Найти тему
Православная Жизнь

2 января. Игнатьев день. День памяти священномученика Игнатия Богоносца

2 января Русская Православная Церковь отмечает День памяти священномученика Игнатия Богоносца, или, как говорят в народе, Игнатьев день. Кто такой Игнатий Богоносец, почему его так прозвали и почему Церковь отмечает этот день 2 января – об этом мы расскажем в сегодняшней статье.

Про жизнь Игнатия Богоносца нам известно немногое – в основном, все сведения о его житии берутся из "Церковной истории" Евсевия Кесарийского. Мы бы даже сказали, что про Игнатия Богоносца известно настолько мало, что исследователи по сей день не могут установить его точное происхождение, но сходятся во мнении, что Игнатий имел нееврейские корни и воспитывался в нееврейской среде.

Родился около 35 года н.э. в столице Сирии, городе Антиохия, поэтому второе прозвище Игнатия – Антиохийский. Здесь же проповедовали такие апостолы, как Петр и Павел, одни из самых почитаемых апостолов.

Игнатий был прилежным учеником Иоанна Богослова, иногда сопровождал самого апостола Петра во время проповедования на сирийских землях. В то время епископом Антиохии был Евод – апостол из "семидесяти", то есть входивший в круг семидесяти учеников Иисуса. Когда он преставился, преемником Антиохийской Церкви был назначен апостолом Петром именно Игнатий Богоносец, за свою крепкую веру в учение Иисуса.

До сих пор ведутся разговоры о том, почему Игнатий получил прозвище Богоносец, – то есть тот, кто несет Бога в своем сердце. Чаще всего идет отсылка к преданию, берущему начало из Евангелия от Матфея. Оно гласит, что во времена детства Игнатия сам Господь Бог, Иисус Христос, брал Игнатия на руки, в объятия, а потом показывал своим ученикам в пример и говорил, что кто примет одно такое дитя во имя Его, тот примет Иисуса, а, соответственно, попадет в Царствие Небесное (Мф. 18:2-5). Есть и другая версия, согласно которой это прозвище он получил как "носитель Божественного духа".

-2

Игнатия Богоносца называют одним из первых крупных христианских писателей. Во время того, как его приговорили к смертной казни и отправили под стражей из самой Антиохии в Рим, Игнатий написал 6 посланий разным церковным христианским общинам – филадельфийцам, смирнянам, ефесянам, траллийцам, магнезийцам и римлянам. Одно из посланий он направил Поликарпу, как епископу Смирнской Церкви.

В своих посланиях Игнатий высказывал свое идеальное иерархическое представление Церкви Христовой; так, он настаивал на том, чтобы церковные общины были подчинены епископам. Игнатий также говорил о том, что Таинства Крещения и Евхаристии должны совершаться именно при епископе.

Также Игнатий вел полемику с докетами – еретиками, отколовшимися от Церкви Христа и продвигающими идеи о том, что Иисус не вочеловечивался, не был во плоти, не страдал (а все его страдания – иллюзорны и никак не реальны), и что в Таинстве Евхаристии нет никаких даров Иисуса Христа. С адептами сего учения Игнатий блестяще опровергал их учение реальными историческими фактами жизни Христа – Его Рождением, Крещением и страданиями. Такая полемика во многом внесла большой вклад в учение Церкви Христовой, подкрепила аргументацией нашу позицию о реальности существования Христа и его земной жизни.

Священномученичество Игнатия объясняется тем, что он с достоинством и радостью принял смерть во имя Христа. Так, во времена гонений на христиан, Римский император Траян приговорил Игнатия Антиохийского к смертной казни и распорядился, чтобы Игнатия умертвили не в Антиохии, а в Риме. Об этих причинах есть многие исследования и разные версии, однако углубляться в них мы не будем в этой статье.

-3

Сам Игнатий, как верный апостольский муж Иисуса Христа, не пугался своей смерти, а стремился и желал принять ее. Так, в частности, он боялся больше всего того, что римская община христиан – одна из самых влиятельных и крупных христианских общин – с помощью своих финансовых, материальных и иных средств спасет Игнатия от смертной казни. Так, римское законодательство того времени в принципе допускало шанс избежать смертной казни, и Игнатий как раз-таки боялся, что римские христиане помогут ему избежать ее. Поэтому в своем послании к римлянам он пишет о том, чтобы все денежные средства римской общины уходили только на Бога, намекая на то, что на него не нужно тратить никаких денег. Богоносец воспринимал свою смерть как свой высший акт проявления любви к Господу – как мученичество, которое высоко почитается у христиан.

20 декабря по старому стилю (2 января по новому) Игнатий был брошен на арену к свирепым и голодным львам, и был растерзан. Сам Игнатий, как пророк, уже заранее знал, что его бросят на съедение голодным злым львам. Он даже называл львов своей "могилой", где ему суждено умереть за учение Христа. Этот способ казни считался самым применяемым во времена Римской империи к христианам и, наверное, самым жестоким, поскольку смерть наступала мучительно и долго.

-4

В этот день нам особенно важно чтить память священномученика Игнатия Богоносца и брать с него пример, как с ревнителя веры Христовой, добродетеля, отважного и бесстрашного ученика Христа, который никоим образом не противился приближающейся смерти.