Джоан Дорнеманн-известный в Метрополитан педагог по вокалу.
На ежегодном съезде классических певцов В 2005г. в Нью-Йорке журнал Classical Singer удостоил Джоан Дорнеманн звания Тренера года по классическим певцам 2005 года.
Она также основала Международный институт вокального искусства (IVAI), который каждое лето проводит двух-четырехнедельные курсы в Монреале, Канада; Тель-Авиве, Израиль; Сан-Хуан, Пуэрто-Рико; Бургундии, Франция.
Мы с моим другом маэстро Паулем Надлером были в Израиле в одно и то же время и заметили, что инструментальным музыкантам оказывается большая помощь, а вокальным - нет.
Вокальной музыки как бы не существовало. мы решили, что вернемся в Штаты и попытаемся создать организацию, которая могла бы привлечь в Тель-Авив профессиональных людей из оперных театров мира, а также певцов по всему миру, чтобы работать с ними и вместе мы все помогли бы им расти.
У каждой оперной труппы сейчас есть своя программа для молодых артистов, но так происходит последние 20 лет. До этого их не существовало.
Джоан Дорнеманн из интервью.
Основанный в 1986 году, IVAI предлагает молодым оперным певцам со всего мира доступ к обучению, возможности для выступлений и бесценную среду обучения с преподавателями всемирно известных артистов, которые предоставляют множество идей для карьеры.
IVAI стал настолько успешным, потому что туда пришли и преподавали такие замечательные певцы , как Альфредо Краус, Рената Скотто, Шерил Милнс.
В 2006 г. г-жа Дорнеманн отметила свое 30-летие в Метрополитене, как тренер, суфлер и помощник дирижера.
Работу коучем в Метрополитен я совмещаю с суфлерской деятельностью. Это дает мне возможность быть еще ближе к певцам. И я редко вижу человека, который, выступая, не покрывается испариной.
Пение - это физически тяжелый труд, наряду с сочетанием поэзии, вокальной акробатики, что иногда похоже на гонки на автомобиле по загруженной трассе, следование за дирижером, выполнение заданий режиссера, музыкальная выразительность, и все это нужно делать одновременно, имея смелость подняться на сцену и веру, что у вас все получится.
Это нужно развивать вместе с другими навыками. А также вы должны понимать, когда вы НЕ можете. Не идите на прослушивание, если вы не готовы, если у вас еще что-то не получается.
Джоан Дорнеманн
Дорнеманн работала с такими ведущими певцами, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Мирелла Френи, Хосе Каррерас, Шерил Милнс, Кири Те Канава, Априле Милло и Монтсеррат Кабалье.
Ее книга « Полная подготовка: руководство по прослушиванию в опере » включает советы по технической, физической и психологической подготовке к прослушиваниям.
Чего я никогда не встречала — так это идеального певца. Я видела много певцов: совершенно потрясающих, безумно очаровательных и абсолютно великолепных. Но идеальных?…
У всех певцов бывают плохие вечера, и далеко не все обладают звонкими верхними “до” и красивыми фигурами. Но в успешных певцах есть что-то еще, что-то, что заставляет обратить внимание.
Не беспокойтесь. Трудитесь. Усиленно работайте над собой. Это действительно того стоит. Будьте исключительными. Будьте собой. Только собой.
Джоан Дорнеманн
В своей книге "Любовь меняет все" Любовь Казарновская пишет о Дорнеманн:
Мы с Джоанн до сих пор поддерживаем отношения, по-человечески и музыкально мы как сестры, я с ней часто выступала, всегда ощущая ее искреннюю поддержку.
Она работала с Монтсеррат Кабалье, с Кири те Канава, с Паваротти, с Доминго. Лучано Паваротти вообще говорил, что, если Джоан Дорнеманн не дежурит на спектакле, он на сцену не выйдет.
Джоанн лично знала легендарных Личию Альбанезе, дожившую до ста пяти лет любимую певицу Артуро Тосканини, и Магду Оливеро, которая умерла, когда ей было сто четыре года.
Работа оперного певца: шаг за шагом к цели от Джоан Дорнеманн.
1.Вы можете иметь фантастический голос, округлый звук, великолепную технику. Но всё это лишь средства, чтобы наладить контакт с людьми, уже пришедшими в зал и готовыми вам внимать: быть очарованными и тронутыми или разочарованными.
