Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ва-банк" (Польша, 1981) и "Ва-банк-2, или Ответный удар" (Польша, 1984): мнения

Ва-банк / Vabank. Польша, 1981. Режиссер и сценарист Юлиуш Махульски. Актеры: Ян Махульски, Леонард Петрашак, Витольд Пыркош, Яцек Хмельник, Эва Шикульска и др. Прокат в СССР – 1984. 18,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Ва-банк-2, или Ответный удар / Vabank II czyli Riposta. Польша, 1984. Режиссер и сценарист Юлиуш Махульски. Актеры: Ян Махульски, Леонард Петрашак, Витольд Пыркош, Бронислав Вроцлавски, Яцек Хмельник, Эва Шикульска, Марек Вальчевски, Беата Тышкевич и др. Прокат в CCCР – 1987.

Эта пародийная дилогия одного из самых кассовых польских режиссеров Юлиуша Махульского («Новые амзонки» /«Сексмиссия», «Кингсайз» и др.) имела огромный успех в советском кинопрокате, собирая десятки миллионов любителей хитроумных интриг, остроумных реплик и отменного чувства стиля.

Кинокритик Денис Горелов писал, что в «Ва-банке» Махульски мастерски изобразил «до звона элегантную Польшу продолговатых авто, продолговатых глушителей и продолговатых паненок с низким смехом в регистре карамели «Раковая шейка». Польшу вуалей и афишных тумб. Польшу стиля – того, что поколения городских поляков поныне хранят от бурь, как огонек за пазухой. Махульский сделает потом тучу комедий… но ни в одной, даже в сиквеле, не достигнет уровня той тончайшей работы бутоньерки, какою был «Ва‑банк» первый. Кино, в котором все одеты с щегольской претензией настоящей мафии, но без ее же плебейского пережима. Кино, в котором везде – в ресторанах, офисах, съемных квартирах – горит низкий свет, сообщая интерьеру благородный матовый полумрак рекламных фото. Кино, в котором гангстер, прознав о смерти товарища, запирается в мансарде и играет на трубе. … Когда … киллера пыряют через занавеску стилетом и на белой кисее проступает от разинутого рта алое колечко, – даже смерть становится произведением искусства, циничной артнувошной виньеткой» (Горелов, 2019).

Однако многие кинокритики, в отличие от Дениса Горелова, не считали вторую часть «Ва-банка» слабее первой.

К примеру, Мирон Черненко (1931-2004) отметил, что после «Ва-банка» Ю. Махульски снимает «Ва-банк-2, или Ответный удар» так, что тот «не только не уступает своему предшественнику, но в чем-то и превышает его — элегантностью и небрежным профессионализмом режиссуры (это, видимо, после годичного пребывания на американских студиях, где он многому научился), способностью выстраивать феерическое приключенческое зрелище» (Черненко, 1990).

Анализируя «Ва-банк-2, или Ответный удар», кинокритик Анна Кагарлицкая обращала внимание читателей, что «в этом фильме все, «как в кино». Из тюрем умыкают заключенных с ловкостью анекдота. Виртуозно и изобретательно инсценируют собственную смерть. Проводят искусную операцию, «гримируя» довоенную Польшу под нацистскую Германию, тем самым срывая международный гангстерский план. И вообще, расстановка сил странная: оказывается, есть жулики хорошие, а есть плохие, бывают мошенники благородные, а бывают аморальные. Таковы правила игры, предложенные фильмом, - а этот фильм и есть игра. В нем торжествует принцип парадокса, знакомый еще по новеллам О'Генри, и сохранен колорит плутовского романа, здесь ностальгическая дымка 20-х годов оборачивается пародией на модный ретро-стиль. Переживая за судьбу романтичного «медвежатника» Квинто и искренне желая погибели гнусному банкиру Крамеру, зритель вряд ли поверит в реальность существования именно таких героев. Ну, конечно же, все это не всерьез, это легкая шутка, изящно задуманный и исполненный балаган. Хотя кровь здесь кровь, а не клюквенный сок, и добро обретает силу в схватке со злом, и дружба скрепляет сердца. Так что определенный нравственный урок таит эта остроумная история, где вечные истины сокрыты под маской лукавой фантазии» (Кагарлицкая, 1987: 16).

Сегодняшние зрители готовы получать удовольствие от «Ва-банка» снова и снова:

«Конечно, нравится! Вот где идеально сочетаются сюжет, атмосфера времени и блестящая актерская игра! Умно, весело, талантливо. И, что характерно, продолжение ("Ва-банк II") ничуть не хуже начала. А музыка какая!» (Тея).

«Ва-банк» - это и страна, и эпоха, и жанр, и актерская школа. А если еще и талант режиссера и сценариста» (Леонид).

Киновед Александр Федоров