5,3K подписчиков

Почему «Ирония судьбы» — на самом деле недооцененный фильм

130 прочитали
В Новый Год под елку полагается класть подарки. Не останусь в стороне от этого и закину вам под елочку жирный наброс про «самый новогодний фильм» на просторах СНГ.

В Новый Год под елку полагается класть подарки. Не останусь в стороне от этого и закину вам под елочку жирный наброс про «самый новогодний фильм» на просторах СНГ.

Последние лет десять так точно «Иронию судьбы» принято недолюбливать. Причем недолюбливать радикально, вплоть до полной переоценки сюжета фильма. Каждый хоть раз слышал, читал, или, быть может, и сам имел отношение к выворачиванию сюжета, который, в среднем по больнице, сводился к следующему: «Мужчина честной судьбы и просто крепкий хозяйственник Ипполит пришел к любимой женщине в Новый Год, но, вместо того, чтобы справить праздник в любви и согласии, обнаружил, что его благоверная оказалась бесстыжей падшей женщиной, изменившей ему с омежкой-алкашом. От такого открытия бедолага заработал тяжелый нервный срыв и разочаровался как в жизни в целом, так и в женщинах в частности. А у быдлана и шаболды — хэппи-энд. Конец».

Ну а теперь давайте разбираться, чего там и как вообще в фильме устроено.
Главное, что в подобных разборах принято упускать — это личная трагедия главных героев. В бытовом плане это достаточно мягкие, нерешительные и в чем-то даже инфантильные люди, которым в свое время не повезло в личной жизни и над которыми довлеет мысль «в таком возрасте неправильно быть одному». В случае Лукашина на эту мозоль давит его мама, в случае Нади — подруги. Решили эту проблему они примерно одним и тем же образом, и, потому, на момент новогодней ночи, Лукашина потихоньку загоняет под каблук довольно строгая женщина, а Надя встречается с «солидным мужчиной», который откровенно манипулирует ей с помощью упреков и обещаний женитьбы.

Назвать же главных героев, пардон, пьянью и падшей женщиной — язык не поворачивается, если вы смотрели фильм. Что Лукашина, который пьет натурально раз в год (собсна из-за отсутствия опыта употребления он и умудрился напиться в хламину) и, на минуту, работает не абы кем, а хирургом — а профессия эта, что сейчас, что in soviet russia, довольно уважаемая и кого попало туда не берут. Что героиню Брыльской, которая как бы не золотая девочка, избалованная чужим вниманием, а простая учительница с кучей комплексов, свойственных женщине ее возраста и эпохи.

Это, впрочем, не означает и того, что антагонист в лице Ипполита (тут уж, простите, но Галю оставлю за бортом из-за крайне малого хронометража) является какой-то эталонной мразью. Вовсе нет. Он, конечно, имеет замашки домашнего тирана, но не более того. Не говоря о том, что в финале ему дают возможность осознать, что и его жизнь зашла куда-то не туда, несмотря на то, что из всех героев картины он больше всего соответствует стереотипу «все как у людей».

Он, впрочем, стал жертвой прямо противоположного искажения действительности со стороны зрителей — его постигла участь всякого харизматичного и острого на язык персонажа, завоевавшего зрительские симпатии, а потому его поведение всячески обеляется. Не буду утомлять читателя перечислением всех моментов, где он словесно и не очень натурально морально-психологически тиранит Надю. Просто замечу, что одно дело — смотреть на таких персонажей со стороны, а другое дело — с ними регулярно контактировать ИРЛ, и уж тем более — жить с ними вместе.

Но вернёмся собсна к сути фильма. По большому счету, это вполне типичная для советского кинопрома трагикомичная сказка, в которой нет однозначного злодея, а антагонисты вызывают сочувствие. Возможно именно поэтому многим ее тон и не нравится — так-то за налетом шутеек и песен у нас довольно мрачноватая история о том, как одинокие люди в попытках сделать так, чтобы все было «как у людей» и не жить в одиночестве, готовы терпеть домашних тиранов, а шанс посмелеть и сделать что-то большее ради своего счастья им даётся буквально чудом — слишком многому пришлось совпасть для того, чтобы маленькие нерешительные люди решились что-то сделать для изменения своего положения. К тому же, концовка, как справедливо заметили в авторском чатике, довольно наивна — редко когда бывает так, что два инфантильных, по сути, человека, сойдясь вместе, немедленно преображаются и обретают счастье.

Впрочем, на то это и сказка.
Ну или, если угодно, типичная скандинавская комедия — на первом плане люди, конечно, пьют и творят всякое веселое, но все это скрывает совершенно экзистенциальную тоску.
Все это делает «Иронию» фильмом, неожиданно более актуальным для нынешнего времени, чем для прошлых поколений, но его постигла другая, в чем-то парадоксальная судьба: это недооцененный фильм, который при этом умудрились перефорсить до такой степени, что его стало модно ненавидеть.
Не знаю, что ещё тут можно сказать — просто дайте фильму ещё один шанс.

А на этом все.
С Новым Годом, котаны, желаю личного счастья тем из вас, кто уже нашел себе половинку, а тем кто не нашел — успешно преодолеть одиночество.
И не бойтесь делать большие хорошие глупости.

В Новый Год под елку полагается класть подарки. Не останусь в стороне от этого и закину вам под елочку жирный наброс про «самый новогодний фильм» на просторах СНГ.-2

Автор: Константин Пудов