Это значит, что все неопределенное и безличное не подходит! Каждому певцу важно найти свои сильные стороны и пользоваться ими, также усердно работая над недостатками: устранять их прямо сейчас, быстро и качественно.
2. Главной проблемой для певцов является то, что у вас буквально есть только десятилетие, чтобы подготовиться к полноценной карьере. С 20 до 30 лет вам нужно приобрести множество навыков, чтоб соответствовать требованиям, которые сегодня стали еще жестче. Владение языками сегодня важно, как никогда. С использованием субтитров публика стала понимать, что вы произносите, видит ошибки.
3. Визуальное, внешнее - сегодня оно имеет колосальное значение. Артисту нужно выглядеть и двигаться сообразно партии. Проблема состоит в том, что часто исполнители физически или психологически не готовы удовлетворять требованиям этой изнурительной профессии. Вы должны использовать любую возможность для самосовершенствования.
Вы готовы пожертовать личной жизнью в угоду карьере? Готовы ли вместо вечера с друзьями заниматься языками, учить музыку, слушать записи, изучать композиторов - делать все то, что готовит вас к этой сложной карьере?
4. На самом деле, многие из нас больше переживают, чем работают. Да, быть певцом изнурительное занятие, сопряженное с ежедневными стрессами.
В то же время все это полностью окупается. Для этого вам нужно иметь дисциплину и иди на жертвы, для простых людей часто неприемлемые. Об это вам стоит серьезно подумать. Спросите себя: люблю ли я жить в отелях, постоянно летать самолетами, путешествовать без перерыва и часто в тяжелых условиях?
Могу ли я долго и изнурительно работать, не болея? Жить вдалеке от близких или не иметь времени на общение с ними? Могу ли я смириться с финансовой нестабильностью, эмоциональными перепадами? Могу ли я совместить сложную работу звезды вечером с постоянной учебой днем?
Конечно, далеко не каждый может быть оперным певцом, с международной известностью. Но тем не менее существуют много способов работать певцом, так, чтоб удовлетворить вашим предпочтениям. Учтите, что бы не случилось в мире оперы, ваш голос всегда с вами.
Если вы хотите работать певцом, вам нужно решить, какой именно карьеры вы хотите? Быть крупной рыбой в аквариуме или, наоборот, маленькой плавать в океане?
Устраивает ли вас возможность быть частью крупной структуры, например, как в хоре Метрополитен опера, имея финансовую стабильность, время и место для создания семьи, регулярные каникулы, и возможность вести социальную жизнь? Буду ли я счастлив, исполняя маленькие роли, столь важные в любой опере, и делать это на хорошем уровне?
5. Опера - часть шоу-бизнеса. Здесь одинаково важны оба компонента: и шоу, и бизнес. Артисты должны быть практичными в плане бизнеса. Подготовка оперного певца - дорогостоящее занятие. Вы должны понимать, что, закончив колледж, вы не можете просто так пойти и найти работу, как ваши друзья юристы и доктора. В учебном заведении вы можете быть звездой, но вне его - не иметь никаких шансов на работу. Для многих это настоящий шок - приехать в Нью-Йорк и узнать, что здесь есть множество певцов вашего уровня и даже лучше. Вы должны при этом оправдывать собственные ожидания и приобретать все новые достоинства, которые выведут вас на вершину списка. Придется брать уроки и найти для этого средства.
6. Путей к карьере в общем-то всего два. Первый - тот, на котором вам нужно быть технически подготовленным:
- вы можете петь мягко?
- вы можете петь громко?
- вы можете петь высоко?
- вы можете петь низко?
- вы можете петь чисто?
- вы поете стабильно?
- как работает ваш средний регистр?
- достаточно ли хороши ваши низы?
- работает ли верхний регистр хотя бы на 99%?
- можете ли вы исполнять своим голосом все, что требуется: Скачки, портаменто, диминуэндо? Ваш голос легко все это делает? Если не делает, то почему?
День за днем, месяц за месяцем работайте над вашей техникой. Найдите кого-то кто сможет вас научить. Сделайте это сейчас.
Второй - накапливать информацию о языках и стилях в музыке, об интерпретации. Для этого вам понадобится принять много помощи со стороны. Если вы не можете изучать музыку самостоятельно, найдите пианиста, с которым вы будете это делать. Записывайте себя на магнитофон, делайте все, что требуется. Я знаю множество певцов, которые испытывают страх перед новыми нотами, и не притронуться к ним, пока пианист не сыграет им партию. Это нормально. Если вам удобно так работать - делайте это.
