Декабрь - традиционно богатый на различные транспортные открытия месяц. Собрали главные новости за прошедший месяц в последнем за 2023 год номере нашего ежемесячного дайджеста о строительстве Московского метрополитена и развитии московского транспортного узла.
Топ-10 новостей за прошедший месяц
1. Что нового открылось в последнем месяце 2023
Вторая пересадка между станциями «Каховская» Большой Кольцевой линии и «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии
Для пассажиров открылась вторая пересадка между станциями «Каховская» Большой Кольцевой линии и «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии
Новая пересадка соединила северный торец станции «Севастопольская» (фактически у станции появился второй выход) и западный вестибюль «Каховской».
Переход призван разгрузить перегруженную существующую короткую лестничную пересадку между станциями в центре обоих залов, которая не справляется с потоками пассажиров в часы-пик.
На станции «Ботанический Сад» Калужско-Рижской линии открылись новые (старые) выходы
На станции «Ботанический Сад» Калужско-Рижской линии открылись выходы к Лазоревому проезду и 1-му Ботаническому проезду (выходы №2 и №3). Подуличный переход реконструировался и сами выходы и немного сдвигались из-за строительства Северо-Восточной Хорды и локальной улично-дорожной сети.
Также вновь открылся выход №1 станции метро «Славянский Бульвар» Арбатско-Покровской линии
Западный вестибюль станции также закрывался из-за строительства автомобильной трассы - СДКП (проспекта Багратиона).
Наконец, на станции «Зеленоград-Крюково» МЦД-3 открыт интеграционный вестибюль
Данный объект – это переход к остановкам наземного городского пассажирского транспорта на Крюковской эстакаде, который стал завершающим этапом формирования московского городского вокзала «Зеленоград-Крюково» на третьем маршруте Московских центральных диаметров.
2. Что из запланированного не открылось в 2023
Запланированное открытие второго (объединенного) вестибюля станций «Печатники» Большой Кольцевой линии / Люблинско-Дмитровской линии не состоялось в намеченные сроки - 29-30 декабря. Забор был демонтирован, а затем вновь установлен 29 числа. На платформе станции Люблинско-Дмитровской линии перегородка также не демонтирована. Открытие перенесено на более поздний срок.
По неизвестным причинам было отменено и открытие второго выхода станции «Кленовый Бульвар» БКЛ. Так же, как и на «Печатниках», сначала к 29 декабря было демонтировано, а затем вновь установлено капитальное постоянное ограждение. На павильоне отключена буква "М".
Не состоялось изначально запланированное ещё на сентябрь 2023 года открытие северного вестибюля станции «Каширская» 💍 Большой Кольцевой/Замоскворецкой линий. Реконструкция всё ещё продолжается, при этом активных работ не наблюдается, рабочих на объекте можно встретить не каждый день.
Входной павильон №2 и лифтовый павильон станции «Яхромская» Люблинско-Дмитровской линии со стороны ЖК «Летний Сад» откроется тоже только в 2024 году.
Также в этом году должен был открыться второй вестибюль станции «Авиамоторная» Большого Кольца с выходами на Авиамоторную улицу. Теперь же, по нашей информации, его открытие перенесено, как минимум, на 30.06.2024.
Не открылось и так усердно в течение всего 2023 готовящееся ко вводу электродепо «Аминьевское» 💍 Большой Кольцевой линии. Но его открытие состоится совсем скоро - торжественный пуск с участием мэра Москвы запланирован на 9 января. В течение декабря были проведены пуско-наладочные работы, подписано распоряжение о вводе в эксплуатацию электродепо "Аминьевское" и всех 3 соединительных ветвей БКЛ. Утвержден новый график движения поездов, подготовлен график перегонки составов из других депо Большой Кольцевой - "Нижегородское" и "Замоскворецкое". Наконец, 25 декабря был веден режим метрополитена на парковых путях и путях депо.
Не состоялось переключение дорожного движения Ленинского проспекта по направлению «в центр» на дорогу над станцией «Новаторская» Троицкой линии, запланированное по документам на 25 декабря.
