Разиня / Le corniaud. Франция-Италия, 1964. Режиссер Жерар Ури. Сценаристы: Жерар Ури, Марсель Жюллиан, Андре Табе, Жорж Табе. Актеры: Бурвиль, Луи де Фюнес, Венантино Венантини, Беба Лончар, Ландо Будзанка, Алида Келли и др. Прокат в СССР – 1968. 30,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Прежде чем оказаться по ту сторону камеры, Жерар Ури (1919-2006) целых двадцать лет жизни отдал актерскому ремеслу. После учебы у знаменитого Мишеля Симона он был принят в труппу театра «Комеди франсез». Однако проработал там недолго: вскоре после начала второй мировой войны эмигрировал в Швейцарию, где снова попытался найти свое место в артистическом мире.
Beрнувшись в Париж, Жepap Ури дебютировал в кино («Антуан и Антуанетта» и др.), в 1950-х написал несколько сценариев: «Двухстворчатое зеркало» для Андре Кайатта, «Бабетта идет на войну» для Кристиана-Жака...
Так или иначе, все пути вели Жерара Ури к режиссуре. «Горячая рука», «Угроза», «Преступление не окупается» неплохо прошли в прокате, хотя и не стали сенсацией.
Но уже в «Разине» Жерар Ури нашел свою палочку-выручалочку в дуэте Луи де Фюнеса и Бурвиля. Эта комедия побила все кассовые рекорды французского экрана. Зрители многих стран от души смеялись, видя, в какие забавные ситуации попадал застенчивый и наивный герой Бурвиля, которого пытался использовать в своих преступно-контрабандистских целях нервно-подвижный персонаж де Фюнеса.
Время от времени наше телевидение снова выпускает на экран неувядающих «Разиню» с «Большой прогулкой», и новые зрительские поколения по-прежнему весело смеются над похождениями героев Бурвиля и де Фюнеса.
Нельзя не согласиться с тем, что «герои Бурвиля обычные, заурядные, простые люди. Которых сотни тысяч, они глуповаты и смешны, они себе на уме и вечно попадают впросак, они достойны осмеяния, но не заслужили издевательств. Бурвиль очень тонко чувствует эту грань, эту меру юмора и сатиры, которая позволяет ему потешаться над недостатками, но не унижает человеческого достоинства» (Алова, 1997: 30).
Зато персонажи Луи де Фюнеса были всегда напористы в выстраивании своих хитроумных планов, которые, как правило, терпели крах, но все равно не сдавались и шли к своей цели…
Киновед Александр Федоров
Веселая комедия с участием Бурвиля и Луи де Фюнеса «Разиня» впервые в СССР была показана в июле 1965 года в рамках Московского международного кинофестиваля.
И газета «Советская культура» поспешила тут обвинить эту ленту в рекламе буржуазного образа жизни:
«Всем своим строем фильм зовет: «Купите! Купите! Посетите наш отель! Наш ресторан! … То, что увидели мы на экране – всего лишь одна из разновидностей детективно-приключенческого, туристко-рекламного жанра, столь распространенного в западном кинематографе» (Петрова, 1965: 4).
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов пишет, что в «Разине» «один суетился – другой тупил. Один жестикулировал – другой давал флегму. Один химичил, жуковал, комбинировал – другой пел в душе (ударение произвольное). Спелись настолько, что казались неразлучным дуэтом – а сыграли вместе всего‑то три картины и в каждой тащили поперек Франции какой‑то стремный груз. «Через Париж» – контрабандный окорок мимо немецких патрулей, в «Разине» – золотые бамперы, в «Прогулке» – сбитых английских летчиков. Прятать еду, англичан и драгоценности ради кусочка славы, свинины и миллиона – это очень, очень, очень по‑французски» (Горелов, 2019).
«Разиня» и сегодня – одна из любимых комедий многих зрителей:
«Фильм прекрасный. Образчик классической французской кинокомедии с неподражаемыми Бурвилем и Луи де Фюнесом. Смотрел бесчисленное количество раз, и не надоедает. Этот фильм – отличное лекарство от плохого настроения» (Игорь).
«Блистательная комедия, один из лучших образцов золотого века французского кинематографа, дуэт де Фюнес-Бурвиль неподражаем: проходимец и честняга, масса смешных эпизодов, Жерар Ури мэтр кинокомедии прекрасной Франции!» (Дейгтон).
Киновед Александр Федоров
Любовь с первого взгляда / Amor a primera vista. Аргентина, 1956. Режиссер Лео Флейдер. Сценарист Абель Сантакрус (по пьесе Жана Картье). Актеры: Лолита Торрес, Освальдо Миранда, Рамон Гарай и др. В СССР – с 1960. 30,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Лео Флейдер (1913-1977) за свою карьеру поставил три десятка фильмов, в основном – развлекательных («Племянники Зорро», «Девушка на двоих», «Музыкальная шкала», «Влюбленные дебютанты», «Очарование любви» и др.). В СССР огромный успех имела его музкомедия с участием популярной певицы и актрисы Лолиты Торрес (1930-2002) «Любовь с первого взгляда».
Фильм «Любовь с первого взгляда» сегодня основательно подзабыт массовой аудиторией, но некоторые зрители все еще находят время для его просмотра:
«Вроде бы сюжет фильма простой, ничем не примечательный, лёгкая музыкальная комедия с зажигательными музыкальными номерами»(Т-Татьяна).
«Сюжет, конечно, настолько высосан из пальца... Нет, я не ждал от лёгкой музыкальной комедии закрученных сценарных коллизий, но и откровенного абсурда – с тоже» (Г. Воланов).
Киновед Александр Федоров