Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Тигр Акбар" (ФРГ, 1950), "Хорошенькое дельце" (Франция, 1973) и "Свет за шторами": разные фильмы, разные мнения

Тигр Акбар / Der tiger Akbar. ФРГ, 1950. Режиссер Гарри Пиль. Сценаристы: Гарри Пиль, Вильям Квиндт. Актеры: Гарри Пиль, Фридль Хардт, Хильде Хилдебранд, Николай Колин, Хельга Виденбрюг, Фриц Лафонтен и др. В СССР – с 26 ноября 1951 года. 23,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и актер Гарри Пиль (1892-1963) начал работать в кино в 1912 году. С приходом нацистов к власти в Германии стал верой и правдой служить режиму (с 1933 по 1945 год года был членом национал-социалистической немецкой рабочей партии), за что после окончания второй мировой войны получил полгода тюрьмы. С 1950 года, уже в ФРГ, снова вернулся в кинематограф.

… Укротитель Джонни повстречался укротительницей Юттой, и как водится, они полюбили друг друга. Но тигр Акбар восстает против их любви…

Цирковая мелодрама «Тигр Акбар» стала одним из зрительских хитов в СССР, собрав в 1951/1952 годах более 23-х миллионов зрителей только за первый год демонстрации.

Сегодня о «Тигре Акбаре» почти не вспоминают – ни зрители, ни киноведы…

Киновед Александр Федоров

-2

Свет за шторами / Feny a redeny mogott. Венгрия, 1965. Режиссер Ласло Надаши. Сценарист Миклош Сабо. Актеры: Аттила Надь, Илдико Печи, Нандор Томанек, Золтан Латинович, Золтан Варкони и др. В СССР – с 13 марта 1967. 23,3 млн. зрителей (на серию) за первый год демонстрации.

Режиссер Ласло Надаши (1927-1983) на протяжении своей творческой карьеры ставил в основном остросюжетные фильмы («Большой синий знак», «Свет за шторами», «Номер неизвестен», «Убийство девушки», «Облава», «Виновник неизвестен» и др.).

В мастеровито поставленном детективе «Свет за шторами» коварный шпион пробрался не куда-нибудь, а прямо в венгерские органы госбезопасности…

Зрители и сегодня иногда вспоминают эту шпионскую ленту:

«Крепкий шпионский детектив. Жаль черно-белый и очень много темных сцен. Мужчины в основном красавчики, Магда, вообще, очаровашка...» (Евгения).

«Достойный восхищения фильм. Прекрасное музыкальное сопровождение, черно-белое полотно, красивая игра актеров подчеркивают таинственность происходящего на экране, делают фильм запоминающимся и на века» (Серг-39).

Киновед Александр Федоров

-3

Хорошенькое дельце / La Belle affaire. Франция, 1973. Режиссёр Жак Беснар. Сценаристы: Андре Клер, Робер Тома. Актеры: Мишель Серро, Рози Варт, Мишель Галабрю и др. В СССР – с 27 мая 1974 (по другим данным – с декабря 1974). 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Жак Беснар (1929-2013) снимал в основном развлекательные фильмы и сериалы («Ресторан господина Септима», «Хорошенькое дельце», «Прекрасная англичанка», «Возвращение Арсена Люпена» и др.).

В криминальной комедии «Хорошенькое дельце» наркоторговцы устраивают «камеру хранения» в кафе, владельцы которого поначалу ни о чем не подозревают…

В год выхода этой ленты во всесоюзный прокат кинокритик и литератор Нина Толченова писала в «Спутнике кинозрителя» так: «Будучи откровенной пародией на гангстерский фильм, «Хорошенькое дельце», к сожалению, все же, пожалуй, слишком уж изобилует смертями и убийствами, хотя картине никак нельзя отказать в остроумии. Я не любительница подобных, слишком уж «острых» сюжетов; мне лично в этом типично французском фильме больше всего по душе отточенная, поистине мастерская игра актеров, с неподражаемым юмором изображающих незадачливую, но очень дружную супружескую пару» (Толченова, 1974: 22).

Кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006), анализируя «Хорошеньком дельце», напоминал читателям: «В детективе разработано уже множество сюжетных схем. Из них можно было бы составить нечто вроде детективной талины Менделеева. Из такой — воображаемой — таблицы Жак Беснар, режиссер «Хорошенького дельца», выбрал схему устоявшуюся, традиционную, которою изобрел в конце 20-х годов американский писатель Дэшиэл Хэммет в романе «Красная жатва». Схема эта состоит в том, что один человек оказывается между двумя бандами, провоцирует стычки между ними, стычки становятся все более решительными и результативными, наконец происходит финальное кровопролитие, в котором взаимоуничтожаются все, кто еще не был добит, и на поле боя остается единственный уцелевший герой-одиночка. У Жака Беснара нет горьких раздумий Хэммета о внутреннем, «духовном» родстве гангстеризма и фашизма. Создатель «Хорошенького дельца» будто доброжелательно похлопывает по плечу своего героя: «Ну, давай, отмочи еще что-нибудь!» (Михалкович, 1976).

Некоторым зрителям «Хорошенькое дельце» нравится до сих пор:

«Замечательный фильм в лучшей французской традиции, прекрасная криминальная комедия, конкурентоспособная и сегодня» (Фред 2013).

Киновед Александр Федоров