В истории транспортного движения занимательно то, как различные страны по всему миру выбрали разные стороны дороги для движения. Археологические и исторические исследования показывают, что в древние времена, когда автомобили ещё не существовали, большинство культур придерживалось левостороннего движения. Это предположительно связано с тем, что большинство людей правши, и им было удобнее управлять лошадью, держась с левой стороны.
С течением времени во многих регионах мира стандарты изменились, и правостороннее движение стало более распространённым. Это изменение происходило по разным причинам, в том числе из-за колониальных влияний, изменений в законодательстве и просто из-за практических соображений.
Например, в России и Соединённых Штатах Америки принято правостороннее движение. Одной из причин этого является влияние Франции и Наполеона, чьё правление оказало значительное влияние на транспортные нормы в Европе и за её пределами.
С другой стороны, в странах, таких как Англия, Япония и Австралия, сохранилось традиционное левостороннее движение. В Великобритании это связано с историческими традициями, которые уходят корнями во времена, когда всадники проезжали друг мимо друга слева, чтобы их правые руки оставались свободными для приветствия или защиты.
В Японии и Австралии также сохранились эти традиции, хотя их происхождение и развитие имеют уникальные особенности, связанные с историей и культурой этих стран.
Как было в древности
Застройка дорог в древности достигла своего пика в эпоху Римской империи, где была создана обширная сеть дорог для удобства передвижения. Археологические находки, в частности следы колесных телег, обнаруженные во время раскопок, указывают на то, что в Риме преобладало левостороннее движение.
Эта традиция продолжилась и в средневековье, когда передвижение по дорогам сопровождалось определёнными рисками. Рыцари и всадники должны были быть готовы к внезапным нападениям, поэтому им было важно держать правую руку свободной для быстрого доступа к оружию, особенно к мечу. Также правая рука использовалась для приветствия знакомых, что укрепляло традицию левостороннего движения.
В конце 13 века, Папа Римский Бонифаций VIII установил официальное правило, требующее от паломников и путешественников двигаться по левой стороне дорог на пути в Рим. Это положение укрепило традицию левостороннего движения, которая сохранялась в Европе до XVIII века.
Великобритания
В Великобритании первый официальный акт, устанавливающий порядок дорожного движения, был принят в середине XVIII века. В 1756 году появилось правило, согласно которому на Лондонском мосту все транспортные средства должны были двигаться по левой стороне. За нарушение этого порядка предусматривался штраф в размере одного фунта серебра, что на тот момент представляло собой значительную сумму. Примерно через двадцать лет после этого левостороннее движение было распространено на всю территорию страны.
Существует также другая теория, объясняющая особенности движения в Великобритании, которая связана с её географическим положением. Будучи островным государством, Великобритания имела тесные связи с морем. В древние времена среди моряков сложилась традиция приближаться к другим кораблям правым бортом, что фактически соответствовало левостороннему движению.
Эта морская практика постепенно перенеслась и на сухопутные дороги, отражая тесную связь страны с морскими традициями. В настоящее время в морском транспорте используется правостороннее движение, в то время как на дорогах Великобритании сохранилась традиция левостороннего движения.
Австралия
Левостороннее движение в Австралии имеет свои корни в колониальном прошлом страны. Как бывшая колония Великобритании, Австралия наследовала многие аспекты британской системы, включая правила дорожного движения. После получения независимости, Австралия сохранила эти правила, не внося изменений в установленный порядок движения по левой стороне дорог.
Подобное сохранение левостороннего движения наблюдалось и в других бывших британских колониях, таких как Индия, где также продолжили придерживаться традиций, унаследованных от Великобритании. Это является отражением исторической связи между бывшими колониями и метрополией, которая оставила свой след во многих аспектах жизни этих стран, включая транспортную систему.
Япония
В Японии, стране с уникальной историей и культурой, также применяется левостороннее движение, хотя страна не подвергалась прямому влиянию Римской империи и не была частью Британской империи. Однако Великобритания оказала косвенное влияние на формирование правил дорожного движения в Японии.
Это произошло в период активного развития железнодорожной инфраструктуры, когда японское правительство привлекло британских инженеров для помощи в строительстве. Эти специалисты применили принципы левостороннего движения при проектировании и строительстве железнодорожных путей.
Дополнительно, в 1859 году, представитель британской королевы Виктории повлиял на японских правителей, убеждая их в преимуществах левостороннего движения. Это послужило стимулом для внедрения аналогичного порядка на автомобильных дорогах Японии.
Таким образом, хотя Япония и развивалась самостоятельно, британское влияние оказалось значительным в определённых аспектах, включая транспортную систему страны.
Если вам приходилось водить автомобиль в странах с непривычным типом организации дорожного движения, поделитесь своим опытом адаптации в комментариях!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.