Бабетта идёт на войну / Babette s'en va-t-en guerre. Франция, 1959. Режиссер Кристиан-Жак. Сценаристы: Мишель Одиар, Жак Эмманюэль, Жан Ферри, Рауль Леви, Жерар Ури. Актеры: Брижит Бардо, Жак Шарье, Роналд Говард, Жан Карме и др. Прокат в СССР – с 22 августа 1962: 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Кристиан-Жак (1904-1994) был одним из любимцев советского кинопроката, так целая гроздь его фильмов («Фанфан-тюльпан», «Бабетта идет на войну», «Закон есть закон», «Черный тюльпан» и др.) в разные годы с успехом шли на экранах от Москвы до самых до окраин.
В годы выхода комедии «Бабетта идет на войну» в прокат СССР журнал «Советский экран» опубликовал весьма критическую рецензию, в которой утверждалось, что «в фильме Бабетта – пустое место. Я имею в виду образ героини, как он написан сценаристами, развит режиссером и обыгран Б. Бардо. Потеряв народную основу центрального образа, Кристиан-Жак как будто утратил лучшие черты своего комедийного дара. Его легкость начинает граничить с легковесностью, непринужденность с небрежностью, остроумие с легкомыслием, веселье с пошлостью. Всё это коробит, начиная с первых же кадров, рисующих «славное бегство» из Франции обитательниц публичного дома, не желавших стать бесплатной добычей неприятеля. … Я более высокого мнения о французском остроумии» (Владимиров Б. Бабетта идет на войну // Советский экран. 1960. № 17).
Мнения зрителей XXI века существенно расходятся с выводами рецензента «Советского экрана»:
«Очаровательная комедия с красавицей Бардо. Сатирически изображен "папа" Шульц, и это одна из удач фильма. Хороша и хозяйка салона с фразой "Мы не сдадимся им бесплатно» (Алексей).
«Замечательный, очень остроумный фильм, который сделал бы честь любому режиссёру. Одна из лучших ролей Брижит Бардо. Элегантно, с юмором, насколько возможно, показана участь простых французов во время войны. Гитлеровцы показаны неглупыми, просто Бабетта переигрывает их за счёт женского обаяния, видимой простоватости и элементарного везения. Этот фильм наглядно показывает, почему женщины - лучшие разведчики» (Фред).
Киновед Александр Федоров
Искатели приключений / Les Aventuriers. Франция-Италия, 1967. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Хозе Джованни, Пьер Пелегри (по роману Хозе Джованни). Актеры: Ален Делон, Лино Вентура, Джоанна Шимкус, Серж Реджани, Валерий Инкижинов и др. В СССР – с 17 июня 1968. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Робер Энрико (1931-2001) – один из самых известных французских кинематографистов XX века.
Окончив киношколу, Робер Энрико ("Старое ружье") в тридцати годам был уже автором доброго десятка короткометражек. Кое-кто из журналистов предрекал режиссеру трудную судьбу "автора для избранных". Однако в 35 лет Энрико резко сменил курс, поставив по сценариям Х. Джованни остросюжетные картины «Луженые глотки» и «Искатели приключений», а затем, уже в 1970-х снял пронзительную драму «Старое ружье»…
В «Искателях приключений» два друга (Ален Делон и Лино Вентура) влюбляются в одну и ту же девушку и вместе с ней отправляются на поиски затонувших сокровищ…
Итак, Ален Делон и Лино Вентура (1919-1987) в этом фильме Робера Энрико (1931-2001) играли мужественных охотников за морскими сокровищами. Оператор Жан Боффети снимал их на фоне романтических пейзажей. А очаровательной героине Джоан Шимкус было нелегко сделать выбор...
Фильм имел большой успех. Во многом благодаря звездному дуэту Делон-Вентура, олицетворявшему силу, упорство, целеустремленность, верность, готовность к самопожертвованию, безумную страсть к риску и суровую нежность...
Говорят, Джованни (1923-2004) остался недовольным режиссурой Энрико, что и послужило толчком к его собственному режиссерскому дебюту.
Зато к Делону с Вентурой у Хозе Джованни, судя по всему, претензий не было. Почувствовав своих актеров, он сделал с ними, быть может, лучшие свои фильмы «Последнее известное место жительства» и «Двое в городе»...
Киновед Александр Федоров
Когда летом 1968 года «Искатели приключений» вышли в советский кинопрокат, «Советская культура» отнеслась к ним весьма критически, в духе «идеологической проработки» подчеркивая, что «фильм Энрико и Джованни — чисто развлекательный. В нем нет никаких социальных проблем. В нем нет даже примет времени, разве что покрой костюмов, прически героини, марки автомобилей. Лишь по этим признакам и можно установить, что действие картины происходит в наши дни. Правда, в одном эпизоде время как будто бы врывается в фильм черно-белыми кадрами, в которых запечатлено бегство белых колонизаторов из одной их африканских стран. Но это только так кажется. Эпизод этот всего-навсего сюжетный ход, необходимый авторам. Естественно, что эти недостатки значительно снижают художественные достоинства картины» (Советская культура, 1968: 4).
В таком же ключе писали об «Искателях приключений» кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) и редактор Андрей Эрштрем: «Жаль, что картина сделана по традиционным канонам западного приключенческого, так называемого коммерческого кинематографа. … И всё же нет сомнения, что профессионально скроенная, красивая до того, что временами становится откровенно фальшивой, приключенческая лента кинолента привлечет внимание многих зрителей. А вот взволнует ли, заставит ли задуматься и запомнится ли? Сомневаемся!» (Белявский, Эрштрем, 1968: 19).
Однако зрители и тогда, и сейчас, похоже не согласны с такими кинокритическими мнениями:
«Отличный фильм, в детстве смотрел раз пятнадцать, сейчас сбился со счёта. Отличная игра актёров, лихой сюжет и, конечно же бесподобная музыка Франсуа де Рубэ... Пошёл в кино, совершенно не представляя на что, просидел полтора часа с открытым ртом и сразу побежал в кассу за билетом на следующий сеанс» (С. Манекин).
«Этот фильм является, по-моему, ярчайшим образцом романтического кино. Я посмотрел его, когда он впервые вышел на наши экраны. Мне не было ещё двадцати, а в этом возрасте особенно остро воспринимаются романтические мотивы. Наверное, все мы бредили в детстве поисками сокровищ и зачитывались соответствующими книгами. В фильме показаны чертовски обаятельные герои в исполнении Лино Вентуры и Алена Делона. Какая тонкость в выражении чувств! Настоящая дружба между ними, дружеское отношение обоих к девушке, постепенно переходящее в любовь. Вечные попытки выбиться из бедности, обрести независимость, которую могут дать только деньги. … Фильм оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие, которое многократно усиливается прекрасной музыкой. Недавно опять посмотрел его, впечатление то же, что и в первый раз» (Макаров).
Итак, у "Искателей приключений" и сегодня множество поклонников среди зрителей. И автор этой книги – один из них...
Киновед Александр Федоров