Вожди Атлантиды / Warlords of Atlantis. Великобритания, 1978. Режиссёр Кевин Коннор. Сценарист Брайан Хейлес. Актеры: Даг МакКлюр, Дональд Биссет, Питер Гилмор, Шейн Риммер и др. В СССР – с 30 декабря 1981. 34,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Кевин Коннор за свою карьеру поставил более трех десятков развлекательных фильмов разных жанров («Необыкновенное путешествие к центру земли», «Вожди Атлантиды», «Арабские приключения», «Адский мотель», «Возвращение Шерлока Холмса», «Тайны тёмных джунглей», «Седьмой свиток фараона», «Франкенштейн», «Пираты семи морей», «Марко Поло» и др.), и некоторые из них демонстрировались в советском кинопрокате.
В «Вождях Атлантиды» некий отважный профессор в 1896 году отправляется на поиски затонувшей цивилизации, но на батискаф под водой нападает неведомое чудовище…
В годы выхода этой фантастической ленты советская кинопресса в основном обходила ее молчанием. Но уже в XXI веке, анализируя «Вождей Атлантиды», кинокритик Денис Горелов, на мой взгляд, справедливо пишет, что авторы фильма «сгребли в один котел всю возможную утопию: сверхчеловеков в белых хитонах и рабов с имплантированными жабрами, гоблинов в яйцевидных шлемах и лох-несское чудище с горбом и ластами, юрских ящеров и освобожденный творческий разум с профашистским уклоном. В итоге вышел классический Форт Бойярд — омытая морем декоративная тюрьма с золотыми россыпями, по которой, минуя препятствия, гуськом бегут физически развитые блондины с командным духом и местные амазонки в коротких туниках. … словом, перед нами очередной праисторический комикс о тайнах закрытых систем» (Горелов, 2019).
Зрители XXI века всё еще вспоминают «Вождей Атлантиды» добрым словом:
«Супер фильм. В этой фантастической картине в закамуфлированной форме выдаётся старая истина, что на Земле действуют инопланетяне, обманным путём завлекающие в свои сети земных талантов» (Евгений).
«Сцены с нападением на батисферу динозавра и болотного чудовища были довольно страшными для тех лет. В кинозале девки реально орали от страха. Вполне добротный сюжет, спецэффекты на качественном уровне: если б сейчас пустить фильм на большой экран в качестве ретропоказа, то он наверняка собрал бы зрителей и сейчас» (Александр).
Киновед Александр Федоров
Странствия Одиссея / Приключения Одиссея / Улисс / Ulysses. Италия, 1954. Режиссер Марио Камерини. Сценаристы: Марио Камерини, Франко Брузати, Иво Перилли, Эннио Де Кончини, Ирвин Шоу, Хью Грэй, Бен Хехт (по мотивам «Одиссеи» Гомера). Актеры: Кирк Дуглас, Сильвана Мангано, Энтони Куинн, Россана Подеста, Жак Дюмениль. Прокат в СССР – 1962. 34,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Марио Камерини (1895-1981) начинал работать еще в немом кино. За свою кинематографическую карьеру он поставил около трех десятков полнометражных игровых фильмов разных жанров, в том числе экранизаций классических произведений («Капитанская дочка», «Улисс»).
В год выхода этого фильма в советский прокат журнал «Искусство кино» опубликовал развернутую статью под названием «Одиссей, его жена и немного теории», где утверждалось, что «кино-не-искусство» реально существует. Его много. Количественно он, вероятно, преобладает. Художественный потенциал его близок к нулю. Идейный тоже. Но это зрелище. Это забава. Это способ времяпрепровождения, безусловно, не лишенный приятности. … У этого «неискусства» есть своя шкала оценок. Свои «хорошо» и «плохо»; своим провалы и достижения. Скажем, «Седьмое путешествие Синдбада» – по внутренней шкале «не-искусства» – тянет в лучшем случае на тройку. «Странствия Одиссея» – выше баллом» (Иноверцева, 1962: 56).
Уже в XXI веке Георгий Петров отмечает, что после купюр, сделанных в фильме перед выходом в кинопрокат СССР, произошли существенные изменения в концепции произведения: «советская версия, как и можно догадаться, гораздо более идеалистична. Советский Одиссей не имеет права быть слишком жестоким — настолько чтобы убить женщину, даже если эта женщина — служанка-предательница. И не имеет права быть слишком инфантильным чтобы, даже поддавшись магической иллюзии, вертеться перед зеркалом в новой одежде, словно заправская модница. Соответственно, сын советского Одиссея не имеет права сорваться и повысить голос на свою мать, а тем более резко оттолкнуть её. … Зато советская версия очень чётко подчёркивает тему богоборчества Одиссея — конечно же, а как же реки вспять!» (Петров, 2019).
Немногие зрители XXI века помнят этот фильм сегодня:
«Артисты подобраны гармонично. Кирк Дуглас тут в меру ироничен и хитроумен. На месте и Сильвана Мангано с Энтони Куином. Техника трюков для своего времени отменная… И на сегодня неплохая, даже забойная вещица!» (В. Плотников).
«Первый раз видел фильм в детстве по чёрно-белому телевизору, но он всё равно произвёл тогда сильное впечатление. Теперь пересмотрел уже в цвете. Фильм ещё смотрится, и даже особо старомодным не кажется. В этот раз обратил внимание, что и Пенелопу, и Цирцею играет одна актриса — Сильвана Мангано» (Б. Нежданов).
«Каждый смотревший данный фильм, заметит отсутствие в нём модного в наше время натурализма («хард-кора», как именуют его в молодёжной среде), ибо в пятидесятые годы даже на Западе общество заставляло кинематографистов соблюдать нормы приличия. К примеру, возьмём всем известную со школьной скамьи сцену ослепления циклопа Полифема. В фильме сам процесс выкалывания глаза не показан – показано только то, как Одиссей с товарищами подносят кол к лицу великана и крики циклопа, держащегося за голову. Всё остальное же остаётся за кадром. А если бы этот фильм, сняли бы сейчас, то с полной уверенностью можно сказать, что его создатели обязательно со всеми мельчайшими подробностями показали бы… Ибо сейчас, увы, не только кинематографисты, но и само общество (на Западе особенно) практически не соблюдает нормы приличия» (Рыжий Вихрь).
Киновед Александр Федоров