Граф Монте-Кристо / Le comte de Monte-Cristo. Франция-Италия, 1953. Режиссер Робер Верней. Сценаристы: Даниэль Ивернель, Жорж Невё, Робер Верней (по одноименному роману Александра Дюма). Актеры: Жан Маре, Лия Аманда, Даниэль Ивернель, Фолько Лулли, Жак Кастело, Роже Пиго, Луи Сенье, Жюльен Берто, Паоло Стоппа, Жан-Пьер Моки и др. Прокат в СССР – 1961. 30,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Робер Верней (1907-1979) свой первый фильм поставил еще в начале 1930-х, а затем регулярно радовал французскую публику своими картинами развлекательных жанров. Самыми известными его работами стали две экранизации романа «Граф Монте-Кристо», одна из которых попала в советский прокат и пользовалась огромным успехом.
Между тем, киновед Виктор Демин (1937-1993) и Ирина Янушевская (1925-1989) писали, что «это была самая рядовая среди прочих многочисленных переделок романа Дюма. Кстати, режиссер Робер Верней за одиннадцать лет до того уже пробовал свои силы на этом материале. Тогда, в период фашистской оккупации, в роли Монте-Кристо снялся Пьер-Ришар Вильм, звезда тридцатых годов, роковой герой, с равным успехом несущий бремя своего одиночества и среди горячих песков Северной Африки, и в ледяных просторах Аляски, и в меблированной пустоте великосветских салонов. Его выбор на роль Монте-Кристо был предопределен всей его экранной судьбой. Но тогда, в 1942 году, текст романа был сильно урезан. Теперь, в 1953-м, кинематограф развернулся во всю мощь: две серии, цвет, галерея звезд. И, естественно, главная роль досталась Марэ — с заведомой индульгенцией на важность поз, с разрешением не смотреть, а обращать взор, не ходить, а ступать. Величавость звезды здесь в контексте всего произведения прочитывается как королевское величие беглеца из замка Иф, обуздавшего злую, всеразрушающую силу богатства и заставившего ее приносить добро и творить справедливую месть» (Янушевская, Демин, 1969: 91-92).
Однако многие зрители XXI века не согласны с такой оценкой фильма:
«Самая лучшая экранизация романа. Этот фильм полюбила с первой секунды, пересматриваю бесконечно и не устаю» (Миледи Дана).
«Очень люблю этот фильм «Граф Монте-Кристо». Именно он самый настоящий для меня. Другие версии я не признаю. … Фильм очень красивый с красивыми талантливыми актерами. Очень интересный и поучительный, он оставил столько впечатлений столько незабываемого» (В. Анчугов).
«Прекрасная классическая экранизация знаменитого романа» (О. Иванов).
«Фильм остался в памяти ярким впечатлением моих школьных лет. … Роман я читал позже и, конечно, потом меня удивляло отсутствие в фильме многих героев и сюжетных линий. Но сериалов тогда еще не снимали, а содержание романа не могло полностью войти даже в двухсерийный фильм. Поэтому переделки можно было простить, поскольку в фильме есть и зрелищность, и романтизм, и захватывающий сюжет» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Капитан / Le capitan. Франция-Италия, 1960. Режиссер Андре Юнебелль. Сценаристы: Франко Даль Чер, Пьер Фуко, Жан Ален, Андре Юнебелль (по роману Мишеля Зеваго). Актеры: Жан Маре, Бурвиль, Эльза Мартинелли, Пьеррет Брюно и др. Прокат в СССР – 1979. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Некоронованный король французского развлекательного кино Анри Юнебелль (1896-1985) не раз приглашал Жана Марэ сыграть главные роли в его фильмах («Чудо волков», «Горбун», «Парижские тайны», «Фантомас»). «Капитан» – один из ярких примеров их совместного творчества.
Итак, «Капитан». Блестящее фехтование, зрелищные драки и погони... А чего стоит знаменитая сцена, в которой Жан Марэ без дублеров взбирается по отвесной стене! Для того, чтобы оттенить мужественные поступки героя Марэ, его слугой по фильму стал легендарный комик Бурвиль ("Большая прогулка", "Разиня"). Словом, развлечение – это развлечение!
