица, которые знали и пони­мали оп­реде­ленные прин­ципы ор­ганизации жизнедеятельности и их идеологическое обеспечение. Основы этого и были зало­жены в традициях, обычаях и обрядах, ис­пол­ня­вшихся, как пра­вило, добро­вольно; позднее - в ран­них фор­мах религиозных воз­зре­ний и в куль­товой прак­тике.

Таким образом, старейшин, жрецов, вождей (осуще­ств­лявших сово­купно собственно управ­ление, его идеологическое обеспечение и его конкретную реализацию) и можно, по на­шему мнению, счи­тать предтечей управ­лен­ческого кор­пуса человече­ства.

От­ли­чи­тель­ными чертами "управ­лен­цев" того вре­мени яв­лялись их вы­бор­ность, сме­няе­мость и ус­реднен­ная оп­лата труда, к тому же полно­стью завися­щая от его ре­зуль­тата.

Здесь уместно высказать мнение, которое может показаться субъек­тив­ным: вы­борные управленцы были представителями открытой, явной власти, тогда как "за кулисами" раз­вивающегося процесса управления обществом могли быть иные – ре­альные управленцы.

Именно они, обладая максимальным для своего вре­мени объе­мом знаний, обучали тех, кого позднее об­ще­ство и вы­берет как организаторов его жизнедея­тельности. Именно они выстраивали соответ­ствую­щие системы управления, включая себя только как скрытые вышестоящие управленческие эле­менты.

С точки зрения сохранно­сти сис­темы и возмож­ности ее развития на­личие такого эле­мента обязательно, ибо он аккумули­рует, хранит и трансли­рует при смене поколений необходимую ин­формацию, существующую, в силу своей исключитель­ной ценности, как закрытая, герметичная.

"Открытые управленцы" мо­гут по тем или иным причи­нам быть уничтожены, и тогда погибнет жизненно важная для системы информация.

А потому хранители герметичного зна­ния должны быть, как и это знание, сокрыты, то есть существовать как некая особая каста, особый слой в управ­ленческой иерархии общества.

Можно предположить, что роль погранич­ной про­слойки между откры­тыми и герметичными управленцами изна­чально играло ша­ман­ство-жрече­ство.

Фото кинокадра фильма "Фараон".  Фараон и жрецы, Кто из них реально владеет информацией управления?
Фото кинокадра фильма "Фараон". Фараон и жрецы, Кто из них реально владеет информацией управления?

Продолжение здесь, завтра.

Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.