Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Самозванец с гитарой" (Польша) и "Комиссар полиции обвиняет" (Румыния): разные фильмы, разные мнения

Комиссар полиции обвиняет / Un comisar acuză. Румыния, 1973. Режиссер Серджиу Николаеску. Сценаристы: Винтиля Корбул, Серджиу Николаеску, Эуген Бурада. Актеры: Серджиу Николаеску, Амза Пелля, Георге Диникэ, Йон Бесою, Жан Константин, Эммерих Шеффер и др. В СССР – с января 1976. 29,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Серджиу Николаеску (1930-2013) за свою карьеру поставил три десятка фильмов разных жанров, среди которых были масштабные костюмно-исторические постановки («Даки», «Михай Храбрый» и др.), вестерны («Прерия», «Последний из могикан», «Зверобой», «Приключения на берегах Онтарио»). Но наибольшую любовь советских зрителей этому режиссеру принесла детективная ретросерия о борьбе с преступностью в послевоенной Румынии, начатая со стильного фильма «Чистыми руками».

Действие фильма «Комиссар полиции обвиняет» разворачивается в Румынии 1940 года, когда там шла ожесточенная борьба за Власть…

Советская кинопресса отнеслась к детективным фильмам С. Николаеску позитивно.

К примеру, кинокритик Николай Суменов (1938-2014) хвалил С. Николаеску не только за незаурядные внешние данные, но и за то, что тот «самые сложные сцены исполняет сам, отказываясь от дублеров и каскадеров» (Суменов, 1976: 18).

Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов, на мой взгляд, точно подметил, что «долгоиграющая франшиза обычно скроена по модели комикса. Слово о комиссаре было комиксом вторичным... Не зная лучшего, и тому были рады сверх меры: главное осталось. Лощеный джентльмен, объективный, как сама Фемида. Эскадроны смерти в зловещих кожаных пальто. Кавалькады машин-убийц в проблесках света на мокрой мостовой... С нашей стороны — элегантный револьвер среднего калибра и очень, очень, очень дорогие костюмы: в противовес эффектному черному жлобью страж закона обязан был выглядеть с иголочки — и выглядел. Оставшись один против целой своры, меланхолически поднимал воротник пиджака. В перестрелке на кладбище пуще глаза берег сбитую в суматохе шляпу. Титанус румынского жанра Николаеску отжал это кичевое великолепие из постного сюжета о настоящих партийцах, идущих на смену отмирающему сословию сыскарей» (Горелов, 2019: 164-165).

Многим зрителям «Комиссар полиции обвиняет» нравится до сих пор:

«Очень интересный фильм. Снят уже довольно давно, а смотрится захватывающе. Я даже не ожидала. Концовка неожиданная и запоминающаяся» (Татьяна).

«Великолепная режиссерская и актерская работа С. Николаеску, сочетающая элементы исторического, политического фильма и захватывающего боевика» (А. Гребенкин).

«Настоящий гангстерский фильм, очень увлекательный» (Михаил).

Киновед Александр Федоров

-2

Самозванец с гитарой / Мощный удар / Mocne uderzenie. Польша, 1966. Режиссер Ежи Пассендорфер. Сценарист Людвик Старский. Актеры: Магдалена Завадска, Ежи Турек, Ирена Щуровска и др. Прокат в СССР – с октября 1970. 29,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ежи Пассендорфер (1923-2003) получил известность фильмами на военную тему («Покушение», «Крещенные огнем», «Цвета борьбы», «Плечом к плечу», «День прозрения», «Последние дни» и др.). «Самозванец с гитарой» – одна из немногих его работ «легкого» жанра, в данном случае – музыкального.

В «Самозванце с гитарой» есть развернутая любовная линия, но почти тридцать миллионов советских зрителей заполняли в 1970 году кинозалы не из-за этого. Дело в том, что в этой ленте участвовали знаменитые в ту пору польские группы: Skaldowie и Niebiesko-Czarni, откуда в 1966-м еще не ушел легендарный Чеслав Неман (1939-2004), так как он начал сольную карьеру с 1967 года.

Так что поклонники польской популярной музыки бежали на это кино со всех ног…

Я согласен с кинокритиком Денисом Гореловым: эта «картина стала отдушиной, через которую к нам и просочилось всемирное бит-помешательство: ребята-демократы могли позволить себе то, что считалось предосудительным у нас. Зауженные белые джинсы. Мужские полусапожки. Электрогитары в траве. И главное — цветные водолазки, именуемые в мире «битловками», припев «йе-йе», губная гармошка на ритм-гитару: вся мелодика ливерпульской четверки, умело скопированная cover-группой «Скальды». Даже латиница польского алфавита добавляла забугорной моднючести» (Горелов, 2019: 150).

Советская кинопресса приняла «Самозванца с гитарой» снисходительно.

Так кинокритик Татьяна Иванова писала в «Спутнике кинозрителя», что «сюжет уязвим. Но и «Скальды», и «Сине-черные» в самом деле талантливы, свою миссию на экране они выполняют с блеском. Что же до недостатка логики и правдоподобия в характерах героев, то, вероятно, постановщик фильма Ежи Пассендофер их инее искал. Таково, в конце концов, свойство жанра» (Иванова, 1970: 22).

У сегодняшних зрителей «Самозванец с гитарой» часто вызывает приятные воспоминания:

«Да, ностальгический фильм... Смотрел его, помнится, в 10-м классе, во время зимних каникул. Да не один раз! В сущности, это был первый на наших экранах фильм, где показали пусть польские, но всё-таки рок-группы (точнее, тогда их называли "бит-группы")» (Игорь)

«Пересмотрела с огромным удовольствием. Думала не пойдет. Оказывается, есть много смешных моментов. Подзабыла... В общем, получила удовольствие от фильма, а больше от дубляжа нашими прекрасными актерами. Фраза "Умеют петь немногие, но поют все", как будто взята из сегодняшнего времени» (Ирина).

Киновед Александр Федоров