Если вам больше нравится заниматься самостоятельно, занимайтесь одни. Но лучше попробуйте найти себе действительно хорошего коуча. Попробуйте позаниматься с разными типами: молодым и энергичным, который занимается с интересом, имеет ловкие пальцы, чтоб сыграть вам все, что угодно. Потом поменяйте его на более опытного, который работал над операми, который знает все нюансы, традиции и требования, который поможет вам найти пробелы и недоработки, который поможет вам найти вашу индивидуальную интерпретацию, кто поможет выстроить выступление так, чтоб показать то, что в вас есть уникального.
7. Если боязнь выступлений для вас проблема - есть много способов помочь себе уже сейчас, будь они духовными, психологическими, эмоциональными или медицинскими.
Используйте их, чтобы вам не мешали ни бьющееся сердце, ни потоотделение и проблемы с желудком или банальный ужас, чтоб вы смогли проходить свои прослушивания с удовольствием. Помните, прослушивание для нас - способ собрать о вас информацию. Мы - не судьи, мы просто хотим знать, кто вы, какой у вас голос, и как мы можем вас использовать в своих проектах.
8. Выстраивайте теплые взаимоотношения с как можно большим количеством людей в этом бизнесе, чтобы все знали, какая вы неординарная личность и хороший человек.
Поведение истеричной дивы никому не нужно, никто не хочет работать с человеком со сложным характером. Конечно, мы будем, если нам придется, но это не уменьшит того стресса, который сопутствует подготовке оперы.
Мы сражаемся с нехваткой времени и средств, что бы сделать хорошую театральную постановку. Мы можем этого достичь только сотрудничая со скромными, уверенными в себе певцами, которые приходят на репетицию с улыбкой и заражают всех своим энтузиазмом. Если вы хотите выпустить пар - делайте это у себя дома. Там и только там.
В этой сфере принято быть крайне вежливыми и уважительными друг к другу. Также здесь много сплетен. Что происходит сегодня в одном месте, завтра известно во всем мире.
И если вы приятнейший человек, работающий в этот театре в других компаниях о вас будут такого же мнения.
Лучший день для меня, это когда я открываю свою почту и вижу сообщения от певцов, которым я когда-то помогла. В них написано "Спасибо", "Думаю о вас", "Только что был огромный успех в Ла Скала" и тому подобное. Это делает нашу работу не напрасной. Благодарность и признание ваших педагогов поднимают им настроение и делают счастливыми.
9. Используйте нас. Я вижу, как многие певцы стесняются задать вопрос или узнать мое мнение о том, как это звучало, стало ли лучше, посмотрите, что я обнаружил, как мне сделать вот это? Выстраивайте честные отношения с педагогами, задавайте им прямые вопросы и получайте ответы. Если вы не доверяете своему педагогу, вам не нужно с ним заниматься. Если вы не можете положиться на своего концертмейстера в плане поддержки и честности - вам не нужно с ним заниматься.
10. Будьте информированными о том, что происходит в вашей профессии. Вы прочитываете "Musical America" от корки до корки?
Если вас представляют менеджеру, знаете ли вы кто он или она?
Вы прочитываете все журналы об опере, запоминая имена, отслеживая, какие оперы где ставятся?
Что бы вы сделали, если бы принимали участие?
И, если вы еще не ходите в театр или на концерт, дважды в неделю - идите. Есть очень дорогие билеты, а есть и дешевые места. Вам нужно быть там, вам нужно видеть это живьем.
Когда вы не в театре, вам нужно смотреть DVD или телетрансляцию. Вам нужно знать историю оперы, певцов за последние 60-70 лет, и в чем они прославились. Вам нужно иметь в своей памяти подборку тембров голосов и манер исполнения - "международный оперный каталог", не просто "американский" или "итальянский" звук. Вам нужно иметь способность понимать другие культуры - их еду, игры, юмор, искусство, образ жизни. Если вы собираетесь участвовать в опере, вам необходимо знать, как они одевались тогда, в Испании в 1600 году. Носили ли они парики?
Что за война упоминается в либретто? Кто эти люди? Где они жили и что делали в свободное время? В нашей голове должно быть много исторической и искусствоведческой информации. Музеи - прекрасное место для изучения всего этого.
