Найти тему

Инцидент на Сухой речке. Как американцы в 1950 году атаковали советский военный аэродром в Приморье

8 октября 1950 года два американских реактивных истребителя Lockheed F-80C Shooting Star нанесли удар по аэродрому авиации Тихоокеанского флота близ села Сухая Речка возле бухты Перевозной в Хасанском районе Приморского края. Ввиду внезапности нападения налетчики ушли безнаказанными.

Звено Lockheed F-80C Shooting Star
Звено Lockheed F-80C Shooting Star

1950 год. Взаимоотношения между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции испортились окончательно. Уже произошли ряд инцидентов с применением оружия и жертвами с обеих противоборствующих сторон. К тому же, начавшаяся летом война на Корейском полуострове отнюдь не способствовала мирному сосуществованию двух уже сформировавшихся геополитических оппонентов.

Нападение на советский военный аэродром в Приморье стал апофеозом борьбы за весь1950 год. Оправдываться и извиняться пришлось самому Президенту США Гарри Трумэну, который также выразил готовность возместить причиненный ущерб и наказать виновных. Официальная версия произошедшего Правительства Соединенных Штатов одна, дескать летчики перепутали аэродром с Северокорейским, во что мне верится с трудом, так как аэродром Сухая Речка расположена примерно 150 км от Владивостока и 100 км от советско-корейской границы.

-2

В тот роковой день в боевой готовности находилось только дежурное звено, весь остальной летный состав отдыхал, в понедельник намечались учебные полеты. Вдруг неожиданно в 16:17 со стороны Владивостока на небольшой высоте появилась пара неопознанных самолета, которые на подлете к аэродрому резко снизились и открыли огонь из бортового оружия.

Руководитель проекта "Пути великих свершений" Георгий Никонов и Главный редактор издательства «Русский Остров» Александр Яковец обследовали место аэродрома. Объект законсервирован с конца 50-х годов, перфорированные плиты усиления полосы разобраны. Осталась идеально ровная грунтовая полоса заросшая травой и тальником
Руководитель проекта "Пути великих свершений" Георгий Никонов и Главный редактор издательства «Русский Остров» Александр Яковец обследовали место аэродрома. Объект законсервирован с конца 50-х годов, перфорированные плиты усиления полосы разобраны. Осталась идеально ровная грунтовая полоса заросшая травой и тальником

Под удар попала 1-я авиаэскадрилья 821-го полка 190-й истребительной авиационной дивизии 54-й воздушной армии, находившаяся на боевом дежурстве. Американцы сделали два захода, огонь велся только из курсовых пулеметов по стоящим на стоянке самолетам. Кстати, вооружение Lockheed F-80 Shooting Star совсем нехилое — батарея из шести 12,7 мм пулемётов Colt Browning M2/M3. По иронии судьбы были поражены семь единиц поршневых Bell P-63 Kingcobra американской постройки, полученных еще по ленд-лизу и к 1950 году изрядно устаревших. Один из советских истребителей полностью выгорел, а из шести пострадавших несколько удалось восстановить и вернуть в строй. Жертв среди личного состава не зафиксировано.

Bell P-63 Kingcobra на аэродроме Буффало перед отправкой в СССР.
Bell P-63 Kingcobra на аэродроме Буффало перед отправкой в СССР.

Командование дивизии ответственности не понесло, по причине того, что полк на тот момент был уже выведен из состава дивизии. Как ни странно, не было претензий и к командиру полка — его просто не было на Сухой Речке во время налета. Основную вину возложили на начальника штаба полка, командиров дежурной эскадрильи. Их военная прокуратура попыталась подвести под статью «за трусость». В итоге начальник штаба был осужден за то, что он, в нарушение инструкций, разрешил поэскадрильное размещение самолетов на стоянках, и за то, что не организовал сразу после перелета связь с ПВО Владивостока.

В настоящее время различимы следы различных аэродромных сооружений, капониры и т.д.
В настоящее время различимы следы различных аэродромных сооружений, капониры и т.д.

Shootingstar-ы пилотировали Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф. Из их объяснительных следует, что они мол сбились с курса из-за ошибки в навигации, приняли красные звезды на советских машинах за северокорейские и без задних мыслей открыли огонь по «врагу».

821-й ИАП. Забелин на крыле «Кобры». Конец 1950 г. Сухая Речка. Из открытых источников
821-й ИАП. Забелин на крыле «Кобры». Конец 1950 г. Сухая Речка. Из открытых источников

В одном из интервью известный советский ас Владимир Николаевич Забелин, занимавший в то время должность заместителя командира 3-й авиационной эскадрильи по летной подготовке 821-го истребительного авиаполка вспоминает инцидент на Сухой Речке так:

—  Что же произошло на Сухой Речке?

Конец 1950 года. В Корее уже полыхала война. У нас стали проводить учения с перебазированием частей на полевые аэродромы. Это стало входить в норму. 821-й полк проводил учение с перебазированием авиации и наземного обеспечения. Полк перебазировался, расставили все три эскадрильи по стоянкам, а 8 октября прилетели два «Шутинга», и нанесли удар по стоянкам. Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что один самолет взорвался, и еще шесть самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более двадцати самолетов, а в полку по штату всего сорок самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали два захода. Расстреляли самолеты «Кингкобры», стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких «МиГов» там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли.

Аэродром "Сухая речка" в наши дни
Аэродром "Сухая речка" в наши дни

— Так это была провокация, или они перепутали?

Не перепутали. Это была чистейшая провокация. Они прекрасно знали, куда летят. Пролетели сто километров от нашей границы с Кореей. Они всё прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились, и прочее, ерунда.

— А жертвы были?

Про жертвы я не помню. Убитых, во всяком случае, не было. И вот после этого случая срочно создали 64-й авиационный корпус и стали срочно готовиться к перевооружению… Буквально за два-три года переучили на новую технику почти всю авиацию Дальнего Востока. До этого к нам относились как ко второстепенному направлению, всю новую технику в Европу направляли.

На следующий день, 9 октября 1950 года, заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко вручил послу США в Москве ноту протеста. Реагируя на произошедшее, американский президент Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США и предложил «предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Американцы сообщили, что инцидент стал результатом навигационной ошибки и плохого расчета летчиков, а командир соединения истребителей был снят с должности. На том инцидент был исчерпан.