Римские каникулы / Roman Holiday. США, 1953. Режиссер Уильям Уайлер. Сценаристы: Джон Дайтон, Далтон Трамбо. Актеры: Грегори Пек, Одри Хепбёрн, Эдди Алберт, Хартли Пауэр и др. Прокат в СССР – с июня 1960: 24,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Фильмы выдающегося мастера мирового экрана Уильяма Уайлера (1902-1981) появлялись в советском прокате довольно редко и часто с большим запозданием («Лучшие годы нашей жизни», «Римские каникулы», «Как украсть миллион», «Освобождение Лорда Байрона Джонса»).
«Римские каникулы» появились на советских экранах с опозданием и еще до выхода в массовый кинопрокат были встречены кинопрессой довольно тепло:
«...Из вымышленном страны прибыла в Рим юная принцесса Анна со свитой. Пресыщенная приемами и официальными церемониями двора, Анна пользуется первым же удачным случаем, чтобы вырваться на волю и смешаться с простыми веселыми людьми большого городе.
Судьба сталкивает бежавшую от свиты Анну с американским журналистом Джо. Он узнает е своей случайной знакомой принцессу и стремится собрать о ней как можно больше сенсационного материала для газеты, чтобы выиграть пари с редактором.
Анна с детской непосредственностью и любопытством воспринимает все окружающее. Забыв о своем высоком положении, она с увлечением катается на мотороллере, ест мороженое, сидя на ступеньках площади Испании, выстригает себе челку, танцует с парикмахером в кабачке и даже участвует а драке с полицией, посланной на ее розыски. Анне нравятся простые, доселе незнакомые ей люди, принцессе по душе их жизнь, которой она лишена в скучном и чопорном дворце. Анна успевает полюбить веселого и разбитного журналиста Джо.
Однако весь ход событий напомнил ей, что она принцесса и потому не может выбирать любимого по зову своего сердца.
Профессиональный интерес журналиста к «исчезнувшей» принцессе сменился у Джо привязанностью и чувством симпатии к этой обаятельной девушке. Пусть проиграно пари, Но он не использует собранный им сенсационный материал! В финальной сцене, когда принцесса выступает на пресс-конференции, Джо вручает Анне компрометирующие ее фотографии...
Так заканчивается эта занимательная комедия. Лирика и тонкий юмор переплетаются в ней с мотивами социальной сатиры. Реалистическим, живым сценам из быта римлян, глубоко человечным образам простых людей противопоставлен мир надменной и духовно пустой аристократии, поданный в приемах гротеска, карикатуры.
Любопытно, что в съемках участвовали многочисленные отпрыски вымирающих родовитых семей. Не уловив, очевидно, сатирического авторского замысла, итальянские княгини, графини, баронессы, экс-консул хортистской Венгрии Эстергази и многие другие. … Сатирические сцены настолько метки, что одно из европейских монархических государств выразило протест против демонстрации фильма.
«Римские каникулы» снова подтвердили большое мастерство и талант Уильяма Уайлера» (Добохотов, 1958. № 23).
Однако затем в том же «Советском экране» была опубликована более «идеологически выдержанная»:
«Но я все-таки пошел смотреть американский фильм «Римские каникулы», когда узнал, что эта картина поставлена Уильямом Уайлером, и что в ней играют Одри Хепберн и Грегори Пек. Мы помним Одри Хепберн по «Войне и миру». Конечно, ее Наташа Ростова не совсем такая какой мы ее себе представляем. Это и не удивительно: иностранцу, вероятно, трудно воплотить образ русский — по внешности, по характеру, по судьбе. Но будем справедливы к Одри Хепберн. Пусть спорно, пусть неполно, но она решила задачу, может быть, самую трудную для любого актера. Грегори Пек обладает большим обаянием и безукоризненной… это умелый и правдивый артист. И наконец. Уильям Уайлер…
Сюжет «Римских каникул» вымышлен… Эксцентричная принцесса повергает в ужас королевскую семью, парламент и «высший свет» своим нежеланием считаться с традициями и этикетом… Правда, в фильме есть еще одна черточка, которая делает его не только смехотворно старомодным но и фальшиво пропагандистским. Уайлер не только отстаивает право на любовь для своей героини Он еще и жалеет бедную представительницу королевской семьи» (Блейман, 1960: 14-15).
