На второй день после Рождества Христова, в день Собора Пресвятой Богородицы, приняли страдания от рук эстонских большевиков два священника.
10 декабря 1918 года вышло постановление, в котором говорилось: «Попы всех вероисповеданий как распространители ложного учения объявляются контрреволюционерами и тем самым врагами трудового народа, и им запрещается пребывание в пределах Эстонии». Богослужения были запрещены.
Было решено полностью искоренить христианство в Эстонии.
В просьбе об отмене депортации не отказали тогда только одному старенькому священнику – Владимиру Бежаницкому. Он был очень болен. Ему разрешили остаться при условии, что он будет рыть могилы для тех, кого расстреливают. От этого батюшка лишился рассудка...
В число смертников в то время местные каратели могли внести кого угодно. Суд был не обязателен.
Батюшки Александр и Димитрий решили паству не оставлять, не уехали. Их приговорили к расстрелу сразу. Обвинение было одно. Монархисты, черносотенцы.
Храмы национализировали и опечатали. Попытка любого действия, связанного с богослужением, влекла за собой расстрел.
Одному священнику удалось все же остаться незамеченным. Его звали отец Константин Колчин. Он был протоиереем. Переоделся в рыбацкую одежду и окормлял людей. Ему удалось вытащить тело отца Александра Волкова из ямы с негашеной известью, завернуть его в брезент и даже отпеть, проникнув в храм! Двое помощников выкопали в промерзшей земле яму и замаскировали могилку под сугроб.
Отец Димитрий был похоронен намного позже, но уже со всеми почестями, потому что через год Нарва и Ивангород были освобождены.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»