3. Единственный старт проходки в 2023 году
Началась проходка соединительной ветки от электродепо «Столбово» до тупиков за станцией «Коммунарка» Троицкой линии
«Тоннелепроходческий комплекс диаметром 6 метров по имени «Ольга» начал сооружение тоннеля соединительной ветки длиной более 1,1 км между строящимся в Новой Москве электродепо «Столбово» и оборотными тупиками за будущей станцией «Коммунарка» Троицкой линии метро. Возводимое электродепо будет обслуживать поезда сразу двух линий метро», – отметил Андрей Бочкарёв.
По его словам, соединительные ветки для оборота подвижного состава Сокольнической линии уже практически готовы, и теперь ведется работа по интеграции «Столбово» в инфраструктуру Троицкой линии.
Трасса тоннеля пройдет вдоль строящегося участка автодороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе и станционного комплекса «Коммунарка» Сокольнической линии, а затем свернет в сторону области и соединится с оборотными тупиками за станцией «Коммунарка» Троицкой линии. В дальнейшем за оборотными тупиками будет вестись строительство перегона до проектируемой станции «Сосенки».
Проходку ведёт АО "УРСТ" с помощью Herrenknecht S-798 «Ольга».
4. Новые сроки ввода пересадок на «Авиамоторной» и «Электрозаводской»
Ожидаемо в 2023 году не завершились строительно-монтажные работ на пересадке между станциями «Авиамоторная» Большой Кольцевой и Калининской линий. Теперь, по нашей информации, открытие перехода перенесено, как минимум, на 30.06.2024.
ТО‑6 Мосметростроя продолжает работы по соединению станции «Электрозаводская» Арбатско‑Покровской линии с построенной станцией БКЛ.
– Станция является объектом культурного наследия, поэтому работаем вместе с реставраторами из организации «Китеж», – рассказывает Александр
Чуднецов (ТО‑6 Мосметростроя). – В зоне пересадки завершена проходка горным способом подземного перехода, для примыкания к исторической станции демонтирована кирпичная стена, завершаем реконструкцию платформенного участка. К концу 2023 года закончим общестроительные работы, в марте 2024-го сдадим объект в эксплуатацию.
Станция «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (БКЛ) открылась 31 декабря 2020 года. С этого момента пассажирам приходилось пользоваться наземной пересадкой с БКЛ на Арбатско‑Покровскую линию. Но скоро их путь станет проще и короче. Строительство пересадки вышло на финишную прямую.
В подземный переход между «Электрозаводской» Большой кольцевой и радиальной строители заходят через аварийный выход на Семеновской набережной. Здесь работает участок № 8 ТО‑6. Часть платформы и пешеходная галерея действующей станции выведены из эксплуатации. По этому маршруту на будущую пересадку попадают строители и необходимое оборудование. На стене пешеходной галереи висит баннер. Он скрывает временные ограждения. Когда их уберут, посетители из галереи попадут на пересадку. По эскалаторам протяженностью 10 метров они выйдут в два ходка, которые затем соединятся единым тоннелем диаметром 9,5 метра. Спустившись далее по небольшой лестнице москвичи и гости столицы окажутся в торце радиальной «Электрозаводской».
Для примыкания пересадки была разобрана кирпичная стена станции 1944 года. В верхней части расположен барельеф с изображением знамен. Когда‑то в его центре находился медальон с профилем Сталина. Профиль убран после развенчания культа личности. Сейчас часть барельефа закрыта, часть отвезена на реставрацию. Ей занимается специализированная организация.
Поскольку станция является памятником культурного наследия России, работы прошли согласование с Москомархитектурой.
С обратной стороны пассажиров также будет встречать барельеф. Его выполнят в стиле старой станции.
Основные работы на пересадке уже выполнены. Полностью пройдена проходка, сделана гидро‑ и металлоизоляция, металлоконструкции подготовлены под облицовку. Проходка велась с применением спецметодов с цементацией из‑за водонасыщенных горизонтов.
– Здесь сложный участок. Он зажат между жилым массивом, РЖД, рекой и двумя действующими станциями метрополитена, – пояснил заместитель главного инженера ТО‑6 Константин Сысоев.
Сейчас силами Управления специальных работ (УСР) ведется отделка, а специалисты СМУ‑24 прокладывают инженерные коммуникации. УСР также начал монтаж подсистемы под водоотводящие зонты.
В открытой части укладывается монолит в лифтовую шахту и производится обратная засыпка, демонтаж распорных креплений котлована и монолитные работы по возведению лифтовой шахты для маломобильных пассажиров.
