Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Граф Монте-Кристо" (Франция-Италия) и "Капитан" (Франция-Италия): приключения на экране

Граф Монте-Кристо / Le comte de Monte-Cristo. Франция-Италия, 1953. Режиссер Робер Верней. Сценаристы: Даниэль Ивернель, Жорж Невё, Робер Верней (по одноименному роману Александра Дюма). Актеры: Жан Маре, Лия Аманда, Даниэль Ивернель, Фолько Лулли, Жак Кастело, Роже Пиго, Луи Сенье, Жюльен Берто, Паоло Стоппа, Жан-Пьер Моки и др. Прокат в СССР – 1961. 30,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Робер Верней (1907-1979) свой первый фильм поставил еще в начале 1930-х, а затем регулярно радовал французскую публику своими картинами развлекательных жанров. Самыми известными его работами стали две экранизации романа «Граф Монте-Кристо», одна из которых попала в советский прокат и пользовалась огромным успехом.

Между тем, киновед Виктор Демин (1937-1993) и Ирина Янушевская (1925-1989) писали, что «это была самая рядовая среди прочих многочисленных пе­ределок романа Дюма. Кстати, режиссер Робер Верней за одиннадцать лет до того уже пробовал свои силы на этом материале. Тогда, в период фашистской оккупации, в роли Монте-Кристо снялся Пьер-Ришар Вильм, звезда тридца­тых годов, роковой герой, с равным успехом несущий бремя своего одиночества и среди горячих песков Северной Афри­ки, и в ледяных просторах Аляски, и в меблированной пу­стоте великосветских салонов. Его выбор на роль Монте-Кристо был предопределен всей его экранной судьбой. Но тогда, в 1942 году, текст романа был сильно урезан. Теперь, в 1953-м, кинематограф развернулся во всю мощь: две серии, цвет, галерея звезд. И, естественно, главная роль досталась Марэ — с заведомой индульгенцией на важность поз, с разрешением не смотреть, а обращать взор, не ходить, а ступать. Вели­чавость звезды здесь в контексте всего произведения прочитывается как королевское величие беглеца из замка Иф, обуздавшего злую, всеразрушающую силу богатства и заставившего ее приносить добро и творить справедливую месть» (Янушевская, Демин, 1969: 91-92).

Однако многие зрители XXI века не согласны с такой оценкой фильма:

«Самая лучшая экранизация романа. Этот фильм полюбила с первой секунды, пересматриваю бесконечно и не устаю» (Миледи Дана).

«Очень люблю этот фильм «Граф Монте-Кристо». Именно он самый настоящий для меня. Другие версии я не признаю. … Фильм очень красивый с красивыми талантливыми актерами. Очень интересный и поучительный, он оставил столько впечатлений столько незабываемого» (В. Анчугов).

«Прекрасная классическая экранизация знаменитого романа» (О. Иванов).

«Фильм остался в памяти ярким впечатлением моих школьных лет. … Роман я читал позже и, конечно, потом меня удивляло отсутствие в фильме многих героев и сюжетных линий. Но сериалов тогда еще не снимали, а содержание романа не могло полностью войти даже в двухсерийный фильм. Поэтому переделки можно было простить, поскольку в фильме есть и зрелищность, и романтизм, и захватывающий сюжет» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Капитан / Le capitan. Франция-Италия, 1960. Режиссер Андре Юнебелль. Сценаристы: Франко Даль Чер, Пьер Фуко, Жан Ален, Андре Юнебелль (по роману Мишеля Зеваго). Актеры: Жан Маре, Бурвиль, Эльза Мартинелли, Пьеррет Брюно и др. Прокат в СССР – 1979. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Некоронованный король французского развлекательного кино Анри Юнебелль (1896-1985) не раз приглашал Жана Марэ сыграть главные роли в его фильмах («Чудо волков», «Горбун», «Парижские тайны», «Фантомас»). «Капитан» – один из ярких примеров их совместного творчества.

Итак, «Капитан». Блестящее фехтование, зрелищные драки и погони... А чего стоит знаменитая сцена, в которой Жан Марэ без дублеров взбирается по отвесной стене! Для того, чтобы оттенить мужественные поступки героя Марэ, его слугой по фильму стал легендарный комик Бурвиль ("Большая прогулка", "Разиня"). Словом, развлечение – это развлечение!

