Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ангар 18" (США, 1980) и "Никаких проблем" (Франция, 1975): разные фильмы, разные мнения

Ангар 18 / Hangar 18. США, 1980. Режиссёр Джеймс Л. Конвей. Сценаристы: Томас С. Чапман, Джеймс Л. Конуэй, Стивен Торнли, Стивен Лорд, Дэвид О'Мэлли. Актеры: Гэри Коллинз, Роберт Вон, Джеймс Хэмптон и др. В СССР – с марта 1982. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Джеймс Л. Конвей всегда тяготел к фантастическому жанру («Зачарованные», «Звездный путь», «В поисках Ноева ковчега» и др.). Но в СССР его знали в основном по фантастическому «Ангару 18 (1980).

Накануне президентских выборов в США на Землю прилетел НЛО, и американские военные спрятали в секретном ангаре 18… Зачем? И что дальше? Такова была завязка фантастического фильма «Ангар 18»…

Советские кинозрители в начале 1980-х были еще далеки от передозировки голливудскими фантастическими боевиками, поэтому «Ангар 18» только за первый год демонстрации посмотрело без малого 23 миллиона зрителей…

В год выхода «Ангара 18» во всесоюзный прокат советская кинопресса, разумеется, подчеркивала политический аспект этого фильма.

Так писатель-фантаст Александр Горбовский (1930-2003), напомнил читателям о гипотезе «космических пришельцев»: «Представляется закономерным, что мысль эта, преломившись в научно-популярной литературе, а затем в научно-художественных произведениях, пришла теперь на экран художественного кино. Впрочем, утверждать, что американский фильм «Ангар-18» посвящен только этой теме, было бы едва ли справедливо. Хотя значительная часть сцен происходят внутри корабля инопланетян или в космосе, основной конфликт лежит в иной плоскости. Точно так же, хотя в фильме есть неизбежная стрельба и столь же неизбежная погоня, истинный нерв действия находится вне этих событий. Все, что происходит на экране,— встреча с иным разумом, открытие тайны происхождения человечества, сами судьбы героев, ученых и космонавтов,— все это оказывается чем-то третьестепенным перед лицом другой, политической реальности. Для тех, кто принимает решения, кто находится у руля событий, главное совершенно иное — президентские выборы и то, какое влияние происходящее может оказать на их ход. Этому подчинено все, и все приносится в жертву этому. Те, кто видел американский фильм «Козерог-1», не могут не вспомнить его. Вспомнить не только из-за таких параллельных ситуаций, как «государство против космонавтов», космических сцен или сцен погони, а в силу более скрытых и более глубоких политических параллелей. В этом нет ничего удивительного. Одна и та же политическая реальность сегодняшней Америки порождает перекликающиеся попытки ее экранной интерпретации. Космическо-приключенческий сюжет — художественный язык этой попытки. И в том я в другом фильме речь идет, по сути дела, об одном – о готовности политиков современной Америки ради достижения или удержания власти принести в жертву космическое будущее человечества. Только ли космосом готовы пожертвовать они? А – разоружением, разрядкой? Это не риторический вопрос. И хотя никто из героев фильма не задает его, вопрос этот встает в создании каждого, кто смотрит картину» (Горбовский, 1982: 15).

Зрители XXI века всё еще вспоминают этот фильм:

«Я тогда был еще мальчишкой и мы смотрели его в кинотеатре по несколько раз. А потом я пересматривал его… После окончания сеанса, от взрослых мужчин сидящих где-то позади меня я услышал "...даааа, очень интересный фильм". И действительно: съемки были настолько притягательны и натуральны, что невозможно было ни на секунду оторвать взгляд от экрана. Меня до сих пор удивляет фантазия режиссера показать инопланетный корабль изнутри. И это в 1980году?! Интересно, откуда он черпал информацию? И главное - никаких прикрас. … Ставлю 5 с плюсом! Фильм вне конкуренции!» (С. Гриненко).

