Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Новые центурионы" (США) и "Возраст любви" (Аргентина): разные фильмы, разные мнения

Возраст любви / La edad del amor. Аргентина, 1954. Режиссер Хулио Сарасени. Сценарист Абель Сантакрус. Актеры: Лолита Торрес, Альберто Дальбес, Флорен Дельбен, Доминго Сапелли и др. Прокат в СССР – 1955. 31,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Один из самых плодовитых режиссеров мира – Хулио Сарасени (1912-1998) – поставил около 60-ти (!) развлекательных фильмов, по большей части комедий и музыкальных ревю. Снятый им музыкальный фильм «Возраст любви» с триумфом прошел по советским экранам.

Музыкальные мелодрамы и комедии, в которых снималась аргентинская певица и актриса Лолита Торрес (1930-2002), имели огромный успех в СССР, несмотря на ворчание советских кинокритиков, то и дело напоминавших читателям, что ленты с ее участием «бесконечно далеки от животрепещущих проблем, которые волнуют сегодня аргентинцев» (Фуриков, 1965: 116).

Правда, те же самые кинокритики нередко отмечали, что «серьезность стремлений Лолиты Торрес, желание актрисы освободиться от рамок амплуа исполнительницы эстрадных песенок, от зависимости, которую ей навязывают те, кто диктует политику прокатного репертуара, подкупают. Известно, что кинематограф часто проецирует на экран не только те черты характера героя, которые даны образу драматургом, но и определенные личные качества исполнителя. Характер актера помимо его воли как бы делается доступным для восприятия зрителями. В фильмах «Возраст любви», «Жених для Лауры» мы с симпатией следили и за Соледад, и за Анной-Марией, и за Лаурой — добрыми, симпатичными героинями Лолиты Торрес. Она наделяет их такими чертами характера, которые не были открыты ни драматургом, ни режиссером. В них живет сама Лолита Торрес, происходит некое отождествление художественных образов с реальным лицом» (Фуриков, 1965: 117).

Однако в год выхода «Возраста любви» в советский кинопрокат солидный журнал «Искусство кино» опубликовал обстоятельную статью, где этот фильм был оценен весьма позитивно: «Подлинным оптимизмом и искрящимся весельем отличается… фильм Хулио Сарасени «Возраст любви». Музыка – душа этого фильма. … Интересной, поистине захватывающей (как в этом убедился советский кинозритель) делает картину игра молодой, исключительно одаренной актрисы Лолиты Торрес… Лолита Торрес увлекает зрителя большим сценическим обаянием, чудесными танцами, непосредственностью и легкостью их исполнения. Но главная сила ее таланта – прекрасные вокальные данные» (Белоусов, 1955: 94).

Уже в XXI веке киновед Ольга Палатникова напоминала аудитории, что «Возраст любви» вышел в середине пятидесятых, не так много времени прошло после войны. Сколько горя в стране, сколько кровоточащих ран, незаживших, сколько несчастных женщин. Среди этого всего выходят такие прелестные, очаровательные мелодрамы, где героиня обаятельная, талантливая, музыкально одаренная девушка, с юмором, с оптимизмом, с напором. Ее полюбили и за музыку, и за красоту, и за талант, и за доверчивость – за все» (Палатникова, 2007).

Лев Лурье полагает, что «в Советском Союзе Лолиту Торрес воспринимали не только как певицу и актрису, но и как... первую «искусительницу». Ее танцы, наполненные эротической энергией, стали в пятидесятые годы тем максимумом, который дозволялось увидеть советским кинозрителям. … Лолита Торрес была популярна не только как актриса, но и как певица. Эта совершенно необычная для России музыка – какой-то, как сейчас бы сказали, микс испанского, аргентинского и даже русского» (Лурье, 2007).

А киновед Алексей Гусев считает, что «в силу темперамента, в силу каких-то особенностей культурного развития Латинской Америки у них мелодрама, которая лежит в основе всех фильмов с Лолитой Торрес, получается искренней. В мыльных операх нам это смешно, противно. … Мелодраматическими сюжетами фильмов с Лолитой Торрес довольны зрители, а идейным содержанием – власти. Героиня Торрес всегда бедная девушка, всегда противостоит буржуазному миру, всегда рвется работать и презирает материальные блага. Героини, которых играет Торрес, импонируют советскому начальству. Фильмы с участием актрисы не сходят с экранов, а сама она – желанный гость в Союзе» (Гусев, 2007).

«Возраст любви» и сегодня вызывает теплые воспоминания зрителей:

«Замечательный фильм! Хороший сюжет и прекрасная постановка. Чудные песни в исполнении восхитительной Лолиты Торрес!» (Белл Лариса).

«Фильм, конечно, страшно наивный, по сюжету очень похож на многие нынешние латиноамериканские "мыльные оперы", но для своего времени неплохой, музыка хорошая и Лолита великолепна» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Новые центурионы / The New Centurions. США, 1972. Режиссёр Ричард Флейшер. Сценаристы: Стирлинг Силлифант, Роберт Таун (по роману Джозефа Уэмбо). Актеры: Джордж К. Скотт, Стэйси Кич, Джейн Александер, Скотт Уилсон и др. В СССР – с 14 октября 1974. 31,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Ричард Флейшер (1916-2006) дебютировал еще в 1940-х и считался одним из самых крепких профессионалов Голливуда. На его счету такие известные зрелищные картины, как «Викинги», «Фантастическое путешествие», «Доктор Дулитл», «Бостонский душитель», «Тора! Тора! Тора!», «Конан-разрушитель», «Рыжая Соня» и др.

В жесткой криминальной драме Р. Флейшера «Новые центурионы» пожилой полицейский Килвинский работает в паре с молодым копом Фуллером в Лос-Анджелесе. И им приходится видеть всякое, особенно в кварталах бедноты…

Эта картина явно не шла на поводу у любителей веселых полицейских приключений, так как была вполне реалистичной и психологически точной…

В рецензии, опубликованной в «Советском экране» в год выхода «Новых центурионов» в кинопрокат СССР, «идеологически выдержанно» отмечалось, что «полиция – институт буржуазного общества – вынуждена бороться с преступностью, детищем господствующих в этом обществе отношений. Однако этот социальный аспект отсутствует в фильме, поскольку авторское отношение к действительности не идет дальше чисто эмоциональных оценок. В результате некоторые попытки обобщения приобретают опасную двусмысленность» (Дорошевич, 1975: 5).

В советском кинопрокате 1974-1975 годов «Новые центурионы» прошли очень успешно, собрав более тридцати миллионов зрителей в кинозалах. И зрители XXI века все еще помнят эту горькую драму:

«На мой взгляд, это один из лучших фильмов о полиции. Смотрела его в детстве, осталось очень сильное впечатление. Пересмотрела сейчас, острота впечатления не снизилась» (Елена).

«Лучший фильм про полицию в США (крепкая литературная основа + отсутствие штампов, свойственных многим фильмам, посвящённым правоохранителям): суровые будни полиции: физически и психологически изматывающая работа сверх пределов рабочего времени, в благодарность, за которую любимая жена может сказать «Давай разведёмся, а то я тебя дома не вижу». Никаких супергероев, раскрывающих 100% преступлений… Никакого хэппи-энда» (Нант).

Киновед Александр Федоров