Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask. Великобритания–США, 1976. Режиссёр Майк Ньюэлл. Сценарист Уильям Баст (по мотивам романа Александра Дюма "Виконт де Бражелон, или десять лет спустя"). Актеры: Ричард Чемберлен, Иэн Холм, Патрик МакГуэн, Дженни Эгаттер, Ральф Ричардсон, Луи Журден и др. В СССР – с 21 мая 1979. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Майк Ньюэлл снимает фильмы разных жанров (в основном – развлекательных) с 1960-х годов. Во многих случаях он предпочитает экранизации известных литературных произведений («Человек в железной маске», «Сага о Форсайтах», Гарри Поттер и кубок огня, «Большие надежды»). Но есть у него и заметные работы, поставленные по оригинальным сценариям («Танец с незнакомцем», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Улыбка Моны Лизы», «Донни Браско» и др.).
… 1662. Париж. У Людовика XIV (Ричард Чемберлен) есть брат-близнец (его роль сыграл всё тот же Ричард Чемберлен), которого скрывают много лет… История о «железной маске» уже не раз экранизировалась в разных странах и до сих пор привлекает зрителей. Версия Майка Ньюэлла была очень тепло встречена советской аудиторий в конце 1970-х, и у этой ленты до сих пор есть немало поклонников…
В год выхода «Человека в железной маске» в советский прокат советская пресса отнеслась к нему в целом вполне благосклонно.
К примеру, киновед Александр Брагинский (1920-2016) на страницах «Спутника кинозрителя» писал, что хотя «Человеку в железной маске» инее хватает иронии, он «полон неожиданных поворотов сюжета. В нем есть что поиграть актерам, а зрителям что переживать – всем, даже детям. Таковы законы этого жанра» (Брагинский, 1979: 18).
Киновед Александр Федоров
Трюкач / The Stunt Man. США, 1978. Режиссёр Ричард Раш. Сценаристы: Лоуренс Б. Маркус, Ричард Раш. Актеры: Питер О'Тул, Стив Рэйлсбэк, Барбара Хёрши, Аллен Гарфилд, Алекс Рокко, Шэрон Фаррелл и др. В СССР – с 30 июля 1982. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Ричард Раш (1929-2021) за свою карьеру снял дюжину фильмов разных жанров («Слишком рано для любви», «О любви и желании», «Человек по имени Кинжал», «Судьба-злодейка», «Аллея грома», «Ангелы ада на колёсах», «Псих-аут», «Дикая семёрка», «Цвет ночи» и др.), но наибольшую известность принес ему именно «Трюкач».
…Сбежавший из тюрьмы преступник, случайно оказывается на съемочной площадке и опять же случайно убивает главного каскадера. Режиссер соглашается спрятать беднягу от полиции, если тот заменит погибшего….
«Трюкач» с блистательным Питером О'Тулом в главной роли в своё время широко и с большим успехом у публики прошел в советском прокате.
Советская кинопресса отнеслась к «Трюкачу» в целом позитивно.
Так в журнале «Искусство кино» отмечалась, что хотя «Трюкач»«в гораздо большей степени тяготеет к коммерческому кинематографу, нежели к тому острокритическому направлению в искусстве, к которому принадлежит работа Линдсея Андерсона [«О, счастливчик!»], по праву относимая к английской киноклассике. … есть в картине и еще один, пусть тонкий, непроработанный, но все же время от времени проступающий на поверхность слой, позволяющий говорить об определенной причастности этого порой слишком нарочитого и трескучего «карнавала» к реальности серьезных жизненных проблем, об известной искренности авторов. Не зря же столь многое в жизни представляется им профанацией, подтасовкой, попыткой выдать пустяк за значительное!» (Филимонов, 1983: 162- 163).
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов писал,что «сам фильм продлил череду зашифрованных в нем киноиллюзий, парадоксов и мистификаций. На левой студии ничем ни до, ни после непримечательный режиссер снял безусловный шедевр десятилетия» (Горелов, 2019: 43).
