Наверно, самое великое дело - это воскрешать мертвых, - скажете вы…. Ибо это одно из самых поразительных и великих чудес, которые совершал Иисус Христос.
Скажете и ошибетесь. Поэтому давайте узнаем, что по этому поводу думал преподобный Антоний Великий.
Преподобный Антоний Великий считается одним из отцов-основателей монашества.
Кроме того он прославился как великий борец с искушениями от дьявола, так что по праву носит наименование «великий».
В общем, он как никто другой знал толк в великих делах перед Богом.
И на этот счет он оставил одно из своих кратких поучений.
Но прежде, чем мы перейдем к нему, давайте задумаемся, а какие дела действительно являются великими перед Богом.
Да и вообще, могут ли какие-либо дела выглядеть «великими» в глазах Создателя и Зиждителя Вселенной?
Есть у вас какие-либо варианты?..
Задумались?
Тогда – вот мнение Антония Великого:
«Не великое дело – творить чудеса, не великое дело – видеть ангелов: великое дело – видеть собственные грехи».
Обратили внимание на замечание о чудесах?
Они стоят первыми в возможном списке «великости» - и сразу же отвергаются. Чудеса – это отнюдь не признак великости.
Интересно бы ответить, почему… Да хотя бы потому, что с природой любого чуда нужно еще внимательно разобраться.
Недаром фарисеи еще две тысячи лет обвиняли Христа, что он совершает чудеса силой дьявола… Даже они понимали потенциальную двойственную природу любого чуда.
Но даже, если чудо имеет своим источником Божественную силу – это тоже не признак подлинной великости.
Может быть, потому, что человек их не может сотворить собственными силами. Это Божественная прерогатива.
Следующим в списке стоит – «видеть ангелов».
И это тоже не является признаком великости. И опять же одной из причин этого является, с одной стороны возможность общения с миром падших духов, а с другой – что и это не является человеческой заслугой.
Но вот мы подходим к главному.
Итак, подлинный признак великости по св. Антонию Великому – «видеть собственные грехи».
И тут мы упираемся, казалось бы, в ту же самую проблему.
Ведь и это, по большому счету, не является заслугой человека.
Только Бог может открыть человеку глаза на собственные грехи, чтобы он их увидел такими, какими они действительно выглядят перед Ним Самим…
Так причем же здесь великость самого человека?
У вас есть ответ на этот вопрос?
Что ж, причина, видимо, заключается в следующем.
Да, открыть глаза человеку на его грехи – это Божья заслуга и прерогатива.
Но вот выдержать это открытие – это уже человеческая способность и заслуга.
Да – выдержать и не сломаться. Не сойти с ума и не покончить жизнь самоубийством.
Любой человек настолько мерзок перед Богом, что его мерзость просто напросто убьет его – если он столкнется с ней самой, как она есть.
Поэтому – это великая благость Божия для людей, что Он не дает им увидеть собственные грехи.
То есть дает эту возможность постепенно – по мере духовного укрепления и созревания.
И преподобный Антоний, видимо, имеет в виду именно это.
Это может быть самым большим и трудным испытанием для человека – увидеть самого себя глазами Божьими.
Только действительно великие люди способны на это.
А эту способность они получили после очень долго искуса и испытания. После очень долгого периода борьбы с самим собой и самоочищения.
В этой борьбе они действительно приобретают великие духовные силы, которые действительно уже могут считаться их собственным приобретением.
Они, конечно, тоже получены от Бога, но в ответ на полную духовную самоотдачу и полное самопожертвование в борьбе с собственной мерзостью.
И только тогда такие люди по праву становятся «великими».
Теми самыми, кто действительно способен на «великое дело» - видеть собственные грехи.
И видеть их так, как видит Бог – без всякого замазывания и приукрашивания.
Кто из нас на это способен? Увы – никто.