На базовом уровне мы не различаем варианты Нейтрального режима, но продвинутый уровень различает более полную насыщенность, уменьшенную насыщенность и фальцет.
Вам необязательно работать с насыщенностью или фальцетом, чтобы использовать Нейтральный режим. Так что, если работа с насыщенностью и фальцетом создаёт для вас проблемы, вернитесь к режимам и металлу, чтобы сохранить ваше понимание режимов на базовом уровне.
Вы можете использовать Нейтральный режим без углубления в тему насыщенности или фальцета.
Нейтральный с более полной и уменьшенной насыщенностью
Понятие насыщенности и металла в Нейтральном режиме
- Нейтральный режим – неметаллический, содержит 0% металла.
- Нейтральный режим может колебаться от более полной до уменьшенной насыщенности.
- Характер Нейтрального режима «мягкий» и неметаллический. Характер Нейтрального режима с более полной насыщенностью ясный, открытый, мягкий и неметаллический. Характер Нейтрального режима с уменьшенной насыщенностью мягкий и неметаллический, но сдержанный.
Использование более полной и уменьшенной насыщенности в Нейтральном режиме не влияет на его параметры. По большей части, преимущества, ограничения и правила режима остаются одинаковыми как для более полной, так и для уменьшенной насыщенности. Однако в этой главе я рассмотрю существующие различия использования более полной и уменьшенной насыщенности.
Оба варианта Нейтрального режима, с более полной и уменьшенной насыщенностью, должны иметь «тело» и плотность звука. Нейтральный режим с
более полной насыщенностью будет иметь более богатый и полный звук, нежели режим с уменьшенной насыщенностью.
Оба варианта Нейтрального режима, с более полной и уменьшенной насыщенностью, имеют один и тот же мягкий характер с разной плотностью звука. Особенно в сравнении с фальцетом, который, скорее, тяготеет к тонкому, пустому и воющему звуку.
Оба варианта Нейтрального режима, с более полной и уменьшенной насыщенностью, обычно требуют больше поддержки, чем фальцет.
Нейтральный режим с более полной насыщенностью полезен, когда вокалист хочет получить нейтральный звук с открытым, ясным, мягким и неметаллическим характером.
Нейтральный режим с уменьшенной насыщенностью полезен, когда вокалист хочет получить нейтральный звук с немного сдержанным характером.
И мужчины, и женщины могут использовать Нейтральный режим с более полной и уменьшенной насыщенностью во всех частях диапазона, со всеми гласными и окрасками звука.
Нейтральный режим с более полной и уменьшенной насыщенностью существует на всех высотах звука. В нижней части диапазона голос чаще всего выбирает более полную насыщенность, т. к. Нейтральный режим с более полной насыщенностью хорошо работает в этой части диапазона. Чтобы сохранить Нейтральный режим с более полной насыщенностью в верхней части диапазона обычно требуется хорошая техника. Нейтральный режим с уменьшенной насыщенностью хорошо работает в верхней части диапазона и требует хорошей техники в нижней.
В общем случае, использование Нейтрального режима с более полной и уменьшенной насыщенностью не влияет на выбор гласных. Т.е. гласные в Нейтральном режиме с уменьшенной насыщенностью такие же, как в Нейтральном с более полной насыщенностью, но гласные начинают звучать более глухо и сдержанно, когда вы поёте с уменьшенной насыщенностью.
Нейтральный режим ограничен по громкости. Обычно это тихий режим с громкостью 1–4 из 10. Однако бывают исключения, например средняя громкость, 4–7 из 10, может быть достигнута в средней части диапазона, часто в комбинации с большим количеством тванга. И в верхней части голоса, где легко может быть достигнута большая громкость, 7–10 из 10.
Нейтральный режим с уменьшенной насыщенностью очень полезен, когда вы делаете классическое пианиссимо (pp) или утончение.
Сохранять Нейтральный режим с более полной и уменьшенной насыщенностью на малой громкости, 0–2, довольно сложно и требует большого количества поддержки. Многие вокалисты имеют тенденцию заканчивать в фальцете, когда поют тихо.
Использование более полной и уменьшенной насыщенности обычно никак не влияет на окраску звука.
Более полная и уменьшенная насыщенность используются во всех стилях: от рока до классики.
В классическом вокале Нейтральный режим с более полной и уменьшенной насыщенностью обычно предпочтительнее, чем фальцет. Нейтральный режим с уменьшенной насыщенностью иногда называют «фальцетом на опоре» в классической терминологии.
Использование Нейтрального режима с более полной и уменьшенной насыщенностью является вашим художественным выбором, где определённая насыщенность подбирается под определённые нужды.
