Полина долго в девках засиделась. Все сестры, даже младшие, уже замуж выскочили, а она все с родителями жила. Больно жалела она стариков, вот и не спешила из семьи уходить.
К тому же у нее небольшой изъян был, прихрамывала на одну ножку. Матушка говорила, что это старая прабабка не углядела, вот Полинка из люльки-то и выпала и ножку повредила. Изъян-то хоть и небольшой, а женихи стороной все обходят.
Братьев у Полины не было, точнее были, да умерли во младенчестве. Обычно родители с одним из сыновей жить оставались, а тут одни девки. Вот Полина за ними и ходила.
И отец, и мать умерли в один день. Полина к сестре в соседнюю деревню пошла, помочь надо было, а родителей одних оставила. И как так случилось, что пожар вспыхнул, никто и не знает.
Зима лютая выдалась. Печку жарганили, чтобы тепло было. Домишко старый, вот тепло и не задерживалось. Полина утром ушла, дров в избу старикам затащила, воды принесла. Должна была вернуться через два дня. А наутро слух дошел, что дом их сгорел, а матушка с отцом угорели от дыма.
Похоронили родителей дочери. Стали звать Полину к себе жить. А она ни в какую.
-У вас свои семьи, приживалкой быть не хочу. Спасибо, что зовете, но мне лучше одной.
-Так где же жить-то будешь, дом сгорел, сама новый не справишь.
-Люди добрые помогут. А пока у бабы Клавы, соседки, поживу. Она одна, меня к себе зовет. Вот и будем вместе зимовать. А потом время покажет, что делать.
Так и осталась Полина в своем селе. Баба Клава старая, ей помощь нужна. Живет одна. Был сын, да сгинул. Ни весточки от него. Уехал на заработки и все, ни слуху, ни духу. А каково матери в неведении жить? Сколько слез пролила, сколько поклонов в красном углу отбила, чтобы объявился. Так и состарилась. Некому стакан воды принести. Полина еще при жизни родителей по-соседски ей помогала, а сейчас и тем более.
Дом сгорел, да сарайки и конюшни в пожаре выстояли. Поэтому и молочко у Полины было, и яичко. Жить можно. Так и перезимовали.
Но говорят, что беда не приходит одна. Вот и Полине судьба новое испытание послала.
Тихо во сне ее баба Клава этот свет покинула. Осиротела совсем девка. Так за эти годы она к соседке привязалась, как к родной.
Хоронили всем селом. Клавдию любили, никому в жизни зла не сделала, все по-тихому, по-хорошему. Люди к ней и тянулись, за советом шли, рассудительной , мудрой Клавдия была.
Полина в доме ее осталась. Лето в трудах-заботах быстро прошло. Не успеешь глазом моргнуть уж осень наступает. Надо к зиме готовиться.
А тут и новый удар. В родах младшая сестра Полины умирает. Оставляет мужа и четверых малых детушек. Муж ее Василий пришел за помощью к Поле.
-Не откажи, помоги с детьми. Не чужие они тебе, родные племянники. Не справлюсь я один. А со стороны брать жену не хочу. На своей шкуре испытал, как с мачехой жить. Врагу не пожелаешь. Если не полюбишь меня, я неволить не буду. Только не бросай меня с ребятишками. Когда Матрене совсем плохо стало, она мне и шепнула:"Если что, то зови Полину. Она добрая, не откажет, не обидит."
-С детьми помогу, а вот женой твоей не буду. Не люб ты мне, прости. Да и что люди скажут, что не успела постель остыть, так я место сестры заняла?
-Права ты. Негоже это. Только не потянуть мне их одному.
-Перееду к вам. Пока дети малые буду помогать. Сироты не виноваты.
Стала Полина племянников растить. Чего только о ней не говорили, какой грязью не обливали. Не слушала людские пересуды, жила тихо и свое дело делала.
Так три года прошло. Младший, что народился, когда Полинкина сестра умерла, слабенький был. Одна хвороба проходит, другая уж тут как тут. Как за ним не ходили, вслед за матерью и ушел.
Василий с горя запил. Не выдержал второго горя. Сгорел. Как его Полина не умоляла опомниться, глух был к ее мольбам.
Осталась Полина с тремя племянниками. Из дома ее брат Василия попросил, мол нет брата, так и освободите родительский дом. Другая бы стала бороться, но Полина не такая. Собрали узлы и с детьми в бабушки Клавы избенку и перебрались. Соседи помогли подлатать домишко немного, так и стали там жить.