Вы слушаете записи главных дирижеров современности? Вы знаете их индивидуальный стиль? Этот дирижер делает это с апподжиатурами, этот без... этот использует этот темп, другой - тот. Так что, если вам будет нужно прослушиваться у крупного дирижера, вы будете знать его вкусы.
Музыкальные вкусы, как и стили исполнения, постоянно меняются. Сейчас, как никогда раньше, музыка исполняется ближе к тому, что задумывал композитор.
Вопрос стиля - очень сложный. Нужно понять, как должна звучать французская музыка, а как итальянская, и чтобы они не звучали одинаково. Мне кажется хорошим пример с рестораном, если мы идем во французский, то по одному лишь запаху мы уже знаем, что это не итальянская кухня, и наоборот.
Мы различаем вкус, аромат и приправы. То же самое применимо и к операм. Вам нужно знать аромат французской музыки. Что сделает вашу Манон французской, а не итальянской Манон Леско? Итальянская опера, как и кухня состоят из простых, но хорошего качества ингредиентов.
Во французской опере намного больше нюансов, больше составных частей, больше сложностей, и гораздо больше гласных!
11. Если вы хорошо подготовили материал, и можете хорошо представить его вокально, технически, музыкально, лингвистически и актерски, вы очаруете своих зрителей. Конкурсы - хорошая возможность быть услышанным. Жюри любят открывать молодые таланты. Открывать восхитительных певцов - большое удовольствие для жюри. Мы хотим, приходя домой, говорить: "Угадайте, кого я сегодня услышала! Новый перспективный тенор! Еще одна шикарная меццо-сопрано!" Мы хотим найти вас!
12. Мудрее будет спеть самую простую вещь, которую вы можете спеть безукоризненно, чем ошибиться в сложной. Так у вас будет больше шансов показать свой талант. Кто-то вас послушает. В вашей жизни случится конкурс, который откроет вам дорогу к карьере, вас прослушают и дадут работу. Тогда придет все и сразу. Вам помогут найти менеджера.
Продолжайте устанавливать контакты и знакомится с людьми, имеющими связи, до тех пор, пока кто-то не скажет своему знакомому агенту: "Ты не мог бы послушать того-то певца?" Или вам. наконец, ответят на письмо. Но, если вы не готовы - второго шанса не будет. Получить еще попытку практически невозможно. Так что готовьте репертуар, репертуар, который показывает ваши лучшие стороны, и с которым вы можете идти работать.
13. Театр занимается тем, что продает билеты и удовлетворяет потребности зрителей. Это не цирк, но они ищут певцов, которые будут популярны и успешны. Вы можете быть не согласны с их выбором. Но для этого выбора была причина. Проанализируйте, почему именно этот певец получил место.
14. У всех певцов бывают плохие вечера, и далеко не все обладают звонкими верхними "до" и красивыми фигурами. Но в них было что-то еще, что-то что заставляет обратить внимание. Если ваш голос настолько хорош сам по себе, вы можете больше ни о чем не волноваться. К сожалению, такие голоса встречаются раз в поколение. Так что оттачивайте свое мастерство.
15. Все мы -коучи, менеджеры, театры, режиссеры - мы все нуждаемся в вас. Без вокальных талантов не будет самой оперы. мы не сможем поставить не только какую-нибудь масштабную трагическую оперу, но и "Свадьбу Фигаро" "Дон Жуана".
Нам нужны певцы с шармом и изяществом, подвижные голоса.
Вы можете петь Штрауса так же хорошо, как и Пуччини?
А Верди и Моцарта? Вы работали в стиле bel canto? Что-то у вас будет получаться лучше, чем другое. Но нужно пробовать себя в разной музыке. Так вы сможете найти еще одну свою сильную сторону.
16. Лучший совет, который я когда-либо получала: "Будь серьезным и оптимистично настроенным." Никогда не теряйте чувство юмора по отношению к себе и к этой среде.
Певцы любят шутить, и для этого есть серьезная причина - юмор снимает лишнее напряжение. Держите на готове пару шуток и очаровательную улыбку.
Сохраняйте свою энергию, свое здоровье, психологический комфорт и отдавайте всех себя этому прекрасному процессу саморазвития. И помните, что творческий рост - это всегда процесс, требующий усилий и терпения, но все приходит с опытом. И с каждым днем вы чувствуете в себе все больше творческих возможностей.