Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Большие гонки" и "Кто есть кто?": разные фильмы, разные мнения

Большие гонки / The Great Race. США, 1965. Режиссер Блейк Эдвардс. Сценаристы Блейк Эдвардс, Артур А. Росс. Актеры: Тони Кёртис, Джек Леммон, Натали Вуд, Питер Фальк, Кинан Уинн и др. Прокат в СССР – 1976. 38,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В середине 1960-х мастер киноразвлечений Блейк Эдвардс (1922-2010) поставил зрелищную приключенческую комедию «Большие гонки» с участием трех ярких голливудских звезд первой величины Тони Кёртиса (1925-2010), Джека Леммона (1925-2001) и Натали Вуд (1938-1981).

В советский прокат картина попала с десятилетним опозданием и вырезанными эпизодами, в которых в оригинальной версии ленты показывалась Россия. Впрочем, это нисколько не помешало кассовому успеху фильма в советском кинопрокате.

Сразу после показа «Больших гонок» на Московском международном кинофестивале кинокритик Михаил Блейман (1904-1973) писал на страницах журнала «Искусство кино», что «в каждой ситуации фильма пародируется какой-нибудь жанр американского кино. … Мне трудно назвать конкретные объекты пародии, я не знаю пародируемых фильмов, вернее – знаю, но не все. Но всеобщность пародии в том, что она охватывает самые существенные черты объекта, а стандартность американской массовой кинематографической продукции такова, что без труда можно подставить один фильм вместо другого. Фильм Блейка Эдвардса пародирует даже самого себя, свой масштаб «супербоевика». Несоответствие между технической роскошью фильма и легковесностью его пародийного содержания мне кажется не случайным – оно входит в замысле фильма. Я не буду перечислять отдельные ситуации фильма, иногда подлинно остроумные и даже блестящие, его и старые и новые «гэги». Вряд ли это нужно. Скажу только, что в фильме, возможно, слишком много остроумия. Иногда оно утомляет» (Блейман, 1965: 156).

Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) верно отметила, что «Б. Эдвардс попытался использовать в своей комедии буквально все трюки, возможные в кинематографе. Являясь горячим поклонником Чарли Чаплина и фильмов с участием Дугласа Фербенкса, Эдвардс стремился создать своеобразный синтез комедии и приключенческого фильма, своего рода «суперкомедию» (Хлоплянкина, 1976).

Уже постсоветские времена кинокритик Владимир Гордеев писал, что «Большие гонки» – «один из последних голливудских монстров того времени, пышных, но медлительных блокбастеров, с обязательными музыкальными прелюдиями и интерлюдиями (красочные статические картинки под бравурную или не очень музыку, аранжированную для оркестра, которые сделаны для того, чтобы неспешный зритель ломящийся на киносеанс, ничего не пропустил, даже если опоздает, а тот, кто уже сидит в зале, заскучал, но не слишком)» (Гордеев, 2013).

О причинах успеха «Больших гонок» кинокритик Денис Горелов пишет так: «Эдвардс, как и Гайдай, был родом из немого кино и досуха отжал бум интереса к немой эксцентрике, приключившийся в ранних 60‑х и продлившийся до конца биполярного мира. В его «Завтраке у Тиффани», пяти сериях «Розовой пантеры», кабаретном бурлеске «Виктор/Виктория» и этих вот «Гонках» усатые мужчины гримасничали, таращили глаза и семенили на цыпочках, дамы фехтовали зонтиками и переодевались в мужское, а все вместе норовили плюхнуться на попу, сломать дом, дирижабль, автомобиль и европейский миропорядок, после чего дюжину раз залепить друг другу тортом в морду. Чтоб растянуть балаган на полный метр, лучше всего подходила энергичная езда к заветной цели… Битва полов, начатая в викторианскую эру и к 65‑му еще не оконченная победой промежуточных женомужчин и муженщин, радовала Эдвардса всегда, как повод посадить гордецов и гордячек в лужу… К феминизму он относился как к простительной бабской блажи…» (Горелов, 2019).

Поклонников у «Больших гонок» много и среди нынешних зрителей:

«Обожаю этот фильм. Неоднократно смотрела в детствеюности, и вчера очередной раз получила удовольствие. Одна из лучших американских комедий. Великолепен красавчик Кертис. Очаровательна Натали Вуд, а от ее нарядов захватывает дух» (Лена).

«На днях вспоминали с подругой детства, как на каникулах ездили на велосипедах (пять километров) в клуб смотреть этот фильм. Во время сеанса, я так смеялась, что упала с сиденья. А обратную дорогу еле преодолели, так как "надорвали животы" от хохота, перебирая самые смешные моменты фильма. Никогда не забуду ни эту картину, ни артистов, снявшихся в ней. И дело не столько в ностальгии по тем временам, а в несомненном качестве фильма. Он лучшее лекарство от хандры!» (Марина).

