Бей первым, Фредди! / Slå først, Frede! Дания, 1965. Режиссер Эрик Баллинг. Сценаристы: Хеннинг Бахс, Эрик Баллинг, Петер Сандер. Актеры: Мортен Грунвальд, Ове Спрогёэ, Поул Бундгорд, Эсси Перссон и др. Прокат в СССР – с 1 июля 1969. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эрик Баллинг (1924-2005) поставил около сорока фильмов, в основном – развлекательного свойства. В СССР имела большой успех его пародия «Бей первым, Фредди!».
В СССР, где в 1960-х годах не было в прокате ни одного фильма о Джеймсе Бонде, показывались только кинопародии на эту суперпопулярную франшизу (впомним, например, чехословацкий «Конец агента»).
К числу таких пародий принадлежал и датский фильм «Бей первым, Фредди!», который посмотрело три десятка миллионов зрителей.
Интересно, что этот успех был, несмотря на то, что 1) советские зрители не были знакомы с оригиналом; 2) в датском фильме не было звезд, даже европейской величины; 3) картину прокатывали с возрастным ограничением «до 16 лет».
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов, как всегда, иронично напомнил читателям, что «задолго до фон Триера и «Мести» Дания‑тюрьма стала равноправной кинодержавой с помощью одного‑единственного фильма. Страна… поучаствовала в травестии шпионского жанра случайным фриком‑дилетантом. Первым этот прикол продал Хичкок в «Север – Северо‑Запад» – с той поры клиент‑лопух, шляпа в перьях, фраер в галстуке атласном стал классической острой приправой к постной войне сверхдержав. Средь высоких блондинов в разных ботинках немудрено было и затеряться – но Фредди Хансен не затерялся, нет. Ему помог дивный саундтрек Бента Фабрициуса‑Бьерре: стоило вступить первым пяти аккордам темы рыжего в тылу врага – дуболом в мокром смокинге и ластах 45‑го размера вставал перед глазами, как живой. Он ржал, как Лелик, правильно отвечал на конспиративный вопрос: «Не вас ли я видел в среду с блондинкой?» («Это была брюнетка») – и гасил плевком бикфордовы шнуры, а между делом спасал мир от третьей мировой войны. Войну предстояло разжечь специально дрессированными голубями, пущенными на Москву в крылатых ракетах, – но Москва об этом не узнала. Непочтительные отзывы о родине вырезались из комедий начисто, с китайской непримиримостью, – а голубей слали на «районы, где у русских радарные установки слабее» (Горелов, 2019).
Многие зрители XXI века и сейчас вспоминают эту пародию с удовольствием:
«Сейчас-то понятно, что «Бей первым, Фредди!» – пародия на "бондиану", причём очень остроумная. А тогда-то мы, не видя фильмов о Бонде, воспринимали "Фредди" просто как весёлую кинокомедию. Пересмотрел недавно – нет, ничуть не устарел!» (Кроша Ру).
«Одно из приятных воспоминаний детства. Да и сейчас с удовольствием иногда пересматриваю этот фильм, вот и совсем недавно тоже. Кроме прочего, очень нравится саундрек… В принципе, как мне кажется, этот фильм не столько пародия на бондиану, сколько из той же серии фильмов, что и наша «Бриллиантовая рука», французские «Разиня» и «Высокий блондин в чёрном ботинке»… – о том, как некий вроде бы простак попадает в центр интересов каких-то криминальных или полицейских структур. И постепенно выясняется, что он на самом деле совсем не такой уж простак. И выходит победителем» (Сергас).
«Этот фильм шел под рубрикой «Дети до 16». И это был первый фильм из этой рубрики, который я посмотрел. До сих пор не пойму, почему он в нее попал. Наверно из-за симпатичных официанток в ресторане в соблазнительных декольтированных трико. Но фильм запомнился не этим – действительно, добрая комедия, и актеры сыграли с добродушной иронией. Лет через 20-25 после его выхода я приобрел кассету с фильмом – посмотрел с не меньшим удовольствием» (А. Вятич).
