И сегодня на окраине Карачарово бьет источник, который называется Ильиным.
Только вместо колодца здесь теперь – обыкновенная железная труба, рядом недавно построили купальню. Вода из этого источника считается целебной - ведь по преданию, странники велели Илье Муромцу напиться этой воды, и именно с ней он получил свою богатырскую силу. Своеобразная инсталляция на тему одного из подвигов Ильи Муромца - гигантский дубовый пень во дворе местного музея. Это корень дуба, который рос ещё во времена Ивана Грозного близ реки Оки. А во двор музея он попал в начале двухтысячных годов, когда его достали речники. По легенде, одним из первых подвигов Ильи был трудовой, когда он помог односельчанам и развернул Оку, чтобы она текла ближе к селу и людям было удобнее носить воду для своих огородов. Илья Муромец закидал огромными дубами реку, благодаря чему появилось второе русло Оки. И сейчас с высоты птичьего полета можно увидеть два русла реки – новое, ближе к селу, и старое.
Богатырскую силу, которая появилась у него так внезапно, Илья Муромец решил использовать как "активный гражданин" своей страны.
Он отправился в столицу, в Киев, поступать на военную службу к Великому князю. Из Мурома до Киева можно было добраться двумя путями. Первый путь, окольный, из Мурома через Смоленск, на Киев. То есть, через всю современную Владимирскую, Московскую, Калужскую область. Это был очень долгий путь, но безопасный. А был путь через Муромские и Мордовские леса, он вел к Чернигову, а от Чернигова к Киеву. Этот путь был "прямоезжий", но опасный – он кишел разбойниками.
Выбрав короткую дорогу, как рассказывает былина, Илья Муромец встретился с Соловьем-разбойником, который держал в страхе всю округу.
Филологи предполагают, что легендарный Соловей-разбойник – это иносказательное изображение главаря банды грабителей, которая нападала на обозы с товарами.
Но есть и другая версия. В Соловье-разбойнике некоторые исследователи исторической былинной школы видят последнего верховного языческого жреца, изгнанного из Киева князем Владимиром Мономахом, Будамира. В отместку он чинил разбой на юго-восточных рубежах России, а Илья Муромец пленил его и принёс киевскому князю.
Соловей-разбойник, как рассказывает былина, сидел «у Чёрной Грязи, близ речки Смородины». И эта речка тоже не придуманная. Таких много на карте России. Одна из них – на юго-западе Москвы, сегодня она называется Самородинка. И черная грязь в этих местах тоже всегда была – даже улицы называли Черногрязскими. Так что не исключено, что свою самую известную победу - над Соловьем-разбойником - Илья Муромец одержал не где-нибудь, а в черте современной Москвы.
Когда Илья-Муромец все же добрался до Киева, оказалось, что в столице его тоже ждут испытания – на сей раз светским этикетом.
Былины рассказывают, что сначала над ним смеялись из-за того что он не знал, как себя вести на княжеском дворе.
Знание этикета считалось признаком воспитанности, "вежества". Илья Муромец был простым крестьянским парнем и, разумеется, правил хорошего тона не знал. Насмешки стихли, когда богатырь доказал делом, на что он способен. Выдержав не одну «проверку боем», в дружине киевского князя Илья-Муромец показал себя настоящим суперменом, непобедимым воином. Он говорил, что ему "не надо ни серебра, ни золота", только - "Руси служить, от врагов ее оборонять". Это было как никогда кстати. Древнерусское государство в 12-м веке хоть и входило в пятерку крупнейших стран Европы, но его уже раздирали междоусобицы, и власть Киева становилась все слабее.
Филипп Тараторкин, кандидат исторических наук:
Это время, когда некогда единая Киевская Русь, единое государство, начинает трещать по швам, и трещит долго, и швов этих много. Предпринимаются отчаянные попытки сохранить единство государства, но сами князья, заражённые удельным самосознанием, каждый сам себе господин, как раз и оказываются теми, кто своими руками разрывает единую историческую ткань, которую с большим трудом создавали первые киевские князья. Внешняя угроза — это и нашествия кочевников, степных племён, это и ордынское нашествие, и начало ига на Руси. На защиту встаёт богатырь. Это важный момент, символически очень важный. Богатырь — это носитель идеи единства, и только единство может стать ответом на внешнюю угрозу.
Из книги "День Ангела. Рассказы о святых":
https://www.labirint.ru/books/785091/