«В 1982 году, когда я его увидел, сказать, что я был потрясён, значит, просто ничего не сказать. А вот теперь пересмотрел снова: и он показался мне довольно-таки скучноватым и затянутым (то ли дело «Козерог-1»!). Ничего не поделаешь, класс "Б"» (Слава).

Киновед Александр Федоров

-2

Никаких проблем / Pas de problème! Франция, 1975. Режиссёр Жорж Лотнер. Сценаристы: Жорж Лотнер, Жан-Мари Пуаре. Актеры: Миу-Миу, Бернар Мене, Жан Лефевр, Анри Гибе, Анни Дюпре и др. В СССР – с июня/августа 1976. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Около полусотни фильмов – комедий, детективов, триллеров, пародий – за семьдесят с лишним лет. Таков баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино – Жоржа Лотнера (1926-2013).

В тридцать лет Жорж Лотнер был уже хорошо известен в "узких кругах" парижских кинематографистов сначала как ассистент режиссера, а потом как автор нескольких короткометражек. Его полнометражный дебют в кино состоялся в 1958 году, совпав по времени со становлением "новой волны" французского экрана. Это была комедия "Прыщавая малышка".

Поставив несколько фильмов с участием Бернара Блие ("Шагай или сдохни", "Умолкните, барабаны", "Седьмой присяжный"), Жорж Лотнер сделал коммерчески весьма успешный сериал о "черном монокле".

Было время (на рубеже 80-х), когда в наш прокат вышли сразу пять его фильмов, что, разумеется, не прошло незамеченным. Публика до отказа заполняла кинозалы, а кинокритики (в том числе и автор этих строк) дружно упрекали Лотнера в эстетизации насилия и возмущались, что смерть подавалась им порой как один из аттракционов "черного юмора"...

На фоне нынешних "рыночных" российских боевиков полупародийные ленты Жоржа Лотнера "Жил-был полицейский", "Полицейский или бандит" и "Незадачливый" по части профессионализма кажутся почти недосягаемыми вершинами.

В криминальной комедии «Никаких проблем» некий раненый мужчина попадает в квартиру к главной героине (Миу-Миу) и через пару минут умирает. Что делать? Как избавиться от трупа?

А с точки зрения черного юмора "Криминального чтива" Квентина Тарантино возня с трупом в лотнеровском фильме "Никаких проблем" кажется, вообще, "папочкиным кино"... Впрочем, Миу-Миу непринужденно чувствовала себя в стихии черного юмора этой ленты, не без погрешностей вкуса пародировавшей драму Фолкера Шлендорфа "Убийство умышленное и непреднамеренное"(1966).

Киновед Александр Федоров

В год выхода фильма «Никаких проблем» во всесоюзный прокат журналист Анатолий Макаров в «Спутнике кинозрителя», хотя и отметил «черный юмор» и «гиньольную» стилистику, но отнесся к нему с излишней серьезностью, подчеркивая дурные нравы буржуазного общества (Макаров, 1976: 21).

Зрители XXI века, напротив, относятся к ленте «Никаких проблем» именно в духе его жанра:

«Самая любимая французская комедия! прелестная, лёгкая, приятная, смешная. Можно смотреть бесконечно, панацея от плохого настроения! А какой юмор! Не пошлый, стильный, более чем фирменно французский, возможно, самобытно-лотнеровский» (Нина).

«Замечательная, стилистически тонкая, жизнеутверждающая искрометная "черная комедия". … И сейчас смотрится с неувядающим интересом. Французы, в отличие от американцев, умеют снимать комедии так, чтобы они доходили до той грани, за которой начинается пошлость, но никогда не переходили эту грань. Великолепна музыка Филиппа Сарда. Мелодичный мотив превращается, то в неаполитанскую песенку, то в веселую народную французскую, то в классическую пьеску. Замечателен актерский ансамбль» (А. Гребенкин).

Киновед Александр Федоров