Найти в Дзене

Антикварная мебель, которую можно использовать в обычной квартире

Антикварная мебель - не самое простое направление в коллекционировании. Согласитесь, кресло или туалетный столик нельзя поставить за стекло, и они должны гармонировать с остальной обстановкой дома или квартиры. К тому же не всегда размеры жилья могут вместить тяжеловесный антиквариат. Но что же делать, если очень хочется? И преодолеть тягу к красивым антикварным предметам никак не получается? Решения всегда есть. К тому же, если верить современным тенденциям, то использование старинных вещей в интерьере приветствуется.

Диван с приставным порталом в переходном стиле модерн (арнуво) и ардеко. Красное дерево, латунь, маркетри. Европа 1910-1920 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.
Диван с приставным порталом в переходном стиле модерн (арнуво) и ардеко. Красное дерево, латунь, маркетри. Европа 1910-1920 гг. Из коллекции галереи “Однажды”.

Какая мебель может считаться антикварной и винтажной?

Наши квартиры, квартиры наших мам и бабушек, а также старые дачи, иногда хранят настоящие сокровища. Да, не вся старая мебель представляет ценность. И порой оценка экспертов может вызвать разочарование обладателей “старины”.

Мебель считается антикварной, если ее возраст превышает 50-100 лет. При этом предмет должен представлять историческую и художественную ценность.

Секретер, орех, маркетри, перламутр, бронза, сукно. Западная Европа, 1850-1880 гг.
Секретер, орех, маркетри, перламутр, бронза, сукно. Западная Европа, 1850-1880 гг.

Шкаф, дерево, лак, перламутр, стекло. Китай, 1930-1950 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Шкаф, дерево, лак, перламутр, стекло. Китай, 1930-1950 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”

Заводской модерн, несмотря на тиражированность, может вызывать коллекционный интерес в зависимости от породы дерева, качества резных деталей или же фирмы-изготовителя. Также есть спрос на предметы, актуальные с точки текущих тенденций в дизайне интерьера.

Возраст винтажной мебели 30-50 лет. Это вещи, интересные с дизайнерской точки зрения. Они всегда отображают стиль эпохи. Такие предметы обладают яркой индивидуальностью, что делает их востребованными в современных домах и квартирах. Помимо прочего для винтажа важна хорошая сохранность и возможность использовать его в повседневной жизни.

На что обратить внимание

Чтобы понять, какую ценность представляет стол, кресло или шкаф, оставшиеся от бабушки, придется внимательно их изучить. Это же правило касается и покупателей антикварной или винтажной мебели. Ведь на цену влияет множество факторов:

- ручная работа или заводской тираж (потоковый предмет ценится ниже, чем предмет, выполненный мастером на заказ). Человеку, не связанному с реставрацией или никогда не интересующемуся антиквариатом, определить это самому будет не просто;

- декоративные резные элементы (их качество и количество влияет на ценность предмета интерьера);

- декоративные вставки (витраж, маркетри, интарсия и проч.);

- порода дерева (наиболее распространенные материалы при изготовлении мебели - это дуб, орех и бук. Предметы, выполненные из них, ценятся ниже, чем предметы из редких пород. На цену влияет и интересный рисунок шпона, придающий особую красоту изделию);

- страна производства (традиционно в России будет особо ценится дореволюционная русская мебель. Также же вызывает неизменный интерес французский антиквариат);

- компания или завод-изготовитель (на некоторых предметах можно найти печать мебельной фабрики: например, Фишера, Шмидта и Мельцера);

- мастер, изготовивший предмет (известные имена мастеров и дизайнеров, работающих с мебелью. В заоблачном топе аукционов находятся А.Ш. Буль, Т. Шератон, Т. Чиппендейл, Ж. Жакоб, Дж. Хэплуайт, Л. Мажорель, Э. Грей). Встреча с топовыми именами обычно стремиться к нулю. Но как знать, что хранят старые квартиры?