По словам киноведов Виктора Демина (1937-1993) и Ирины Янушевской режиссер Андре Юнебелль отлично понимал, что если фильм откровенно серьезен, то это мешает его успеху у публики, потому что ему не хватает иронии, «той самой иро­нии, которая, по знаменитому высказыванию Томаса Манн на, оживляет одряхлевшие мифы, вернее — помогает скрыть их одряхление. …

[В «Капитане»] Юнебелль … действовал уже испытан­ным, оправдавшим себя приемом, когда и в «Горбуне» и в «Капитане» напарником Марэ избирает Бурвиля — как Санчо Пансу при Дон-Кихоте. Бурвиль доказательством от противного подчеркивает героизм, умелость и благородст­во помыслов Марэ, но он же их пародирует.

В «Капита­не» есть откровенная в этом смысле сцена: отличный фех­товальщик, Марэ учит недотепу Бурвиля, за какой конец держать шпагу и как проводить прием «мельница». Обу­чает не только Бурвиля: одповременно обучает и зрителя, который еще больше станет восхищаться чудесами ловко­сти и храбрости, творящимися на экране, когда увидит, как непросто этого добиться. …

В «Капита­не»… дуэт Марэ — Бурвиль отправился еще дальше в глубь времен — в 1616-й. Но снова Марэ — бедный шевалье по имени Франсуа де Капестан, снова рядом Бурвиль — простолюдин, странствую­щий фокусник, встретившийся с ним на проселочной доро­ге истории. Капестан ищет таинственную темноволосую девушку, которая в разгар стычки с коварными врагами спасла его от удара в спину. Попутно он подает всесиль­ному фавориту Кончино де Кончини жалобу дворян своей провинции на притеснения его наместника. Еще попутно он спасает от смерти молодого короля, лошади которого подсыпали снадобье, вызывающее бешенство.

Но самое ин­тересное впереди. Темноволосая девушка оказывается до­черью герцога Ангулемского, а герцог — главой антиправи­тельственного заговора. Чтобы обезвредить герцога, дочь похитили и заперли в неприступном замке. Капестан спа­сает пленницу, овладев замком буквально голыми руками, если не считать нескольких кинжалов, с помощью которых он совершает восхождение по отвесной стене башни.

Об этой сцене много писали. Зрелище действительно неза­бываемое. Поскольку реклама давно уже известила и само­го темного зрителя, что Жан Марэ работает без дублера, Юнебелль пользуется любой возможностью, чтобы, по его собственному выражению, «помотать публике нервы». Подъем Марэ по щербатой стене замка, по кинжалам, едва втиснутым в расселины между камнями, Юнебелль снимает так же просто и безыскусно, как Люмьер снимал прибли­жающийся поезд. Три-четыре крупных плана: клинок, об­ломившийся под ногой, пальцы, цепенеющие на краешке плиты...

Казалось, это все можно снять и в павильоне. Но нет, Марэ — против, для него в этом — основной интерес роли, а Юнебелль только потирает руки от удовольствия — и все снимается, что называется, «без дураков». Вот вам река, вот скалистый берег, а вот Жан Марэ, миллиметр за миллиметром ползущий к окошку где-то в самом центре не­ба. А когда, забросив в окошко веревку, он срывается и дол­го раскачивается на высоте шести-семиэтажного дома, это снова фиксируется самым простодушным образом — свер­ху, чтобы все видели: страховочной сетки нет и в помине» (Янушевская, Демин, 1969: 204-206).

Многим зрителям XXI века «Капитан» нравится и сегодня:

«Именно этот фильм, «Капитан», был моим самым любимым фильмом детства с Жаном Марэ. Великолепный дуэт Жана Марэ и Бурвиля, а Бурвиль с дрессированной лошадью, а с собакой, незабываемое, яркое, запоминающееся кино, а итальянская актриса Эльза Мартинелли… Это сейчас никого ничем не удивить. Но в прошлом веке эти сцены боёв смотрелись очень даже ярко, захватывающе и правдоподобно. Замечательный фильм о любви и приключениях, о победе человечности. Фильм из далёкого детства. С удовольствием под настроение пересмотрела спустя много лет. Очень понравился» (Марина).

«Капитан» — одна из бесспорных удач жанра, и добавочного шику привнес великий комик Бурвиль. … Плюс незабываемая сцена "альпинизма" по замковой стене посредством кинжалов — это что-то (насчет реализма не буду, но эффект в симбиозе с напряженно-героическим муз-лейтмотивом — налицо)» (В. Плотников).

«Капитан» — это настоящее приключение на экране, где все трюки сделаны «без дураков», всё настоящее» (Иван).

Киновед Александр Федоров