Найти тему
Вокальная библиотека

Метод работы с выразительностью

Есть много хороших книг по интерпретации, с которыми я рекомендую певцам ознакомиться, если они хотят поработать над своей интерпретацией (см. «Список рекомендуемой литературы»).

Здесь я расскажу о практическом и конкретном методе, который, как показывает опыт, очень эффективен и прост в использовании. Вы можете использовать его как метод для начала работы, чтобы узнать, что делать, если вы застряли, или вы можете использовать его для дальнейшего развития уже имеющихся у вас методов. Опять же, как и в случае с любым творчеством, это всего лишь предложение, возможность среди многих. Вы можете использовать его, использовать его части, изменить его, либо, если метод вам не подходит, забыть о нём и больше не тратить на него время.

Анализ текста и мелодии

Перевод

Обычно предварительным условием для работы над интерпретацией является детальное понимание текста:

Если слова написаны не на вашем родном языке, переведите каждое слово.

Оригинальный текст: «Tilbageblik groodende eng»

Затем переведите песню построчно на простой, повседневный язык, чтобы вам были понятны все строчки, одна за другой. Например, «ретроспектива плачущего луга» может звучать очень поэтичной, но это нелегко понять.

Прямой перевод каждого слова: «Ретроспектива плачущего луга» (текст может быть очень загадочным)

Создайте свой собственный перевод: «Когда я оглядываюсь назад на свою жизнь, я помню, как шел по лугу и плакал». Не стоит пытаться петь перевод. Он предназначен только для того, чтобы помочь вам понять текст песни.

Перевод, который мог бы придать больший смысл (перефразированный): «Когда я оглядываюсь назад на свою жизнь, я вижу, как иду по лугу и плачу»

Переведите каждый куплет на повседневный язык, чтобы понимать куплеты один за другим. Может быть, каждая отдельная строчка в куплете не несёт определённого смысла.

Создайте перевод каждого куплета, который имеет для вас значение.

Наконец, решите, о чём песня.

Настроения в тексте и мелодии

Решите, какое настроение и какое послание содержит текст песни.

Решите, какое настроение и какое послание содержит в себе мелодия.

Соответствуют ли мелодии настроение и послание в тексте? Может быть, настроение слов радостное, светлое и лёгкое, но настроение мелодии тяжелое и мрачное. Найдите причину, по которой нет соответствия между настроением и посланиями в словах и мелодии. Если текст весёлый, светлый и лёгкий, а мелодия тяжёлая и мрачная, возможно, это потому, что главный герой песни пытается сохранить видимость счастья, хотя на самом деле чувствует себя несчастным.

Знайте историю

Решите, о чем будет история. Опирайтесь на перевод и, возможно, на любое несоответствие между настроением и сообщениями в тексте и мелодии.

Пример: Песня о несчастном человеке

Придумайте предысторию описанных событий с большим количеством деталей. В чём дилемма?

Сюжет: Любимый человек лирического героя уехал неделю назад, т.к. нашёл кого-то другого

Постройте текущую ситуацию вокруг события, описанного в тексте песни, опять же с большим количеством деталей, чтобы ситуацию было легче представить.

Персонаж в замешательстве и колеблется между желанием вернуть любимого человека и желанием никогда больше не видеть её/его

Создайте персонажа

Создайте своего персонажа (лирического героя, поющего песню) настолько подробно, что вам покажется, что вы его или её знаете. Укажите его или её пол, возраст, внешний вид, стиль, одежду, происхождение, тип личности, имя и работу. Вы даже можете использовать для этого кого-то из своих знакомых. Никогда не используйте себя в качестве лирического героя. Важно беречь своё сердце и не использовать себя в качестве персонажа. Переживать резкие или травмирующие ситуации из собственной жизни ночь за ночью может быть очень тяжело и вредно для вашего физического благополучия.

Создание персонажа: «Венди» – женщина, 30 лет, нормальной внешности, тихий человек, много курит, прожила вместе со своим парнем 2 года

Что делает персонаж в песне? Говорит? Думает? Кричит?

Венди разговаривает частично сама с собой, частично со своей подругой

Кто её адресат и присутствует ли он? Сам/Сама? Друг? Мама? Ребёнок? Любовник?

Венди рассказывает эту историю своей подруге

Почему персонаж говорит всё это? В поисках покоя? Спорит? Из-за огромной радости?

Венди ищет утешения, ругая парня, и пытается совладать со своими эмоциями

Где и когда персонаж говорит? В постели? На улице тёмной ночью? На лугу на рассвете?

Венди сидит полупьяная и несчастная на кухне в половине второго ночи и разговаривает с подругой
-2

Прогресс, поворотные моменты и подтекст

Многие песни проходят этапы развития, имеют поворотные моменты и подтексты.

Из истории и реальной ситуации в песне соберите воедино историю, которая происходит в каждом куплете, и найдите развитие песни и, в конечном итоге, поворотные моменты. Например, первым поворотным моментом может стать третий куплет, где главный герой не выдерживает и говорит о том, как, на самом деле, всё плохо. Четвёртый куплет, где главный герой обретает утешение и видит светлое будущее, может стать вторым поворотным моментом.