«Если любите яркие красивые фильмы и красивых ярких артистов в броских красивых костюмах, но не любите плакать и переживать во время фильмов, то это именно тот фильм!» (Гортензия).

Киновед Александр Федоров

-2

Кто есть кто? / Полицейский или бандит / Flic ou voyou. Франция, 1978. Режиссер Жорж Лотнер. Сценаристы Жан Эрман, Мишель Одиар (по мотивам романа Мишеля Гризолья «Инспектор моря»). Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Жан-Франсуа Бальме, Клод Броссе, Мишель Бон, Катрин Лашан, Венантино Венантини, Шарль Жерар, Мишель Галабрю, Мари Лафоре и др. Прокат в СССР – с 16 января 1981. 38,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Один из самых кассовых французских режиссеров Жорж Лотнер (1926-2013) с удовольствием снимал ленты про полицейских и бандитов.На этой почве он и нашел общий язык с Жан-Полем Бельмондо. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно в 1978 году. Ведь Бельмондо еще с начала 1960-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихии как рыба в воде.

Так или иначе, пародийность «Полицейского или бандита» («Кто есть кто»), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 – комиссара Боровица.

Герой Бельмондо, временами выдающий себя за итальянского мафиози, фланировал по Ницце в ослепительно-белом костюме и с не менее ослепительной улыбкой. Под пульсирующие ритмы электронной музыки вспыхивали стоп-кадры с применением вариоэкрана и рапида. Начинался феерический канкан лихих трюков и погонь...

Движения Боровица ленивы и небрежны. С лица не сходит чуть усталая усмешка. С недругами он разделывается весьма своеобразно. С одного снимает штаны. Другого вовсе раздевает догола. Третьему делает смертельную "парную" в термошкафу...

Если борьба с преступностью законными средствами невозможна, герой Бельмондо идет напролом. Благо револьверно-спортивных способностей у него хватает...

Упругий ритм этой ленты, короткий, "клиповый" монтаж, "хитовая" музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката.

Киновед Александр Федоров

Вот что писал о фильме «Кто есть кто» знаток французского кино, киновед Александр Брагинский (1920-2016):«Всё что происходит в фильме, словно нарочно, лишено мотивировок. … Но Бельмондо при этом наилучшим образом укреплял в глазах своих поклонников миф о непобедимом герое. Создатели фильма первым делом стремились развлечь их. … Поскольку уж известно, что герои Бельмондо в воде не тонут и в огне не горят, зритель охотно включается в предложенную игру, пытаясь догадаться, как Стан Боровиц расправится с бандитами. Как выручит дочь, состоится ли его роман с Эжмондой» (Брагинский, 1998: 140-141).

Однако кинокритик Мирон Черненко (1931-2004) считал, что фильм этот не так прост, и что Жорж Лотнер изысканно и небрежно использовал в своей ленте «черты классического «черного фильма» в его американском издании – недаром то и дело Бельмондо позволяет себе легкий намек и на это: то в костюме словно с рекламы «бурных сороковых», то в скользящей походке слегка сутулящегося человека, то в невозмутимости подчеркнуто мужественного лица, в память Хэмфри Богарта, поднявшего некогда этот развлекательный жанр на уровень неиреалистичнейшей правды об «американском образе жизни» (Черненко, 1981: 18).

Мнения нынешних зрителей о фильме «Кто есть кто» часто противоположны.

«За»:

«Лёгкая, непринуждённая криминальная комедия, Бельмондо блистателен (как всегда), Мишель Галабрю блистательно дополняет главного героя, Мари Лафоре смотрится томно в своей роли, что несомненное достоинство. Хорош антураж Ниццы, весьма злободневна тема, особенно для нашей выдающейся страны, обыграно всё блистательно не без искромётного французского юмора» (Дэйгтон).

«Фильм замечательный! Смотрится на одном дыхании. Даже титры в начале хочется пересматривать, благодаря великой музыке» (Санечка).

«Один из моих любимых фильмов с Жан-Полем Бельмондо! ... Кинокартину же следует смотреть исключительно ради самого актера, который сыграл главную роль, но ни в коем случае не рекомендуется искать в ней глубокий смысл. Артист так естественно выглядит в роли такого себе самца, которому позволительно все без исключения, что ему невозможно не верить. … И еще, несомненно, легкий, французский с удивительным шармом, присущим только французам. … Эту ленту надо смотреть легко и согласиться со всеми условностями, а если воспринимать это всерьез и предъявлять какие то требования, то весь этот шарм пропадет» (Днипро).

«Против»:

«По прошествии времени этот фильм вообще никак не смотрится. Во всяком случае, нашим поколением. Я так вообще диву даюсь, как можно было снимать такую идиотскую халтуру» (Юрий).

Киновед Александр Федоров