Племянники к Полине привязались, мамой Полей кличут. Старшая Настасья уже взрослая, женихается уже. Братья ее, погодки Мишка с Петькой, помладше, лет по десять. Ребятишки ласковые, послушные. Все вокруг Полины крутятся, во всем помогают.
И тут через столько лет появился сын Клавдии Анатолий, живой и здоровый. Приехал и в свой дом. А там Полина с детьми.
Рассказала ему о матери, как ждала она его, сколько слез пролила. Потом о совместном житье-бытье поведала. О своем горе упомянула.
-Разреши нам до весны дожить в доме, а потом мы уйдем куда-нибудь.
-Ты моей матери как дочь была, в последний путь ее проводила, когда я по чужим землям скитался. Если прогоню тебя, последним подлецом буду. Живите, сколько хотите. А я немного отдохну и уеду. Ничего меня здесь уже не держит. Мать не дождалась, семьи нет.
-Дом ваш, живите, сколько хотите.
Ребятишки его дядей Толей кликать стали. Мужик в доме появился, сразу дела и наладились. И сарайку подлатал, и крылечко. За скотиной ходит, баню перебрал, печь новую сложил.
Месяц за месяцем проходят, а Анатолий мрачный ходит. Полина к нему с расспросами.
-Ты Анатолий, не держи в себе, скажи все начистоту. Что случилось, почему угрюмым стал? Если дело в нас, то мы съедем. Поживем в бараке пока.
-Даже не знаю с чего начать, Полина. Я и старше тебя, и не люб я тебе. Но ломает меня, как мальчишку. Влюбился я в тебя. Многих на своем веку повидал, а такой, как ты не встретил. Все счастье на стороне искал, мать несчастной сделал. А счастье-то меня дома, на родине моей ждет. Я ведь помню тебя совсем девчонкой. Столько лет прошло, а ты вон какая стала, глаз не отвести. Работящая, деток чужих растишь. Душа у тебя большая. Если не откажешь, то станешь моей женой. А откажешь, пойму, не заслужил значит такого счастья.
Полина от таких речей не знает куда себя деть. Не девка уже, ни разу никто таких речей не вел. Пытался покойный Василий, но она на корню такие речи прерывала.
А теперь зарделась вся, глаза в пол опустила.
-Что же ты такое говоришь? Как ты счастья не заслужил? Это я хромоножка никому не нужна.
-Мне нужна.
-А куда же я детей-то дену. Прикипела я к ним всем сердцем. Сироты они круглые. Моя судьба видимо их до ума довести.
-А кто говорит, что дети нам обузой будут. Я детей люблю. Настенька замуж того гляди выскочит, а Мишка с Петкой за мной хвостиками ходят. Так что уживемся. Все дело только в тебе. Твое слово последнее. Откажешь, завтра же съеду, не буду надоедать и неволить.
-Да, согласна я, согласна. Мне баба Клава о тебе столько хорошего говорила. Я будучи девчонкой только о таком муже и мечтала.
Сграбастал в охапку Анатолий Полину.
-Счастье ты мое ненаглядное.
Соседки у колодца уже наутро у колодца судачили.
-Нашей хромоножке счастье привалило. Дождалась.
-Да не судите вы ее. Заслужила она свое счастье, деток чужих растит, не бросила сиротинок. Никому плохого за жизнь не сделала, вся в отца и мать своих. Хорошие люди были. И деток таких вырастили.
-Счастья пожелать им надо, а вы языки чешете.
Вот так Полина и семью завела. Свадьбу не играли, расписались только в сельсовете. Полина на крыльях летала.
Анатолий летом и избу поправил, пристрой сделал.
-Зачем изба-то большая нам?
-Скоро узнаешь.
Вскоре Полина понесла, родила дочку. Назвали Таечкой. Анатолий горд был.
-И семья у меня теперь, и жена красавица, и доченька, и сыновья есть. Настю не считаю, засватали, скоро упорхнет.
Жили Полина с Анатолием тихо, ведь как баба Клава говорила, что счастье тишину любит. Ребятишек растили, хорошему учили. Дождались оба своего счастья.
Благодарю за внимание. Если вам понравился рассказ, поставьте, пожалуйста "Нравится" и не забывайте подписаться, так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии канала.
Чуть не забыла, делитесь своими история из жизни, пишите комментарии. Буду рада общению.