Завещание турецкого аги / A koppanyi aga testamentuma. Венгрия, 1967. Режиссер Ева Журж. Сценаристы: Эва Журж, Имре Бенчик (по роману Иштвана Фекете). Актеры: Петер Бенкё, Ференц Бешшенеи, Адам Сиртеш, Клари Толнаи, Иштван Иглоди и др. В СССР – с 14 декабря 1970. 25,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ева Журж (1925-1997) начала свою карьеру в кино и на ТВ во второй половине 1950-х. За тридцать с лишним лет она поставила около шести десятков лент, часто они были экранизациями известных литературных произведений. Наибольшую известность получили ее фильмы «Женщина в казарме» (1960), «Лорды и люди» (1961), «Браки заключаются на земле» (1962), «Электра» (1962), «Солнце всегда светит над облаками» (1962), «Жениться запрещено» (1963), «Отелло в Гюлахазе» (1966), «Варвары» (1966), «Веселое воскресенье» (1966), «Завещание турецкого аги» (1967), «Желтая роза» (1968), «Ревизор» (1969), «Стеклянная клетка» (1970), «Осенние скачки» (1975), «Эбигейл» (1978), «Философ» (1981), «Глория» (1982), «Ромео, Джульетта и тьма» (1985), «Крейцерова соната» (1987) и др.
Вторая половина XVI века. Венгерский дворянин погибает от сабли турецкого аги во время турнира, но сын венгра клянется отомстить… Такова завязка исторической ленты «Завещание турецкого аги»…
Эту картину до сих пор вспоминают зрители:
«Отличный фильм. … местами комедиен, но все-таки здесь есть и трагедия… Первый раз видел еще школьником – был в диком восторге. Очень хорошая музыка, постановка драк, поединков просто на высоте. Пересматривал недавно. Опять понравилось, вспомнил школьные годы. Респект» (Протвень).
«Интересный приключенческий фильм. Весёлый и увлекательный. И саундтрек запоминающийся» (Вихрь).
Киновед Александр Федоров
Инспектор-разиня / Inspecteur la Bavure. Франция, 1980. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Жан Бушо, Клод Зиди. Актеры: Колюш, Жерар Депардье, Доминик Лаванан, Жюльен Гийомар и др. В СССР – с 12 ноября 1982. 25,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Французскому режиссеру Клоду Зиди в советском прокате необыкновенно повезло – на экраны вышло около десятка его фильмов («Новобранцы идут на войну», «Чудовище», «Не упускай из виду», «Инспектор-разиня», «Откройте, полиция!» и др.).
В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Френсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».
Комические ситуации в «Инспекторе-разине» во многом построены на том, что полицейский в исполнении популярного комика Колюша (1944-1986) явно не соответствует своей ответственной работе: то и дело попадает впросак…
В год выхода комедии «Инспектор-разиня» журналист Галина Сенчакова писала в «Спутнике кинозрителя»,что «успех Колюша прежде всего в демократичности образа-маски, созданного актером. Герой Колюша — простак, доверчивый, добродушный, несколько стеснительный, робкий, к тому же не очень удачливый. В силу своего характера он то и дело попадает впросак. В силу тех же причин умеет находить выход из трудного положения. Инспектор-разиня — это он. Разумеется, фильмы с Колюшем всегда комедии. Однако, смех смехом, но иногда комедия оборачивается и драматической стороной. А иногда в ней присутствуют невероятные приключения. Например, в «Инспекторе-разине» есть весь детективный набор — полицейские, преступник, даже не один, наконец, есть преступление. Разумеется, все в комедийном варианте. … Впрочем, Колюш смешон даже в ярости. У Жерара Депардье, знаменитого партнера Колюша по этой картине, глаза от ужаса лезут на лоб, когда разиня крушит бульдозером дом, где он спрятал не в меру любопытную журналистку-заложницу. А мы смеемся. Значит, комедия удалась...» (Сенчакова, 1982).
Мнения нынешних зрителей об этой комедии, как правило, существенно разнятся:
«Обычная, с глупым сюжетом, плоскими шутками, но весёлая французская комедия. Один разок можно посмотреть, но не более!» (Алекс-1959).
«Не помню сколько раз смотрел этот фильм, сбился со счёта. И сам Колюш в главной роли великолепен, а в паре с Депардье - просто бесподобен» (М. Кириллов).
Киновед Александр Федоров