Мнения зрителей XXI века о «Римских каникулах», как правило, весьма позитивны:
«Потрясающее кино. Смотрел несколько раз, вот и недавно в очередной раз просматривал и не смог оторваться до самого конца. И вроде бы легкий жанр и какой при этом пример тончайшей проработки характеров. И с какой любовью здесь снят Рим, словно постановщики сами ощущали радость героини, которой впервые удалось пожить нормальной человеческой жизнью» (Хабиби).
Киновед Александр Федоров
Как украсть миллион / How To Steal a Million. США, 1966. Режиссёр Уильям Уайлер. Сценаристы: Джордж Брэдшоу, Гарри Кернитц (по мотивам «Восхода Венеры» Джорджа Брэдшоу). Актеры: Одри Хепбёрн, Питер О'Тул, Илай Уоллак, Хью Гриффит, Шарль Буайе и др. В СССР – с 6 января 1975. 24,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Фильмы выдающегося мастера мирового экрана Уильяма Уайлера (1902-1981) появлялись в советском прокате довольно редко и с большим запозданием («Лучшие годы нашей жизни», «Римские каникулы», «Как украсть миллион», «Освобождение Лорда Байрона Джонса»).
Увлекательная романтическая комедия «Как украсть миллион» привлекает, прежде всего, красивым и талантливым дуэтом Одри Хепберн («Римские каникулы») и Питера О'Тула («Лоуренс Аравийский»).
Одри Хепберн создала определенный тип женственности в кино 1950-х: подчеркнутая элегантность и в то же время открытость, непосредственность.
Питер О'Тул в начале своей карьеры прославился как театральный актер, он блистал в Лондоне в постановках самого Лоуренса Оливье. Иронический гротеск, эксцентричность – своего рода фирменный почерк О'Тула.
В фильме «Как украсть миллион» его персонаж – детектив, которого героиня Одри Хепберн убеждает помочь ей украсть статуэтку из парижского музея. Нужно ей это потому, что ее отец делает копии произведений искусства и выдает их за подлинники, изящная статуэтка – одна из них. Чтобы спасти отца от разоблачения и неминуемой тюрьмы любящая дочь готова на все…
Киновед Александр Федоров
В год выхода этой комедии во всесоюзный прокат (а он состоялся почти через десять лет после американской премьеры) советская кинопресса откликнулась на нее неоднозначно, всячески подчеркивая, что от киноклассика ждали гораздо большего.
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) в «Спутнике кинозрителя» напомнила читателям, что «сюжет, связанный с подделками и музейными кражами, весьма распространен ныне в мировом кино, как, впрочем, и сам жанр иронического детектива или детективной комедии, которой тяготеет лента Уайлера. Но рука мастера видна и здесь. Фильм сделан в отличном ритме, внимание зрителей завоевывается с первых же кадров и не ослабевает на протяжении всего действия. Участие таких известных актеров, как Одри Хепбёрн и Питер О'Тул, также украшает эту занимательную и веселую ленту» (Хлоплянкина, 1975: 22).
А киновед Ян Березницкий (1922-2005) подчеркнул, что «во вторичности сюжетной схемы и национальной разноликости не было бы большого греха, останься лента Уайлера лентой Уайлера. То есть привнеси режиссер в сюжетную схему что-либо свое, личное. Беда ленты не столько в ее разноликости, сколько в безликости. … К счастью, маститый режиссер чувствует, видимо, ущербность этого сведенного к сюжетной функции «лиризма» и не очень-то на нем настаивает. Во всем же остальном превосходный кондиционированный воздух этой первоклассно отштампованной картины вполне может сойти за атмосферу и ничуть не помешать рассчитанному на два часа пять минут удовольствию» (Березницкий, 1975: 4-5).
Зрители XXI века, как правило, до сих пор в восторге от этого фильма, давно уже ставшего классикой жанра:
Шедевр! Филигранная работа актеров, режиссера, сценариста и оператора! Фильм на все времена. Браво! (А. Лосева).
«Супер! … Испытываешь восторг от просмотра фильма: все изящно и весело! Высший пилотаж. Поставила бы ему самую высшую категорию!» (Лисистрата).
«Обожаю, обожаю, обожаю этот фильм! Актёры, игра, юмор, атмосфера, тема искусства, антураж, музыка, сюжетные перипетии так и притягивают к экрану: смотреть могу бесконечно!» (А. Селиверов).
Киновед Александр Федоров