Одиночка / Le Solitaire. Франция, 1986. Режиссер Жак Дерэ. Сценаристы: Альфонс Будар, Жак Дерэ, Симон Майкл, Даниэль Сен-Амон. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жан-Пьер Мало, Мишель Бон, Пьер Вернье, Катрин Рувель и др. Прокат в СССР – 1989. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Американизированный стиль гангстерско-полицейских лент типичен для французского режиссера Жака Дерэ (1929-2003),из года в год делавшего беспроигрышную ставку на имидж Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона («Борсалино», «Троих надо убрать», «Маргинал»).
Конечно, во всех этих лентах ощутим «французский привкус». То изображение в кадре выглядит слишком элегантно, то психологизм персонажей в иных эпизодах выходит за жесткие рамки "американизма".
Но в целом общая сюжетная схема сохраняется:
- гангстеры живут по своим строгим законам, подчиняясь своего рода криминальному "кодексу чести";
- маньяки-убийцы и насильники, зная, что по их следу идут стражи закона, бросают им вызов, совершая одно дерзкое преступление за другим;
- вернувшись из мест заключения благородный герой (гангстер, полицейский или секретный агент) мстит своим обидчикам...
В "Одиночке", правда, дается несколько иной вариант. Персонаж Бельмондо мстит за смерть друга...
Классическое расследование часто заменяется в фильмах такого сорта на преследование по законам триллера. Когда зритель должен замирать в напряженном ожидании очередного убийства...
Киновед Александр Федоров
Правда, кинокритик Сергей Лаврентьев посчитал, что «разворачивается история у Дере предельно вяло. О какой-либо режиссерской аранжировке сюжета и речи нет. Всеохватная вялость к тому же не компенсируется, казалось бы, обязательными для жанра потасовками и стрельбой: они в «Одиночке» занимают непростительно мало экранного времени. Похоже на то, что Жак Дерэ в порядке эксперимента решил построить полицейский боевик на одних диалогах, рассчитывая, что коммерческий успех ленты будет обеспечен уже одним фактом исполнения главной роли неотразимым Бельмондо, за счастье новой встречи с которым публика простит любую режиссерскую небрежность. Но не исключено, что и сам Бельмондо рассуждал о Дере примерно так же: ведь актер работал с опытнейшим профессионалом. Во всяком случае, в вялой атмосфере «тихого» боевика актер чувствует себя в высшей степени органично. Конечно, походка еще пружинит и фигура спортивна, но на постаревшем лице написана усталость... Вот и фильм выглядит каким-то лишенным энергии, словно постаревшим вместе с его создателями» (Лаврентьев, 1989).
Однако кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) был к «Одиночке» добрее: «Приносят нам радость или огорчение встреча с любимым актером даже в будничном, «проходом» для него фильме? Лично я склонен считать, что все-таки радость. Дело в том, что даже в заурядную картину большой мастер привносит обаяние, притягательность своей личности, миф, легенду, окружающую его экранный мир. В «случае Бельмондо» - это бесстрашие и ловкость, спонтанность, азарт и хладнокровие героя, балансирующего на пределе сил, на краю пропасти и сохраняющего при этом истинно французский юмор и жизнелюбие» (Зоркий, 1989: 13).
Зрители XXI века, похоже, склонны согласиться с мнением Андрея Зоркого:
«Серьезное произведение. Для мужчин. Фильм видела не один раз и все равно волновалась… Как часто бывает, против Бельмондо выступает его коллега… Методы персонажа Бельмондо жесткие, но он имеет дело с самым опасным противником. Отличный фильм "Одиночка", как и все, где снимается мой любимый актер» (Ирина).
«Понятно, что Бельмондо в этом фильме постарел, но всё ещё держит марку» (Д. Равик).
«Замечательный фильм. Рекомендую, кто не видел, к обязательному просмотру. Бельмондо в роли комиссара Стана великолепен.... Впрочем, как и в других многочисленных своих ролях» (В. Сидоренко).
«Шикарный фильм! Один из моих любимых» (Фоксик).
Киновед Александр Федоров
Волчье эхо / Wilcze echa. Польша, 1968. Режиссер и сценарист Александр Сцибор-Рыльски. Актеры: Бруно Оя, Ирена Карель, Збигнев Добжиньски и др. В СССР – с 30 июня 1970. 27,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер и сценарист Александр Сцибор-Рыльски (1928-1983) долгие годы сотрудничал с Анджеем Вайдой (1926-2016), для которого написал сценарии его знаменитых фильмов «Пепел», «Человек из мрамора» и «Человек из железа». В 1963 году А. Сцибор-Рыльски дебютировал в режиссуре, поначалу в комедийном и драматическом жанрах. Однако в конце 1960-х он поставил два остросюжетных фильма – «Преступник оставляет след» (1966) и «Волчье эхо» (1968).
Для советских зрителей особый интерес вызывало то, что в главную роль в фильме «Волчье эхо» сыграл эстонский актер Бруно Оя (1933-2002), до того сильно заявивший о себе в картине «Никто не хотел умирать», действие которой также разворачивалось в первые послевоенные годы…
Зрители XXI века вспоминают «Волчье эхо» очень тепло:
«Один из самых любимых фильмов моего детства. Бруно Оя просто настоящий герой. Красивый, сильный и бесстрашный солдат, который уволен за дерзость из армии, но в одиночку сражается с бандой убийц в милицейской форме. Прекрасная музыка, потрясающей красоты пейзажи, горы, реки, долины и динамичный сюжет» (Алекс).
«Здорово сделанный боевик, мне всегда нравились такие остросюжетные ленты с сильными мужчинами» (Ваня).
Киновед Александр Федоров