Смерть негодяя / Mort d’un pourri. Франция, 1977. Режиссер Жорж Лотнер. Сценаристы: Мишель Одиар, Жорж Лотнер (по роману Рафа Вале). Актеры: Ален Делон, Орнелла Мути, Стефан Одран, Морис Роне, Мирей Дарк, Мишель Омон, Жан Буиз, Даниэль Чекальди, Жюльен Гийомар, Клаус Кински и др. В СССР – с ноября 1979. 25,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Таков баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино – Жоржа Лотнера (1926-2013) – около полусотни фильмов: комедий, детективов, триллеров, пародий, снятых за семьдесят с лишним лет («Жил-был полицейский», «Никаких проблем», «Смерть негодяя», «Кто есть кто», «Игра в четыре руки», «Профессионал» и др.).
Филип Дюбай (Морис Роне) убивает депутата с сомнительной репутацией, а его приятель Ксавье (Ален Делон) пытается обеспечить ему алиби… Но и жизнь самого Филипа находится в опасности…
В «Смерти негодяя» Ален Делон снова встретился на съемочной площадке со своим давним партнером – Морисом Роне (1927-1983), с которым они играли в таких знаковых фильмах, как «На ярком солнце» («Жгучее солнце») и «Бассейн». Увы, эта совместная работа стала последней для этих выдающихся актеров: 14 марта 1983 года Морис Роне скончался от рака в парижской больнице в возрасте 55 лет…
Киновед Александр Федоров
В годы выхода «Смерти негодяя» в советский прокат кинопресса стремилась подчеркнуть антибуржуазную направленность этой ленты.
Так кинокритик Николай Суменов (1938-2014) писал в «Спутнике кинозрителя», что «фильм «Смерть негодяя» построен по законам классического детектива – серия таинственных убийств, поиск преступника, его разоблачение, но авторы французского фильма использовали популярный жанр, чтобы создать произведение социально-критического, антибуржуазного, я бы даже сказал, политического направления. Одна из главных тем прогрессивного западного кино – тема обличения коррупции, продажности высших чиновников, критика полицейского аппарата» (Суменов, 1979: 20).
Уже в XXI лихой кинокритик Денис Горелов в своей ироничной рецензии подчеркнул, что «Смерть негодяя» – «фильм о сложной, полной опасностей жизни казнокрадов вызывает в России смешанные чувства. С одной стороны, здесь тоже любят Делона и жалеют Орнеллу в белом плащике. С другой — довольно сильно не любят депутатов. Двухсотлетний французский путь революций, реставраций, террора, диктатуры и кровавой пан-европейской экспансии мы прошли за семьдесят, оказавшись на исходе века в одной с ними точке полной утраты национальной пассионарности и произрастающего оттуда эгоизма, наплевизма и коррупции. Готовности спереть все, что лежит, продать все, что купят, и лечь под любую активную субкультуру… — лишь бы не пострадал домик в Жаворонках и корова с кабанчиком. Разница — в терпимости к злоупотреблениям. Франция 70-х, голосуя за социалистов, явно готова закрыть глаза на облико морале и посострадать любимым артистам. Делон в финале толкает зрелую речь о двух опасностях усталого социума — беспорядке и порядке. И засаживает пулю в комиссара, вздумавшего карать ворье своими средствами. В России к началу нулевых анархия достигла таких пределов, что черного правосудия давно уже никто не боялся» (Горелов, 2019: 222).
Зрители XXI века и сегодня вспоминают этот фильм:
«Великолепный фильм! Проникновенный, жизненный сюжет и чудесная, непревзойдённая игра выдающегося, неподражаемого актёра всех времен — Ален Делона! Фильм актуален даже сейчас, через сорок лет после его создания!» (Алекс-1959).
«Фильм немного затянутый, не хватает динамики. Но смотреть можно ради Делона! На его харизме всё и держится» (Франсуаза).
Киновед Александр Федоров
Ураган / Hurricane. США, 1978. Режиссёр Ян Троэль. Сценаристы: Лоренцо Семпле мл., Чарльз Нордхофф, Джеймс Норман Холл (по роману Чарльза Нордхоффа). Актеры: Миа Фэрроу, Джейсон Робардс, Дейтон Ка'не, Тимоти Боттомс, Тревор Ховард, Джеймс Кич, Ману Тупу, Макс фон Сюдов и др. В СССР – с 7 июня 1982. 25,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Ян Троэль начал работу в кино в начале 1960-х. Вскоре он заявил о себе, как об одном из самых перспективных европейских режиссеров фильмами «Вот твоя жизнь» (1966) и «Эне, бене, рес» (1968, приз Берлинского кинофестиваля). Значительными произведениями киноискусства стали его «Эмигранты» (1971, номинация на «Оскар»), «Поселенцы» (1972) и «Невеста Зенди» (1974, приз Давид ди Донателло), «Капитан» (1991), «Гамсун» (1996) и другие его фильмы.
«Ураган» был поставлен на стыке жанров мелодрамы и фильма-катастрофы.1920-е годы. По ходу сюжета американская художница Шарлотта решает навестить своего отца, губернатора далекого острова. Именно там Шарлоту ждет любовь и суровые испытания…
С подачи продюсера Дино Де Лаурентиса (1919-2010) работу над «Ураганом» начал было Роман Полански, но проблемы с американским законом не позволили ему снять этот фильм. Тогда контракт на съемки был подписан с известным шведским режиссером Ян Троэлем, который и завершил этот дорогостоящий проект вместе со знаменитым оператором Ингмара Бергмана Свеном Ньюквистом (1922-2006).
Увы, бокс-офисные ожидания Дино Де Лаурентиса не оправдались: при стоимости в 22 млн. долларов «Ураган» смог собрать в американских кинозалах только 4,5 млн. «зеленых». Правда, в неизбалованном голливудскими блокбастерами. СССР фильм ждал успех: посмотреть на экзотику захотели 25 с лишним миллионов зрителей.
Советская кинопресса предпочла об «Урагане» почти не писать. А вот американская кинопресса растерла этот фильм в порошок. Знаменитый кинокритик Роджер Эберт назвал его худшим фильмом 1979 года,
Киновед Александр Федоров
Мнения российских зрителей XXI века об «Урагане» противоречивы:
«Поразительно красивый фильм, хотя вроде бы банальная история» (Галп).
«И хороший, и красивый, и очень даже захватывающий фильм. А сколько в нем красивой эротики, как раньше умели красиво снимать фильмы о любви без пошлости» (Новикова).
«Изначально был уверен, что это фильм-катастрофа. В общем-то, так оно и оказалось – последние четверть часа картины. А всё остальное время было занято скучнейшей любовной историей, которая, если честно, абсолютно меня не затронула» (Г. Воланов).
«Тайфун здесь бесподобен, одна из лучших ролей. Всё остальное: актеры, сюжет – на уровне заводской самодеятельности. Если нужна экзотика, надо смотреть Синдбадов» (Т. Тутмос).
Киновед Александр Федоров