Киновед Александр Федоров
Белый клык / Zanna Bianca / Colmillo Blanco. Италия-Испания-Франция, 1973. Режиссер Лучио Фульчи. Сценаристы: Гай Элмес, Роберто Джанвити, Пьеро Реньоли, Гарри Алан Тауэрс (по мотивам одноименной повести Джека Лондона). Актеры: Франко Неро, Вирна Лизи, Миссаэль, Фернандо Рей и др. Прокат в СССР – с 24 ноября 1975. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Возвращение Белого клыка / Il Ritorno di Zanna Bianca. Италия-Франция-ФРГ, 1974. Режиссер Лучио Фульчи. Сценаристы: Лучио Фульчи, Роберто Джанвити, Альберто Сильвестри. Актеры: Франко Неро, Вирна Лизи, Ренато Честье, Джон Стейнер и др. Прокат в СССР – с 1 июня 1976. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Итальянский режиссер Лучио Фульчи (1927-1996) славился разнообразной палитрой развлекательных лент, среди которых были местами фривольные комедии («Ограбление по-итальянски», «Какой-то странный тип», «Два побега из Синг Синг», «Судья» и др.), спагетти-вестерны (Кольт пропел о смерти», «Серебряное седло»), джалло («Ящерица в женской коже», «Муки невинных», «Семь нот в темноте» и др.) и фильмы ужасов («Город живых мертвецов», «Дом на краю кладбища», «Седьмые врата ада», «Черный кот», «Прикосновение смерти» и др.).
Понятное дело, что в рамки советского кинопроката такого рода продукция не вписывалась. Вот почему из всех лент Лючио Фульчи для проката в СССР была отобрана экранизация повести Джека Лондона «Белый клык» с дуэтом очень популярных в Европе звезд – Франко Неро и Вирны Лизи (1936-2014). В СССР показали и продолжение этой ленты – «Возвращение Белого клыка». Оба фильма прошли в советском прокате с большим успехом. К примеру, они очень нравились подросткам, любящим собак и приключения…
Мнения нынешних зрителей о «Белом клыке» существенно отличаются:
«Идеализированной романтикой фильм полон великолепными пейзажами и неприкрытым любованием суровой красотой немного игрушечного севера. … Динамичный, стройный очень органичный сюжет, яркие образы, великолепная музыка. Словом, очень хорошее кино семидесятых, праздник на экране и в зале… Это был первый фильм, в котором я увидела Вирну Лизи, но влюбилась в ее экранный образ наверно уже навсегда. … Фильм вообще полон героев Джека Лондона. Все настолько живые и настоящие, какими и должны в его глазах быть люди. Фильм о мужчинах с большой буквы, сильных смелых, решительных, мужественных и достойных их и под стать им женщинах, как это не удивительно в антураже временного поселка золотоискателей искателей удачи. И все это оттеняет умная преданная собака, настолько благородная, что прощает людям порой даже их ошибки» (Юлия Андреевна).
«Здесь нет ни атмосферы, ни тех переживаний за Белого Клыка и его друзей, противопоставлений и наречий, а также связи с его лучшим хозяином. Получился в итоге просто грязный вестерн. … Злодей одноразовый и лишь жалкая аристократическая пьянчуга. … Все настолько слащаво, убого и дешево» (Бьянка Мурин).
Киновед Александр Федоров
Последний выстрел / Полиция обвиняет: секретная служба убивает / La Polizia accusa: il servizio segreto uccide. Италия, 1975. Режиссёр Серджо Мартино. Сценаристы: Джанфранко Коумдьян, Серджо Мартино. Актеры: Люк Меренда, Томас Милиан, Мел Феррер, Делия Боккардо и др. В СССР – с 13 марта 1978. 29,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Серджо Мартино всю свою творческую биографию снимал откровенно коммерческое кино в разных жанрах – от комедии до детектива, триллера, фильма ужасов и эротики («Странный порок синьоры Уорд», «Хвост скорпиона», «Город азартной любви», «Подозрительная смерть несовершеннолетней», «Бог людоедов», «Остров Амфибий», «Жена в отпуске... любовница в городе», «Экспресс на Касабланку» и др.).