История и поворотные моменты:
1. Куплет: Венди начинает с поверхностной весёлости, чтобы скрыть, насколько она несчастна.
Подтекст: «Я сделаю вид, что всё в порядке, тогда она, наверное, скоро уйдёт».
2. Куплет: Венди чередует веселье и ярость.
Подтекст: «Как он мог это сделать?»
3. Куплет: Венди расклеивается и говорит, в каком она плохом состоянии.
4. Куплет: Венди успокаивается и начинает чувствовать, что будущее выглядит более светлым

Найдите подтекст к каждому куплету, другими словами, создайте слово или предложение, чтобы описать настоящие чувства главного героя, которые лежат в основе куплета, например, куплет, который описывает главного героя песни пытающегося сохранить счастливое лицо: «Притворись, что всё в порядке; надеюсь, она скоро уйдет». Знание подтекста каждого куплета часто помогает придать куплету правильное настроение.

Если вам кажется, что между текстом и его смыслом есть несоответствие, попробуйте найти подтекст. Например, если в тексте говорится: «Как здорово, что ты пришел, пожалуйста, заходи», подтекст может быть таким: «О, пожалуйста, уходи, я не хочу, чтобы ты видел, как я плачу».

Вначале может быть полезно найти подтекст во всех строчках, чтобы понять, как это работает, позже вы сможете найти подтекст только в определенных отрывках или определенных словах. Обратите внимание, что идея подтекста не предназначена для понимания публикой, подтекст служит лишь для того, чтобы помочь певцу создать и воспроизвести убедительную интерпретацию.

Настоящая работа певца

Описание персонажа с помощью звуков

Как отреагировал бы персонаж этой песни на случившееся? Персонаж вспыльчив и кричит, когда злится? Или он/она более тихий человек, который душераздирающе плачет?

У Венди спокойный характер, и она плачет, когда злится

Как персонаж, с его или её личностью и историей, выразил бы подтексты, развитие и поворотные моменты в песне?

Венди ведёт себя довольно тихо, даже когда разваливается на части

Какие режимы, типы вибрато, атаки, высоту звука и импровизацию следует выбрать, чтобы проиллюстрировать главного героя и его чувства?

Венди в основном использует Нейтральный и Кёрбинг и очень мало вибрато

Какой звук, высоту, громкость, фразировку, слова и эффекты выберет персонаж?

Венди не использует много украшений или большого количества нот, а также никаких эффектов, даже когда злится

Чем лучше вы знаете своего персонажа, тем легче становится понять, что он или она выберет, и тем более правдоподобным становится персонаж.

После этого следует большое количество экспериментов, принятия решений и отработки различных средств выражения, которые передают это выражение наилучшим образом.

У песни собственный разум

Часто вы обнаруживаете, что вы экспериментируете с техническими инструментами для достижения определенного настроения, а история и персонаж «обладают собственным разумом» и начинают мешать. Возможно, вы не можете заставить работать определённые инструменты, даже если они кажутся вполне разумными. Часто вы сталкиваетесь с тем, что определенный отрывок нужно спеть только одним особым способом, независимо от того, сколько разных способов вы пробуете. По моему опыту, вы можете познакомиться с новой стороной истории и персонажа, которую вы изначально упустили из виду, следуя в направлении, указанном песней и персонажем. Когда вы понимаете, почему вы выбираете определенные звуки, высоту звука и т. д., вам будет гораздо легче воспроизвести выразительность и довести её до совершенства.

Краткое содержание

Вам не обязательно всю оставшуюся жизнь проходить через все пункты этого метода для каждой песни. Когда вы приобретёте опыт работы с интерпретацией, вы сможете перейти непосредственно к важным вопросам:

  • Какова история/драма/дилемма?
  • Кто персонаж? Что он делает?
  • Кому это адресовано? Где он/она?
  • Почему это говорится/поётся?

Все подробности не обязательны каждый раз, но очень полезны, если вы чувствуете, что застряли в интерпретации песни.

Работаем вместе с группой

Общая выразительность

Недостаточно того, что певец очень внимательно относится к интерпретации песни, если разные участники группы интерпретирует её иначе. Если вся группа работает в унисон, выразительность усиливается и публика, скорее всего, будет очарована.

Решите, какой жанр музыки, темп, инструменты, тональность, форма и жесты лучше всего подходят для передачи выразительности и истории песни.

Помните, что некоторые песни «загружены» в том смысле, что аудитория уже знает определённую версию песни, например, оригинальную. Важно, чтобы вы тоже знали эту версию и решили, насколько она соответствует вашей истории и персонажу, чтобы вы могли принять во внимание ожидания аудитории.

Если песня была записана другими артистами, возможно, будет интересно услышать их интерпретацию. Благодаря этому вы сможете узнать новые стороны истории или персонажа, которые захотите включить в свою версию.

Учитывайте харизму группы. Возможно, сложно передать нежность и преданность, если характер группы жёсткий и суровый. Примите во внимание личные жесты и выражения лица, например: некоторые певцы и музыканты неосознанно морщатся, когда поют или играют.

Убедитесь, что музыкальные идеи, представленные в соло, соответствуют интерпретации песни. Соло может выражать мысли главного героя, быть утешающим другом или воодушевляющей речью самому себе. Возможно, поворотный момент истории произойдёт в соло.

Тренируйтесь так, чтобы все участники группы принимали участие в процессе. Например, подумайте о том, что только что было сказано/сыграно. Таким образом, вы сможете избежать роли лишнего «потерянного» певца/музыканта, который не знает, что с собой делать, когда другие поют/играют. Тренируйтесь, пройдите соло. Работайте друг с другом и развивайте идеи друг друга, основанные на одной и той же истории.

Продолжить чтение >>>

Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023
-3