День дельфина / The Day of the Dolphin. США, 1973. Режиссёр Майк Николс. Сценарист Бак Хенри (по роману Робера Мерля «Разумное животное»). Актеры: Джордж К. Скотт, Триш Ван Девере, Пол Сорвино, Фриц Уивер и др. В СССР – с 1 декабря 1975. 26,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Майк Николс (1931-2014) – один из самых именитых голливудских режиссеров («Основные цвета», «Волк», «Открытки с края бездны», «Деловая девушка», «Ревность», «Силквуд», «День дельфина», «Познание плоти», «Уловка 22», «Выпускник», «Кто боится Вирджинии Вульф?» и др.).
В фантастической драме «День дельфина» биолог (Джордж Скотт) проводит эксперименты с дельфинами, которые вступают с ним в диалог… Но военные хотят использовать дельфинов в своих целях…
В середине 1970-х «День дельфина» пользовался большим успехом в советском прокате (чего не скажешь о судьбе этого фильма в кинопрокате американском). Причина была не только в профессионализме режиссера и исполнителя главной роли, но и в самой «дельфиньей» теме, весьма популярной в СССР тех лет.
Нужно также учитывать, что американских кинолент (особенно новых) в советском кинопрокате 1970-х было немного, и почти каждая из них вызывала повышенный интерес у массовой аудитории.
Отзывы аудитории XXI века на фильм «День дельфина» довольно разнообразны:
«День дельфина» – очень трогательный фильм, снятый с любовью к морским обитателям. Также, в фильме прослеживается этический подтекст, сострадание и милосердие к дельфинам выходят на передний план» (Юлия).
«Я понимаю почему это кино смотрится с элементами ностальгии в отзвуках памяти. … Да и смесь научной фантастики с детективом, на фоне красивой (яхты, тропические острова, виллы на них) «фирменной» жизни, да ещё со вполне соответствующей общепринятой тезой о милитаризации науки в капиталистических странах и её зависимости от денег крупной буржуазии. Что же, из последнего вполне понимаю и закупку этой киноленты для отечественного проката – очень идеологически правильный сюжет» (Каана).
«Собственно, после просмотра у меня осталось только два неразрешенных вопроса. Первый – как такой трэш умудрился снять автор дерзких «Выпускника» и «Познания плоти» Майк Николс? И какого черта в эту хрень занесло Джорджа К. Скотта, которые после недавнего «Паттона» был на пике своей карьеры в Голливуде? Теоретически казалось, что если складывать две большие величины – успешного режиссера и мастеровитого актера, то на выходе должно появиться плюс/минус что-то вразумительное. Но данная постановка годилось разве что только для проката в Советском Союзе… Ну, и прямо скажем, крайне неудачно для подобной роли был подобран грузный и далеко не спортивный Джордж Скотт… А учитывая еще и откровенно бредовый сюжет, в котором от романа француза остались только пискливо-говорящие дельфины, «ловить волну» с этим фильмом можно было только в странах социалистического содружества. Именно участием в таких проектах сильные режиссеры и актеры легко теряют тяжело создаваемую репутацию» (Акатос).
Киновед Александр Федоров
Жил-был полицейский / Il etait une fois un flic. Франция-Италия, 1971. Режиссер Жорж Лотнер. Сценаристы: Жорж Лотнер, Франсис Вебер, Р. Карон (по роману Р. Карона). Актеры: Мишель Константен, Мишель Лонсдаль, Мирей Дарк, Даниэль Ивернель, Робер Кастель, Венантино Венантини, Ален Делон и др. В СССР – с 25 ноября 1974. 26,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Около полусотни фильмов – комедий, детективов, триллеров, пародий – за семьдесят с лишним лет. Таков баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино – Жоржа Лотнера (1926-2013).
В фильме «Жил-был полицейский» комедия сочетается с детективной интригой. Здесь рассказывается история о том, как полицейский Кампана едет в Ниццу, чтобы разобраться там с одним из криминальных боссов…
Главную роль в этом фильме сыграл Мишель Константен (1924-2003), родившийся во Франции в семье русских эмигрантов Хохловых. Его отец был дворянского рода, в годы гражданской войны сражался в армии Деникина; после поражения белых, в конце 1920 года, оказался с женой за границей. До своего дебюта в кино Константин Хохлов был мелким бизнесменом, спортсменом и журналистом. Во второй половине 1950-х Мишель Константен стал сниматься в фильмах («Дыра»), затем, уже в 1960-х сыграл заметные роли в таких известных картинах, как «Луженые глотки» («Лесорубы»), «Второе дыхание», «Закон выжившего». В 1970-х – в «Львиной доле», «Клане марсельцев», «Чемодане», «Травле». Далее в его карьеру пришли съемки в телесериалах…
Киновед Александр Федоров
Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме существенно расходятся:
«Сегодня нашел этот фильм в инете. Пересмотрел полностью. Удивительное дело – он воспринимается свежо и с живым интересом. А детали тогдашней Франции, Ниццы и вообще – сейчас даже интереснее, чем тогда» (Юрий).
«Отличный фильм! И юмор, и острый сюжет. Мишель Константен блистательно играет этого сурового, мужественного героя» (Балдахин).
«Мне фильм – так себе. Для комедии – юмора маловато, для детектива – интрига слабовата. Также вызывает большие сомнения и приглашение на главную роль Мишеля Константена. На мой взгляд, гораздо органичнее он смотрелся бы в роли второго плана» (Г. Воланов).
Киновед Александр Федоров
Последний патрон / Ultimul cartus. Румыния, 1973. Режиссер Серджиу Николаеску. Сценарист Титус Попович. Актеры: Иларион Чобану, Джордже Константин, Амза Пелля, Себастьян Папаяни, Марга Барбу, Йон Бесою, Коля Рэуту, Жан Константин, Серджиу Николаеску и др. В СССР – с 26 июня 1975. 26,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Серджиу Николаеску (1930-2013) за свою карьеру поставил три десятка фильмов разных жанров, среди которых были масштабные костюмно-исторические постановки («Даки», «Михай Храбрый» и др.), вестерны («Прерия», «Последний из могикан», «Зверобой», «Приключения на берегах Онтарио»). Но наибольшую любовь советских зрителей этому режиссеру принесла детективная ретросерия о борьбе с преступностью в послевоенной Румынии, начатая со стильного фильма «Чистыми руками».
«Последний патрон» начинается со сцены гибели комиссара Миклована (Серджиу Николаеску). Его преемник решает отомстить…
Несмотря на то, что полюбившийся зрителям персонаж Серджиу Николаеску появляется в этом фильме ненадолго, поклонников у «Последнего патрона» немало и в XXI веке:
«Отличный боевик! Чобану – один из лучших румынских актеров! Очень сильная сцена на кладбище…, где он кладет на могилу друга букетик фиалок и патрон, и вслед ему с улыбкой как будто бы смотрит Миклован. Аж дыхание перехватывает» (Дита).
«Замечательный, захватывающе сделанный криминальный детектив (с элементами боевика)… Хорошо сыграл главную роль Илларион Чобану» (А. Гребенкин).
Киновед Александр Федоров