Найти в Дзене

Ошибки при описании и работе с бизнес процессами

В прошлой статье, я рассказывал о том, что такое бизнес-процесс и зачем его описывать. А сегодня хочу рассказать о том, как работает большинство компаний и в чем их основная ошибка в описании бизнес-процесса. Во многих встречающихся мне компаниях, обучение работе с бизнес процессами сводится к изучению должностной инструкции, конспектированию устных описаний процесса или изучению инструкции по работе в сервисах (1С, заполнения заявков в Word, Excel, работе с CRM). Каждый из этих видов интегрирования нового специалиста в рабочий процесс, конечно же, не является обучением бизнес-процессам компании. Это скорее упрощенный вариант, который позволяет обходить систему. Что же касается описания бизнес-процессов, то здесь, наиболее частыми ошибками можно считать:

В прошлой статье, я рассказывал о том, что такое бизнес-процесс и зачем его описывать. А сегодня хочу рассказать о том, как работает большинство компаний и в чем их основная ошибка в описании бизнес-процесса.

Во многих встречающихся мне компаниях, обучение работе с бизнес процессами сводится к изучению должностной инструкции, конспектированию устных описаний процесса или изучению инструкции по работе в сервисах (1С, заполнения заявков в Word, Excel, работе с CRM).

пример из Интернета
пример из Интернета

Каждый из этих видов интегрирования нового специалиста в рабочий процесс, конечно же, не является обучением бизнес-процессам компании. Это скорее упрощенный вариант, который позволяет обходить систему.

Что же касается описания бизнес-процессов, то здесь, наиболее частыми ошибками можно считать:

  1. Описание - это средство, а не цель. Целью же, является не столько фиксация текущего опыта, сколько усовершенствование. Ведь, если сам опыт плох, то фиксация его приведет к тиражированию неудач;
  2. Неучёт соотношения "Результат/Затраты". Цель всей этой оптимизации - не растратить ресурсы, увидев то что есть, но описать их. Не буквально, а так, чтобы, при выполнении написанного, соотношение Результат/Затраты улучшилось. В известном смысле это критерий качества описания бизнес-процесса ("было-стало");
  3. Неучет бизнес-контекста (окружения). Мы - это мы, а что вокруг нас? Как устроены наши конкуренты, контрагенты? У них есть такие же проблемы? Выявление признаков определенного этапа дает возможность относительно быстро определить узкие места в бизнес-процессах, не изучая всю "пооперационку".