В детективе «Последний выстрел» комиссар полиции пытается разобраться, кто и зачем убивает высокопоставленных армейских офицеров…
В 1978 году кинокритик Виктор Божович (1932-2021) на страницах журнала «Искусство кино» писал о «Последнем выстреле» так: «Мы далеки от мысли ставить под сомнение или дискредитировать жанр приключенчески детективного фильма и готовы присоединиться к известному изречению Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного». ... Забота о том, чтобы зритель не заскучал, вполне понятна, тем более со стороны авторов детективного фильма. Важно, однако, какими средствами достигается эта благая цель. В этом вопросе позиция авторов «Последнего выстрела» проста до наивности: они убеждены, что зрелище убийства наскучить не может, особенно если убийства будут разнообразны. Такой подход достаточно типичен для западной «репертуарной» кинопродукции, от которой было бы смешно требовать художественных открытий, или серьезного исследования жизни, или даже особой изобретательности. Задача фильма – в течение полутора часов развлекать и держать в напряжении аудиторию, пользуясь для этого набором испытанных средств. С этой задачей, судя по кассовому успеху, фильм справляется успешно. Но каков нравственный результат этих полутора часов, заполненных разнообразными убийствами? Его вряд ли можно назвать положительным» (Божович, 1978: 155).
А далее Виктор Божович подчеркнул, что «Последний выстрел» зря пытаются отнести к политическим детективам: «перед нами … игра: в политическую актуальность, претендующая, однако, на то, чтобы ее принимали всерьез. ... Итак, одно из двух. Или политические мотивы берутся в их реальном содержании – тогда это существенно меняет функцию детективного сюжета и предъявляемые к нему требования. Или эти мотивы используются в откровенно условном, игровом (возможно, сатирическом) ключе – тогда такой подход должен быть выражен в стилистике произведения. Поскольку в «Последнем выстреле не сделано ни того, ни другого, следует признать несостоятельными претензии такого рода фильмов на политическое звучание» (Божович, 1978: 158).
Однако нынешние зрители с такого рода оценкой «Последнего выстрела» не согласны и относятся к этой в общем-то «среднеарифметической» итальянской кинопродукции 1970-х вполне уважительно:
«Вроде бы всё знакомо, видано-перевидано по фильмам Дамиани, Элио Петри, Франческо Рози, Карло Лидзани (главных мастеров политического кино Италии 1970-х). Но, снимая «Последний выстрел», … С. Мартино явно испытывал чувство профессионального азарта. По крайней мере законченная ритмика поступательных витков сюжета, … грамотный монтаж остросюжетных сцен (особенно автопогони героев за убийцей, ускользающего от них на полицейском мотоцикле) и даже некоторая критика зловещих тайных организаций, пытающихся подорвать морально-нравственные (читай христианские) устои общества – всё это даёт некоторые основания (в наше время) отнестись к "Последнему выстрелу" как к нечто бОльшему, чем просто к развлекательному кинозрелищу. … К минусам фильма помимо жестоких человекоубиений… можно отнести авторское (пусть и неосознанное) стремление к пропаганде пораженческих настроений. Приучения потенциальных зрителей к мысли, что зло априори никогда не будет наказуемо (что попахивает, кстати, скрытой сатанинской идеологией). В размеренно спокойные брежневские времена фильм Мартино казался сенсационным полицейским боевиком. … Но в одном я уверен точно: некоторые завсегдатаи кинотеатров СССР наверняка вспомнят «Последний выстрел» с ностальгией в своей киноманской душе» (Наводчик).
«Шикарный фильм, по праву занимающий одно из первых мест в длинном списке политических детективов итальянского и французского кино 1960-1980х. Во многих из них фигурирует честный, идейный полицейский комиссар-одиночка, заведомо обреченный на неудачу, а часто и на смерть, – ведь бороться с системой, в которой преступность срослась с власть предержащими, невозможно. По прошествии времени, нет ни малейших сомнений, что все эти замечательные, талантливые фильмы снимались не просто так, а для того, чтобы приучить «свободных» граждан «демократических» стран к повиновению, наглядно показывая, чем кончаются попытки одиночек выяснить правду, не предназначенную для населения, и обнародовать ее. … Западная демократия – это химера, ибо выигрывает всегда тот, кто имеет деньги и связи; свободы как таковой практически не осталось, всё под контролем, любые действия регламентированы строгими правилами, с не менее строгими санкциями за их нарушение, но население и не думает роптать, не говоря уже о том, чтобы бороться, ибо успешно низведено средствами пропаганды и убогим школьным образованием на уровень животных, довольно хрюкающих у относительно сытных индивидуальных кормушек. Возвращаясь к фильму, нельзя не отметить великолепную музыку и замечательных актеров, исполняющих главные роли» (Руссе).
Киновед Александр Федоров