Использование Нейтрального режима с более полной и уменьшенной насыщенностью обычно никак не влияет на возможность добавить воздух в голос. Так что мы можем говорить и о Нейтральном с воздухом и Нейтральном без воздуха и с более полной, и с уменьшенной насыщенностью.
Не стоит путать Нейтральный режим с уменьшенной насыщенностью и фальцет.
Фальцет
Фальцет используется наиболее часто
Фальцет – наверное, наиболее часто используемый вариант Нейтрального режима. Практически каждый вокалист знает этот тонкий и «пустой» звук. Многим его проще всего найти в верхней части диапазона. Обычно, его проще всего контролировать, поскольку он не требует большой энергии поддержки.
Поскольку он не требует много энергии поддержки, фальцет можно назвать «облегчённым» звукоизвлечением. Пение с более полной и уменьшенной насыщенностью обычно требует больше энергии поддержки, и поэтому его можно назвать «активным».
Фальцет также известен как «флажолет» или «вокальный флажолет». Фальцет – это не режим, а вариант Нейтрального режима, так что он подчиняется его правилам и имеет схожие преимущества и недостатки.
Мы пока не знакомы с насыщенностью фальцета.
Фальцет имеет такой же мягкий характер, как и другие варианты Нейтрального режима, но тяготеет к более тонкому, пустому и воющему звуку по сравнению с Нейтральным режимом с более полной и уменьшенной насыщенностью.
Использование фальцета не влияет на какие-либо параметры Нейтрального режима. В общем случае, преимущества, ограничения и правила Нейтрального режима справедливы для фальцета.
Фальцет можно исполнять на любых высотах звука, но это становится всё более и более сложно в нижней части диапазона.
Фальцет редко используется в нижней части диапазона, поскольку его здесь сложно достичь. Но при повышении звука многие переходят на фальцет, поскольку его проще контролировать.
Фальцет не требует большой энергии поддержки. Поэтому фальцет часто используется там, где Нейтральный режим с более полной и уменьшенной насыщенностью сложно сохранять из-за необходимости использовать много энергии поддержки. Переход на фальцет часто бывает бессознательным, т.к. голос ищет самое простое решение. Этот переход можно сделать неслышимым или резким. Оба варианта можно тренировать, так что вы сможете контролировать изменения.
Пример подобного бессознательного перехода на фальцет включает в себя пение выше верхней «До» (C6 для женщин, C5 для мужчин). Чтобы петь выше верхней «До», вокалисты часто бессознательно используют фальцет.
Другой пример бессознательного использования фальцета: вы часто заканчиваете в фальцете, когда поёте тихо на громкости 0–2, особенно в верхней части диапазона.
Обычно громкость фальцета невелика: 1–4 из 10. Средняя громкость, 4–7 из 10, может быть достигнута в средней части диапазона, часто в комбинации с большим количеством тванга. Большой громкости, 7–10 из 10, можно легко достичь в верхней части диапазона.
Фальцет полезно использовать, когда вокалист хочет «подсветить» мелодию вместо того, чтобы петь с большей громкостью. Так иногда поступают классические вокалисты или артисты музыкальных театров, например, на репетициях.
Фальцет не требует большой энергии поддержки, поэтому используя фальцет, певцы «берегут» себя. Подсвечивание – продвинутая вокальная техника с точки зрения управления, его сложно выполнять. Пожалуй, это одна из последних частей вокальной техники, которую начинают осваивать, чтобы довести свои навыки до совершенства.
Фальцет не влияет на выбор гласных.
Фальцет не влияет на окраску звука.
Фальцет используется в разных стилях, например, поп, R&B и народной музыке.
Классические вокалисты знакомы с фальцетом, который также называют «фальцетом» и в классической терминологии. Нейтральный режим с уменьшенной насыщенностью иногда называют «фальцетом на опоре» в классической терминологии. Обычно более полная и уменьшенная насыщенность являются предпочтительными в классическом вокале. Но контр-теноры и исполнители в стиле барокко используют фальцет.
Вам также нужен фальцет для создания «щёлкающих» звуков в вокальных брейках, поскольку вокальный брейк – это резкий переход из любого режима с большей и меньшей плотностью к фальцету. Так что вокальный брейк всегда включает в себя переход к или из фальцета.
Фальцет не оказывает никакого влияния на добавление воздуха к голосу. Таким образом, можно говорить о фальцете в Нейтральном без воздуха и Нейтральном с воздухом.
Использование фальцета – это художественный выбор, например, там, где нужен тонкий или пустой звук.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK