Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Парижские тайны" и "Скарамуш" в советском кинопрокате: "за" и "против"

Парижские тайны / Les mystères de Paris. Франция-Италия, 1962. Режиссер Андре Юнебелль. Сценаристы: Диего Фаббри, Пьер Фуко, Жан Ален (по мотивам одноименного романа Эжена Сю). Актеры: Жан Маре, Дани Робен, Джилл Хоуорт, Раймон Пеллегрен, Жорж Шамара и др. Прокат в СССР – 1964. 37,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

«Парижские тайны» – одно из самых ярких воспоминаний моего детства. В ту пору мало кто из российских зрителей имел возможность прочесть знаменитый роман Эжена Сю. Но его экранизацию посмотрели миллионы. И очередь (неужели это было?) в кассы кинотеатров занимали, как говорится, с утра пораньше...

В фильме бушевали роковые страсти. Любовь была красивой и романтичной. Благородный герой Жана Марэ – маркиз де Сомбрей героически выбирался на волю из затопленного подвала. Сражался с бандой негодяев. И в финале торжествовала попранная справедливость...

«Парижские тайны» – типичный костюмный фильм из арсенала известного мастера «кинематографа плаща и шпаги» Андре Юнебелля (1896-1985) («Горбун», «Чудо волков», «Капитан»). Яркое зрелище без полутонов и пародийных пассажей.

Правда, через несколько лет тот же Юнебелль и с тем же Жаном Марэ (1913-1998) в главной роли снял великолепную пародийную трилогию о Фантомасе.

Но это было потом. В 1962 Юнебелль (1896-1985) был еще по власти романтической мелодрамы давно минувших лет...

Киновед Александр Федоров

В конце 1960-х киноведы Виктор Демин (1937-1993) и Ирина Янушевская (1925-1989) напомнили читателям, что«советский зритель познакомился с Юнебеллем по фильму «Парижские тайны». Картина вызвала полемику в нашей прессе. Рецензенты защищали роман Сю от беспардонных кинематографистов. Многие вспоминали слова Маркса об этом романе — как путеводную нить, которой следовало бы держаться режиссеру и сценаристам. Другие тактично урезонивали Марэ: стоило ли ронять свое имя участием в такой откровенной поделке? И все отмечали, что в фильме слишком много драк, слишком мало психологии и вовсе нет социального анализа. Рецензия в «Комсомольце» города Петрозаводска называлась так: «Куда ведет подростков мар­киз дю Самбрей?» Речь шла о воздействии зуботычин Марэ на неокрепшие юношеские души. На маркиза сыпались шишки: он был не в ладах с политграмотой. На наш взгляд, здесь с самого начал была допущена оп­лошность: к фильму подходили с самыми высокими крите­риями, тогда как он был типичным явлением «синема-бис». Явлением не из лучших, хотя и не вовсе уж посредствен­ным. Но, само собой, когда к одному такому произведению подступаются с требованиями, которые мыслимы только в настоящем искусстве, когда на нем вымещают все претен­зии к «синема-бис», от фильма ровно ничего не остается» (Янушевская, Демин, Янушевская, 1969: 209).

Уже в XXI веке кинокритик Владимир Гордеев отметил, что фильм «Парижские тайны» сейчас «выглядит очень старомодным. Глядя его, никак не веришь, что в то время уже существовала "новая волна". Нынче такое кино уже не снимают, — да и не надо. Классиков не переплюнешь, старомодную ремесленную искренность не переискреннишь» (Гордеев, 2011).

Мнения зрителей XXI века о «Парижских тайнах» существенно разнятся.

«За»:

«Мы смотрели с таким восторгом и интересом и не могли оторваться. … И всегда восхищались смелостью и мужеством Рудольфа. … Очень всегда любил, люблю и буду любить Жана Марэ. Любить его героев и фильмы где он играл» (В. Анчугов).

«Милое старое кино из детства! Ж.Марэ один из любимейших актёров того времени. Что нам детям тогда было надо красивые актёры, красивые костюмы, дорогие невиданные интерьеры: всё сказочно и прекрасно. Драки, музыка, главный герой побеждает зло в очередной раз» (Тереза).

«Отличный романтический фильм! Помню его со школьных лет. Только что опять посмотрел, хотя всё уже знаю. Привлекает он возвышенным благородством, стремлением к справедливости, готовностью бороться со злом» (А. Бойников).

«Очень интересный фильм. Просто не оторвешься. Недавно я его опять посмотрел. Я люблю все фильмы, где играет Жан Марэ. Они все такие интересные. А «Парижские тайны» для меня лучший» (Валерочка).

«Против»:

«Пришел к выводу, что худшей экранизации, чем с Марэ, нет. Юнебелль со своими постоянными соавторами Алленом и Фуко перекрутили сюжет полностью. … Я посмотрел предшествующую экранизацию 1943 года, с Марселем Эрраном. Гораздо более близкая к роману постановка» (Э. Логоев).

Киновед Александр Федоров

-2

Скарамуш / Scaramouche. США, 1952. Режиссер Джордж Сидни. Сценаристы Роналд Миллар, Джордж Фрёшель (по одноименному роману Рафаэля Сабатини). Актеры: Стюарт Грэйнджер, Элинор Паркер, Джанет Ли, Мел Феррер, Генри Уилкоксон и др. Прокат в СССР – со 2 августа 1965. 36,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Джордж Сидни (1916-2002) на протяжении всей своей творческой биографии снимал развлекательные фильмы разных жанров («Поднять якоря», «Целуй меня, Кэт», «Кто была эта леди» и др.). В 1952 году он экранизировал роман Рафаэля Сабатини «Скарамуш», действие которого происходит во Франции, аккурат перед самой революцией 1789 года.

«Скарамуш» оказался в советском прокате с 13-летним опозданием, что нисколько не помешало ему завлечь в кинотеатры миллионы мальчишек, восхищенных поединками на шпагах и самой атмосферой приключений.

У зрителей XXI века оценки «Скарамуша» часто противоположны:

«Конечно, сейчас это смотрится не так, как, возможно, хотелось сегодняшним зрителям, но в этом-то и вся прелесть. Посмотреть на то волшебство, когда без спецэффектов и огромного бюджета снимают кино, когда сценарий держит и не отпускает, не дает тебе оторвать взгляд от экрана. Да хронометраж можно было бы чуть-чуть, и сократить, но от этого «Скарамуш», наверное, потерял ту размеренность и не торопливость, весь тот шарм, с которым протекают здесь действия. … Актеры просто блестяще справляются со своими персонажами. Каждый знает, что он делает и зачем. Атмосфера в этом фильме настолько приятная, что ее даже не передать словами – это нужно просто один раз увидеть. Смотришь и получаешь огромное удовольствие от просмотра» (Экзистенциалист)

«Что тут сказать... Разочарование – самое мягкое слово. Лично мне всегда было сложно понять: почему, взявшись экранизировать уже прекрасно зарекомендовавшие себя литературные сюжеты, многие сценаристы и режиссеры начинают курочить их до неузнаваемости. … «Скарамуш» Джорджа Сидни – очередной пример залезания слона в посудную лавку. От сюжета книги, конечно, кое-что осталось, но именно кое-что. И ладно бы в лучшую сторону. А то все исключительно, чтобы создать очередной американский боевик во французских декорациях» (Шанж).

Киновед Александр Федоров