Уже традиционно в политический топ входят аресты и задержания вип-чиновников, депутатов и муниципальных управленцев. 2023-й не стал исключением, а, наоборот, закрепил силовой трек в политике, который, по мнению экспертов, уже приводит к смене элит.
Сперва о завершившихся историях.
Утверждены приговоры экс-мэру Владивостока Олегу Гуменюку и бывшему депутату ЗС ПК Артему Самсонову.
Финал судебного процесса над Олегом Гуменюком запомнился его ярким и эмоциональным последним словом. Ранее скромный на пафос градоначальник предстал пылким оратором. Давал жизненные советы ("не делайте ошибок, а самое главное — друзья подводят иногда, верьте только в себя"), звал журналистов к себе домой ("никаких золотых унитазов. Я ремонт в доме не делал 15 лет") и использовал очень образные сравнения ("это мое последнее слово — как последняя капля крови, которая осталась в моем организме, последняя капля веры в то, что действительно будет правосудие"). Надо отметить, что экс-мэр сдержал слово и за день до приговора пустил корреспондентов ИА PrimaMedia в свое жилище.
Экс-мэр Владивостока сдержал последнее слово: Олег Гуменюк впустил журналистов в свой дом
В январе Олег Гуменюк был осужден на 16,5 лет за несколько эпизодов получения взятки и приговорен к штрафу в 150 млн рублей. Позже — в мае — в апелляции наказание было смягчено — 12 лет колонии строго режима и штраф 140 млн.
Куда большие мытарства ждали коммуниста Артема Самсонова. В конце февраля Приморский краевой суд отменил ему 13-летний приговор, вынесенный в сентябре 2022 года судом первой инстанции за известный эпизод с фаллоимитатором на шаморовском пляже. Экс-депутат был переведен под домашний арест. Но надежда была дана лишь затем, чтобы потом ее отобрать. Прокуратура оспорила отмену приговора в кассации и победила. Новый апелляционный суд утвердил первоначальное наказание, и политик отправился отбывать его в колонию.
Позже глава DNS и главный либерал приморской политики Дмитрий Алексеев, комментируя свое присоединение к Общественном штабу поддержки Олега Кожемяко на выборах губернатора, честно признался, что с посадкой Артема Самсонова политика в Приморье закончилась.
И о делах актуальных. На старте года было заведено уголовное дело против вице-мэра Алексея Ляйфера. За месяц до этого были арестованы бывший заместитель главы Владивостока Наталья Соколова и бывший начальник управления муниципальной собственности Армен Карапетян. А через месяц после этого силовики задержали целую "земельную дюжину" — 12 чиновников различных ведомств и юристов. Все задержания были связаны с махинациями с участками под строительство во Владивостоке.
В апреле был заочно арестован и объявлен в международный розыск руководитель одной из крупнейших приморских компаний-застройщиков ГК "Эскадра" Борис Поздняков. История раскручивалась вокруг участка, расположенного на сопке Шошина, с которым связаны и уголовные дела Ляйфера и Соколовой.
"Массовая миграция чиновников Владивостока в СИЗО — одно из главных событий этого года, — считает политолог Вячеслав Беляков. — Огромный срок бывшему мэру и последовавшая цепочка арестов высокопоставленных чиновников — плохой знак для мэрии. Во-первых, серый дом продолжает утверждаться в звании "проклятого места" и привлечь туда компетентных сильных руководителей всё сложнее. Во-вторых, вскрывающиеся факты коррупции — плохой знак и негативная тенденция для региона в целом".
"Удивительная история Рустяма Абушаева. Уголовное дело, побег, розыск, появление в зоне СВО, награды, отмена розыска и фактически прекращение уголовного преследования — такая насыщенная жизнь у главы Большого Камня. Раньше подобное развитие событий представить было сложно. В целом же, с точки зрения опыта муниципального управления, можно отметить, что это первый случай в Приморье, когда человек, столь длительное время отсутствует на территории, находится под прицелом силовиков, но при этом продолжает оставаться главой", — отмечает политолог Ольга Кишаковская.