По словам киноведов Виктора Демина (1937-1993) и Ирины Янушевской режиссер Андре Юнебелль отлично понимал, что если фильм откровенно серьезен, то это мешает его успеху у публики, потому что ему не хватает иронии, «той самой иронии, которая, по знаменитому высказыванию Томаса Манн на, оживляет одряхлевшие мифы, вернее — помогает скрыть их одряхление. …
[В «Капитане»] Юнебелль … действовал уже испытанным, оправдавшим себя приемом, когда и в «Горбуне» и в «Капитане» напарником Марэ избирает Бурвиля — как Санчо Пансу при Дон-Кихоте. Бурвиль доказательством от противного подчеркивает героизм, умелость и благородство помыслов Марэ, но он же их пародирует.
В «Капитане» есть откровенная в этом смысле сцена: отличный фехтовальщик, Марэ учит недотепу Бурвиля, за какой конец держать шпагу и как проводить прием «мельница». Обучает не только Бурвиля: одповременно обучает и зрителя, который еще больше станет восхищаться чудесами ловкости и храбрости, творящимися на экране, когда увидит, как непросто этого добиться. …
В «Капитане»… дуэт Марэ — Бурвиль отправился еще дальше в глубь времен — в 1616-й. Но снова Марэ — бедный шевалье по имени Франсуа де Капестан, снова рядом Бурвиль — простолюдин, странствующий фокусник, встретившийся с ним на проселочной дороге истории. Капестан ищет таинственную темноволосую девушку, которая в разгар стычки с коварными врагами спасла его от удара в спину. Попутно он подает всесильному фавориту Кончино де Кончини жалобу дворян своей провинции на притеснения его наместника. Еще попутно он спасает от смерти молодого короля, лошади которого подсыпали снадобье, вызывающее бешенство.
Но самое интересное впереди. Темноволосая девушка оказывается дочерью герцога Ангулемского, а герцог — главой антиправительственного заговора. Чтобы обезвредить герцога, дочь похитили и заперли в неприступном замке. Капестан спасает пленницу, овладев замком буквально голыми руками, если не считать нескольких кинжалов, с помощью которых он совершает восхождение по отвесной стене башни.
Об этой сцене много писали. Зрелище действительно незабываемое. Поскольку реклама давно уже известила и самого темного зрителя, что Жан Марэ работает без дублера, Юнебелль пользуется любой возможностью, чтобы, по его собственному выражению, «помотать публике нервы». Подъем Марэ по щербатой стене замка, по кинжалам, едва втиснутым в расселины между камнями, Юнебелль снимает так же просто и безыскусно, как Люмьер снимал приближающийся поезд. Три-четыре крупных плана: клинок, обломившийся под ногой, пальцы, цепенеющие на краешке плиты...
Казалось, это все можно снять и в павильоне. Но нет, Марэ — против, для него в этом — основной интерес роли, а Юнебелль только потирает руки от удовольствия — и все снимается, что называется, «без дураков». Вот вам река, вот скалистый берег, а вот Жан Марэ, миллиметр за миллиметром ползущий к окошку где-то в самом центре неба. А когда, забросив в окошко веревку, он срывается и долго раскачивается на высоте шести-семиэтажного дома, это снова фиксируется самым простодушным образом — сверху, чтобы все видели: страховочной сетки нет и в помине» (Янушевская, Демин, 1969: 204-206).
Многим зрителям XXI века «Капитан» нравится и сегодня:
«Именно этот фильм, «Капитан», был моим самым любимым фильмом детства с Жаном Марэ. Великолепный дуэт Жана Марэ и Бурвиля, а Бурвиль с дрессированной лошадью, а с собакой, незабываемое, яркое, запоминающееся кино, а итальянская актриса Эльза Мартинелли… Это сейчас никого ничем не удивить. Но в прошлом веке эти сцены боёв смотрелись очень даже ярко, захватывающе и правдоподобно. Замечательный фильм о любви и приключениях, о победе человечности. Фильм из далёкого детства. С удовольствием под настроение пересмотрела спустя много лет. Очень понравился» (Марина).
«Капитан» — одна из бесспорных удач жанра, и добавочного шику привнес великий комик Бурвиль. … Плюс незабываемая сцена "альпинизма" по замковой стене посредством кинжалов — это что-то (насчет реализма не буду, но эффект в симбиозе с напряженно-героическим муз-лейтмотивом — налицо)» (В. Плотников).
«Капитан» — это настоящее приключение на экране, где все трюки сделаны «без дураков», всё настоящее» (Иван).
Киновед Александр Федоров