- автограф мастера (например, его часто ставил Луи Мажорель);

- сохранность изделия. (собственно, с этого и принято начинать. Для винтажного предмета интерьера сохранность должна быть если не идеальной то хорошей.

Для антиквариата есть нюансы, однако на цену будут влиять следующие моменты:

1) сохранность оригинальной фурнитуры;

2) утрата или повреждение резных деталей, витража, маркетри, интарсии;

3) состояние шпона;

4) оригинальных стекол;

5) поздние переделки предмета (например, составление марьяжа);

6) реставрация.

Значение имеет и то, для чего был предназначен предмет. Громоздкий буфет или изящная витрина, тяжеловесная кровать или легкое рекамье, “классический” огромный письменный стол или его компактный “женский” вариант.

Кресло, тополь, карельская береза, лак, текстиль. Российская империя 1790-1800 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Кресло, тополь, карельская береза, лак, текстиль. Российская империя 1790-1800 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Тренды, которые можно использовать в обычной квартире

Каждое десятилетие XXI века имеет “свое лицо”, запечатленное в материальной культуре. Модные поветрия коснулись и антиквариата.

“Тучные 00-ые” ознаменовались тяжелым люксом в виде ампира и заигрыванием с историзмом. Именно на них приходится наибольшее количество продаж неоренессансных и неоготических буфетов. Будем откровенны, никакая стандартная “двушка” или “трешка” не вместят в себя это великолепие. Однако поместить небольшой полубуфет (да, бывают и такие) в загородный дом, придав ему оригинальности, не такая уж плохая идея.

Мебель в готическом стиле
Мебель в готическом стиле

В начале 2010-х в топе оказались арнуво (куда уж без Франции и Мажореля!), ардеко и неожиданный “прованс”. Что касается “больших” стилей, то здесь уже можно говорить об антиквариате, который наконец-то легко и непринужденно можно вписать в современный интерьер. Безупречные плавные или геометрические линии вполне соответствуют духу современности, и именно поэтому модерн и ардеко остаются актуальными и в новом десятилетии XXI века.

Да, цена на подобные предметы может быть высока, особенно если мы говорим об ардеко, так при простоте форм дизайнеры старались использовать дорогие материалы: ценные породы дерева, шкуры и кожу экзотических животных и т.д. Однако на рынке встречаются и достаточно простые доступные изделия в стиле арнуво.

Витрина в стиле ардеко, тополь. Европа, 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Витрина в стиле ардеко, тополь. Европа, 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Витрина в стиле ардеко, орех. Европа, 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Витрина в стиле ардеко, орех. Европа, 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

А вот поэтичный “прованс”, воспевающий пастораль, заставил обратить внимание на “бабушкин” винтаж, вернув из небытия потрепанные комодики, этажерки, полочки. Предметы интерьера небрежно окрашивались в пастельные цвета, собирались в ансамбль, и получалась та самая ламповая атмосфера, которой зачастую не хватает в бешеном ритме нашей эпохи. Наверное, поэтому “прованс” жив и в 2020-х гг., находя себе все новых и новых поклонников.

Мебель в стиле прованс
Мебель в стиле прованс

Под конец 2010-х наметился уход в минимализм и обращение к Баухаусу, Ле Корбюзье, Миесу ван дер Роэ и, конечно, к американцам Чарльзу и Рэю Имз. Кстати, последних продолжают едва ли не копировать современные дизайнеры мебели. Конструктивизм, модернизм, отказ от излишней декоративности и даже намека на роскошь. Тенденции плавно перетекли в 2020-ые и пока будут удерживать свои позиции, несмотря на пока робкое возвращение эклектики.

Безумно модным стал стиль 1960-х, отметившийся лаконизмом форм, удобством и утилитарностью. Большой плюс мебели этого периода - ее доступность по цене и наличию на антикварном рынке. Поэтому собрать ансамбль, который “заиграет” в интерьере не так уж и сложно. А если приложить усилия, то можно найти настоящие шедевры дизайна. Причем по хорошей цене.