Однако у кинокритика Георгия Самсонова сложилось совсем иное мнение относительно «непримечательности» режиссера «Трюкача»:«Трюкач» – фильм очень личный, выстраданный. Его создатель Ричард Раш потратил на него целых девять лет своей жизни: завершенная в 1978 году, картина вышла на экраны лишь два года спустя. Раш не скрывал, что Илай Кросс – это его alter ego, и поэтому не удивительно, что образ режиссера в этой ленте получился таким глубоким и многогранным» (Самсонов, 1993).
А кинокритик Евгений Нефёдов отметил, что «вдохновенная игра Питера О’Тула… позволяет передать самую суть такого таинственного и многостороннего явления, как режиссура. … Однако основным, пусть и незримым, пусть бесплотным, действующим лицом остаётся гений самого Раша, укрощающий фактуру, выстраивающий, начиная с пролога, бесчисленные случайности и совпадения таким образом, что поневоле закрадывается подозрение: без вмешательства провидения не обошлось. Иллюзия, на которой зиждется кинематограф…, оказывается убедительнее – во всяком случае привлекательнее – подлинной реальности. Отсюда лишь шаг до вывода в том духе, что и изменять действительность проще всего через управление чужими грёзами и несбыточными мечтами, подпитываемыми при помощи непрекращающегося каскада захватывающих дух трюков. Это придаёт остроумному, динамичному, зрелищному фильму ещё и философскую глубину, а главное, отзвук выкрикнутого художником, но мало кем услышанного пророчества» (Нефёдов, 2015).
Зрители XXI века, как правило, высоко оценивают «Трюкача»:
«Фильм-легенда! Всё на высоте: сценарий, актёры, музыка. Не потерял актуальности» (Марыся).
«Один из лучших фильмов о том, как снимают кино. Одна из лучших ролей Питера О'Тула (вот где «Оскара» надо было присуждать!), и, пожалуй, самые лучшие роли Барбары Херши и Стивена Рейлсбека. Ярко, пронзительно, трогательно без фальши. Живые диалоги и музыкальная тема, которую невозможно забыть... Многослойная и многопроблемная история... Иллюзия, внезапно проникшая в реальность... Человеческая жизнь, поставленная в зависимость от кинокартины» (Тея).
Киновед Александр Федоров
Рождённая свободной / Born Free. Великобритания–США, 1965. Режиссёр Джеймс Хилл. Сценарист Лестер Коул (по книге Джой Адамсон). Актеры: Вирджиния МакКенна, Билл Треверс, Джеффри Кин, Роберт С. Янг и др. В СССР – с 29 декабря 1969. 23,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Джеймс Хилл (1919-1994) начал свою кинематографическую карьеру во второй половине 1940-х. Его привлекали приключенческие сюжеты («Путешествие для Джереми», «Разгадка пропавшей обезьяны», «Приключения Тима», «Рожденная свободной», «Капитан Немо и подводный город» и др.).
Африканская саванна. Кения. Львица, детенышем попавшая к людям…
Фильм «Рождённая свободной» был одним из самых популярных у советской детской и семейной аудитории конца 1960-х – начала 1970-х… В какой-то степени этот фильм стал своего рода компенсацией несбыточных путешествий в экзотические страны для многомиллионной аудитории СССР.
Зрители и сегодня очень тепло отзываются об этой трогательной ленте:
«Фильм очень волнующий. Он заставляет взглянуть на привычные нам вещи по-другому. История львицы дала мне понять, что дружба возможна между людьми и животными» (Тенчик).
«Потрясающая картина! Очень добрая, нежная история. Фильм о дружбе между людьми и грозными дикими животными. Смотрела его очень давно, но до сих пор вспоминаю с трепетом в душе. ... Финальная сцена трогает до слез...» (А. Сван).
«Добрый фильм о животных, очень актуальный и сегодня, когда их стало еще меньше. Экологическая тема в кино тогда еще только набирала высоту, но потом уже таких картины было много» (Иван).
Киновед Александр Федоров