«Дети отлично понимали, что родители в это время расставляли купленные для них игрушки; знали и то, что сам младенец Христос весело смотрел в эту минуту с облаков на их елку и что нет праздника, который бы приносил детям столько радости, сколько Рождество».
Эрнст Теодор Амадей Гофман («Щелкунчик и Мышиный Король»)
Сообщение от соцзащиты. Очень невовремя.
Самая суета. Начинается вечер. Все дети уже дома. Уроки еще не сделаны, каждый хочет есть и громко рассказывать о своих дневных впечатлениях. Кому-то еще на кружки собираться.
А в сообщении написано неожиданное: «Пожалуйста, пришлите срочно письма Деду Морозу. От каждого ребенка. Кто что хочет в подарок. До 18:00 очень желательно»...
Ну надо же. Срочные письма Деду Морозу.
Мы много общались в последнее время с сотрудниками местного управления соцзащиты. Даже название это стало как-то по-новому для нас звучать – не официально и не страшно.
Понимаю, что их рабочий день стремительно заканчивается. И им нужно еще отчитаться перед начальством за почту Деда Мороза. Пытаюсь все совместить и успеть за час. Но как только дети понимают, что речь зашла о подарках, начинается что-то невообразимое. Они не думают, а просто веселятся. Причем безудержно...
В который раз понимаю, что им не нужны подарки, а нужна просто эта атмосфера предвкушения чего-то. И даже сердиться на них не могу за пустую трату времени. Потому что только дети могут быть такими нестяжателями.
Старшая дочь Маша берет все в свои руки. И четко работает с каждым в отдельности.
***
– Так, тебе инструменты для резьбы по дереву нужны были? Узнаешь у преподавателя, какие именно и где купить. Пусть присылает ссылки. Списываешь название и артикул, чтоб люди не запутались!
***
– Ты пишешь клюшку либо вратарские перчатки. Не спорить! Ты хотел! Ищешь конкретную модель и переписываешь в письмо.
***
Это короткая разборка с братьями, которым 12 и 13 лет.
Дальше – с 6-летним Сашей – разговоры поинтереснее.
***
– Ты что хотел?
– Я уже писал в саду Деду Морозу. И в морозилку письмо уже складывал!
– Это другой Дед Мороз. Он работает в соцзащите. Надо придумать еще одно письмо.
– Тогда краски, как у Насти. И робота еще.
– Какого робота? Который ходит или ездит?
– Ходит, конечно! Подходит к мусорному ведру. Достает мусор, завязывает, выбрасывает, новый пакет на ведро надевает!
– Нет, таких не бывает. И вообще они очень дорого стоят. Давай катерок или машинку.
– Ну, давай.
***
Дольше всех думала 9-летняя Настя. Она и до этого не могла понять, чего бы хотела под елочкой увидеть. «У меня все есть...» Потом все-таки подбежала с горящими глазами: «Мамочка, я знаю! Гуашь!»
Вот так заветное желание оказалось... А тут еще один подарок надо придумывать! Тоже что-то из канцелярии выбрала в итоге.
***
Маша всех организовала и с чувством выполненного долга написала в своем письме просьбу о книжках и разноцветных носках. А потом меня спросила: «Мам, а если б тебе предложили подарок, ты чего бы выбрала?»...
***
И когда уже готовились ко сну, подошел Саша. В новогоднем колпаке. Глаза такие хитрые-хитрые. Как будто догадался обо всем на свете.
– А что ты для малышки написала?
– Игрушечку выбрала.
– А я, мамочка, знаю, кто этот Дед Мороз из соцзащиты!
– Ну и кто же?
– Это батюшка Николай! Ты что же, не поняла? Это он в свой праздник всем там подсказал про подарки!
***
Точно. А я в суете потеряла эту мысль. Даже не поблагодарила. И без Сашиных хитрых глазок могла бы вовсе не заметить, что день памяти святителя Николая совпал с нашей неожиданной «записью мечт». И что вовсе не суета это была. А детская нечаянная радость – в основном друг за дружку.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»