Подвиги Геракла / Le fatiche di Ercole. Италия-Испания, 1958. Режиссер Пьетро Франчиши. Сценаристы Пьетро Франчиши, Эннио Де Кончини. Актеры: Стив Ривз, Сильва Кошина, Фабрицио Миони, Иво Гаррани и др. Прокат в СССР – 1966. 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Итальянский режиссер Пьетро Франчиши (1906-1977) очень любил снимать зрелищные фильмы из древней жизни («Антоний Падуанский», «Царица Савская», «Аттила завоеватель», «Осада Сиракуз», «Подвиги Геракла», «Синдбад и калиф Багдада» и др.). И я почти уверен, что если бы в СССР своевременно купили всю серию его экзотических лент, на них можно было заработать немалые деньги…
Но в итоге попали в советский прокат (и то с восьмилетним опозданием) только «Подвиги Геракла».
Советская кинопресса встретила «Подвиги Геракла» в штыки.
Например, кинокритик Виктор Орлов (1929-1972) опубликовал по этому поводу большую и очень едкую статью в «Советском экране», отмечая, что этот фильм собирает свою аудиторию – людей, любящих приключения, неравнодушных к древности. Выходят люди после сеанса – не восхищенные, не раздраженные. Выходят – и забывают и Геракла и его подвиги. Так, значит, плох фильм? Да нет. Ничего такого уж криминального в нем нет. Есть приключения. Есть темп и ритм. Есть неплохие натурные съемки. Есть даже натуральные развалины, и горы, и море. … для его это сделано? А ни для чего. Во всяком случае – без особого замысла. Без поиска. Без мысли. Вернее, с одной мыслью: как бы подогнать и древнюю легенду, и эпоху, и ее характеров под примитивные понятия буржуазного кинорынка. Как бы половчее пропустить их в мясорубку, называемую машиной развлечений» (Орлов, 1966: 14).
Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефёдов отнесся к «Подвигам Геракла» значительно теплее, отметив, что«успех Франчиши был, вне всякого сомнения, продиктован исключительно удачным выбором исполнителя заглавной роли, и американский культурист Стив Ривз вскоре стал самым высокооплачиваемым актёром Европы… команда кинодраматургов, включавшая такого опытного и одарённого сценариста, как Эннио Де Кончини, всё-таки подошла к процессу адаптации древнегреческих мифов ответственно, позволив ривзову полубогу продемонстрировать не только силу и ловкость, но и незаурядную смекалку, которая вкупе с обострённым чувством справедливости и жаждой правды помогает и в распутывании придворных интриг, и даже – в схватке с Немейским львом, в противоборстве со свирепым Кипрским быком и в иных подвигах, воспетых людьми в веках. Отчасти это позволило компенсировать известный лаконизм, если не скудость, декораций и трюков» (Нефёдов, 2016).
Сегодня «Подвиги Геракла» вспоминают немногие зрители:
«Что я могу сказать о фильме: он интересный, актеры постарались, музыка в тему, но сюжет... Хоть я и не очень много знаю о мифах Древней Греции, но и то почувствовала, что в ленте присутствует фантазия создателей. … Несмотря на это, в картине есть поучительный смысл. … Вот только сама я к этому фильму вряд ли вернусь» (Таинственная незнакомка).
«Казалось бы, по инерции мы должны ждать, что в фильме будут отражены, прежде всего, знаменитые подвиги героя, но нет, из всех них в кадре лишь победа над Немейским львом… А вот история о руне – это большая часть сюжета, причем сценаристы сделали Геракла самым главным участником плавания, затмившим даже Энея. … От начала до конца фильма исполняющий главную роль Стив Ривз демонстрирует свою вполне впечатляющую фигуру культуриста, играя персонажа, для которого почти нет невозможных с физической точки зрения заданий. Однако к атлетической трактовке образ не сводится. … сценаристы делают Геракла не только атлетом и воином, но и героем-любовником, что опять же выглядит вполне убедительным. Любопытно, что перелагая старые истории на новый лад, создатели фильма почти убрали из них фантастический элемент, даже руно именно шкура животного без особого сказочного золотого блеска. Исключение составляет лишь поединок Ясона с драконом… В общем, перед нами звезд с неба не хватающий, но вполне добротный в рамках своего жанра пеплум об одном из самых известных античных героев. Ни особых плюсов, ни кошмарных минусов не замечено» (Теренс).
Киновед Александр Федоров
Лихорадка на белой полосе / White Line Fever. США–Канада, 1975. Режиссёр Джонатан Каплан. Сценаристы: Кен Фридман, Джонатан Каплан. Актеры: Ян Майкл Винсент, Кэй Ленц, Слим Пикенс и др. В СССР – с 1 августа 1977. 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёрская карьера Джонатана Каплана началась в начале 1970-х («Ночной звонок медсестре», «Студентки-практикантки», «Трущобы»). После «Лихорадки на белой полосе» он поставил еще целый ряд фильмов и сериалов («Мистер Миллиард», «Проект Икс», «Незаконное проникновение», «Плохие девчонки», «Девочка из исправительной колонии», «Разрушенный дворец», «Без следа» и др.).
Но самыми известными его работами стали острые психологические драмы «Обвиняемые» (The Accused, 1988) с Джоди Фостер и «Поле любви» (Love Field, 1992) c Мишель Пфайффер.
С 1997 по 2005 год Джонатан Каплан был также продюсером и режиссером сорока серий телевизионной «Скорой помощи» с Энтони Эдвардсом и Джорджем Клуни в главных ролях.
В дорожном action «Лихорадка на белой полосе» рассказывается история водителя-дальнобойщика, который решается пойти против своего криминального шефа, погрязшего в махинациях…
Зрелищная картина Джонатана Каплана была закуплена в СССР явно из-за ее разоблачительного пафоса.
Киновед Александр Федоров
В год выхода «Лихорадка на белой полосе» в советский прокат киновед Виктор Демин (1937-1993) писал, что «Джонатан Каплан не принадлежит к тем американским режиссерам, которых называют властителями дум. Напротив, профессиональный постановщик кинорепертуара, он не любит щеголять собственной оригинальной темой или неповторимыми чертами своего постановочного почерка. Однако, даже в его работе, типичной для «среднего» американского репертуарного уровня, легко заметить элементы социальной критики, призыва честных людей к единению, едкого обличения коррупции – всего того, что на сегодняшний день стало примечательным явлением в творчестве лучших мастеров кинематографа США» (Демин, 1977: 20).
У «Лихорадки…» и сегодня немало поклонников:
«Потрясающий фильм! С большим удовольствием смотрел его! Потрясающая игра актеров, классные трюки, захватывающий сюжет!» (Леонид)
«Настоящий "культовый" фильм из 70-х. Романтика дороги, братство и борьба дальнобойщиков против корпораций. Драки, взаимопомощь на дороге и противостояние богатым "хозяевам жизни", которым можно все. Актуально всегда. Для молодых будет смотреться архаично и затянуто после экшенов, которые наснимали с тех пор, но сути это не меняет: не важно сколько у врага денег и могущества, если ты прав!» (Андрей).
Киновед Александр Федоров