Фанфары любви / Fanfaren der Liebe. ФРГ, 1951. Режиссер Курт Хофман. Сценарист Хайнц Паук. Актеры: Дитер Борше, Георг Томалла, Инге Эггер, Оскар Зима и др. В СССР – с 7 сентября 1958. 25,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Курт Хофман (1910-2001) всю свою творческую жизнь снимал развлекательные фильмы («Такси Китти», «Фанфары любви», «Королева ночи», «Любовь в налоговой инспекции», «Музыка по ночам», «Фокус-покус», «Летающий класс», «Фейерверк», «Трое на снегу», «Сегодня мой муж женится», «Гостиница в Шпессарте», «Мы, вундеркинды», «Ангел, который зацепил свою арфу», «Прекрасное приключение», «Боязнь сцены», «Замок с привидениями в Шпессарте», «Любви нужно учиться», «Фокус-покус или: Как заставить моего мужа исчезнуть...?», «Прекрасные времена в Шпессарте», «Один день прекраснее другого», «Капитан» и др.).
Сюжет музкомедии «Фанфары любви» был спустя несколько лет адаптирован для голливудского хита «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»). И здесь – и там двое оставшихся без заработка музыкантов устраиваются на работу в женский оркестр…
Зрители XXI века вспоминают «Фанфары любви» без особого восторга:
«Вкусовщина, конечно, но «Фанфары любви» – фильм на один раз. … С актёрами – полная беда: вот кого, положа руку на сердце, из «Фанфар» мы знали тогда, и знаем сейчас?! … Сравнивать «Фанфары» с гениальным «Некоторые любят погорячее» просто смешно!» (Г. Воланов).
«Фанфары любви» – это просто веселая комедия с вставными музыкальными номерами. Фильм прост и незатейлив, но сегодня смотреть такое кино довольно утомительно, фильм устарел» (Фриценятка).
Киновед Александр Федоров
Трое на снегу / Drei männer im schnee. ФРГ, 1973. Режиссер Альфред Форер. Сценарист Манфред Пурцер (по одноименному роману Эриха Кёстнера). Актеры: Клаус Шварцкопф, Роберто Бланко, Томас Фрич, Сюзанна Бек и др. В СССР – с 1976. 25,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Альфред Форер (1914-1986) поставил множество развлекательных фильмов, и часть из них попала в советский кинопрокат («Среди коршунов», «Верная Рука – друг индейцев», «Срок семь дней», «И дождь смывает все следы», «Трое на снегу», «Ответ знает только ветер»). Все ленты Альфреда Форера, шедшие в советских кинозалах, имели большой успех у зрителей.
В комедии «Трое на снегу» на альпийском курорте миллионера перепутали с автомехаником, отсюда и все повороты сюжета…
Советская кинопресса отнеслась к «Троим на снегу» весьма негативно, обвиняя этот фильм в пропаганде буржуазного образа жизни.
В частности, в статье в журнале «Искусство кино» обращалось внимание читателей, что «используя достаточно банальный сюжетный ход, авторы начинают исподволь внедрять идею о всеобщем равенстве, которого, якобы, достигло сегодняшнее «общество потребления». Теоретики «постиндустриального» мира декларируют, что разветвленная система информации, общедоступные зрелища и развлечения уравнивают все классы и социальные слои. В подобных распространенных на Западе рассуждениях личность интерпретируется в одном аспекте — как потребитель. Создатели развлекательной картины «Трое на снегу» идеологически мыслят примерно так же. Поскольку, дескать, запросы миллионера, парикмахера или автослесаря ограничены их физическими возможностями, то, стало быть, они равноправны. Поэтому так настойчиво в картине выпячивается скромность запросов и потребностей Тоблера.
Ремесленному искусству свойственно, чтобы каждая сюжетная линия несла утилитарную функцию, примитивный смысл которой всегда лежит на поверхности. Если метаморфозы Тоблера внушают мысль о тотальном равенстве, будто бы свойственном буржуазному миропорядку, то приключения красавца Дорфмайстера пропагандируют допотопный миф о том, что буржуазное общество каждому преподносит свой шанс. Важно лишь, чтоб тебе чуть-чуть повезло, и ты не упустил свое счастье, которое обычно реализуется на экране либо в виде лотерейного выигрыша, либо в виде наследства, а чаще всего в образе богатой невесты, что, на взгляд доверчивого потребителя «массовой культуры», более достоверно и реально. Заметим, что в контексте такого рода опусов счастье и богатство — синонимы. Дочке миллионера Тоблера как нельзя вовремя приглянулся Дорфмайстер, у которого всегда в кармане сквознячок...
Режиссер Форер и сценарист Пурцер безусловно обладают профессиональной сноровкой дельцов от «массовой культуры». Беря ситуации затасканные, выкраивая сюжет по апробированным стандартам, они умеют ненавязчиво и достаточно деликатно начинить комедийную ленту прославлением буржуазного образа жизни в соответствии с новейшими концепциями апологетов капитализма» (Пронин, 1976: 157-160).
Любопытно, что и сегодня зрители продолжают спорить об этой незамысловатой ленте:
«Стоит смотреть этот фильм "глазами 1976 года"… Фильм очень светлый, оптимистичный и просто красивый и ещё у него есть аромат комедий 70-х годов. На такой фильм хорошо пойти с друзьями, а ещё лучше – с девушкой – хорошее настроение на вечер после него гарантировано!» (А. Образцов).
«Фильм получился очень уж пустяковым по сравнению с действительно лёгкой и остроумной повестью Эриха Кестнера. Многое в сюжете было переделано, события перенесены из 20-х годов в 70-е» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Тайна шифра / Secretul cifrului. Румыния, 1959. Режиссер Лучиан Брату. Сценаристы: Думитру Карабэц, Теодор Констатин (по роману Теодор Констатина «В полночь упадет звезда») Актеры: Эманоил Петруц, Михай Мереуцэ, Джео Майкан и др. В СССР – с 26 декабря 1960: 25,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Лучиан Брату (1924-1998) снял больше десятка фильмов, однако советским зрителям больше всего полюбился именно детектив «Тайна шифра».
Сегодня эта лента прочно забыта – и зрителями, и киноведами…
Киновед Александр Федоров