5. Щит "встрял" на «Крымской»
По сообщению инсайдеров, в середине декабря проходка ТПМК „София” компании "Ингеоком" правого перегонного тоннеля «Крымская» – «ЗиЛ» была нештатно приостановлена из-за поломки щита.
Проходку продолжать невозможно, отремонтировать из забоя щит нельзя. Таким образом, ремонт будет производиться с поверхности, для чего придется раскрывать ремонтную камеру.
При этом, к счастью, щит уже преодолел самый ответственный участок – техническую зону "РЖД" под ж/д-путями Павелецкого направления.
Но на сроки строительства участка в целом это повлияет не сильно - камеры для демонтажа щитов на площадке строительства станции «Крымская» всё равно будут готовы ещё не скоро.
6. Участок «Новаторская» - «Тютчевская» Троицкой линии входит в 2024 в высокой готовности
Станция метро «Генерала Тюленева» перспективной Троицкой линии московского метро готова на 68%, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
В подземном вестибюле станционного комплекса «Генерала Тюленева» планируется установить декоративное панно с изображением известного советского военачальника Ивана Тюленева, в честь которого названа станция. Оно будет изготовлено из перфорированного алюминиевого листа и закреплено на стеклянной стене кассового зала над ведущими на платформу станции эскалаторами.
Видеосюжет со станции - по ссылке.
Чуть ниже готовность на участке от «Тютчевской» до «Коммунарки».
Общая строительная готовность станции «Корниловская» (бывш. «Мамыри») на Троицкой линии метрополитена составляет всего 66%. Завершены монолитные работы, на финальном этапе – обратная засыпка котлована, ведутся архитектурно-отделочные работы в технических помещениях и устройство инженерных коммуникаций, в частности монтаж систем вентиляции платформенного участка. На платформе завершена кирпичная кладка и штукатурка стен и перегородок подэскалаторного помещения, выполнен монтаж подсистем навесного потолка и путевых стен для дальнейшей установки на них металлических панелей. В ближайшие месяцы начнется отделка.
Началась отделка на платформе «Бачуринской» - монтаж потолочных алюминиевых панелей на платформе станции, подключен первый пробный светильник на платформе.
На станции «Коммунарка» ещё не завершены работы по основным конструкциям.
Приступили к армированию последнего участка платформы в северном торце котлована. После окончания работ по монолитным конструкциям платформы приступят к установке опалубки односвода и последующей заливке бетоном последнего участка свода станции. Таким образом, до Нового года полностью завершено бетонирование платформы станции.
По имеющейся у нас информации, участок Троицкой линии от «Тютчевской» до «Коммунарки» планируется ввести в эксплуатацию 10-20 декабря 2024 года.
7. На «Суворовской» началась проходка второго обходного тоннеля
Пройдено 15 метров первого обходного тоннеля по первому пути (на перегоне от «Новослободской» до «Проспекта Мира»).
8. Обновлена конфигурация пересадки на «Академической»
Теперь пересадка будет интегрирована со станцией «Академическая» Калужско-Рижской линии не через северный вестибюль, как это планировалось ранее, а непосредственно лестничными сходами в центре действующей платформы. Для встраивания перехода придется разбирать верхнее перекрытие действующей станции. При такой конфигурации пересадки закрытие станции Калужско-Рижской линии на длительный период не потребуется.
Сейчас на будущей станции завершается вынос инженерных коммуникаций, земляные работы выполнены более чем наполовину, и уже началось возведение основных конструкций станционного комплекса. Оба тоннелепроходческих комплекса завершили проходку перегонных тоннелей от этой станции до станции «Крымская» и ожидают там раскрытия котлована демонтажной камеры.
9. Завершена эксплуатация "Номерных" на Калужско-Рижской линии
Пассажирская эксплуатация «Номерных» на Калужско-Рижской линии завершена. Теперь на линии курсируют только новые поезда - "Ока", "Москва" и "Москва-2020".
Последним линию покинул тематический состав «Олег Табаков» - он был передан из депо "Калужское" в депо "Печатники".
10. Обнародован график ввода новой ж/д инфраструктуры Центрального транспортного узла в 2024 году
Январь
Лианозово (МЦД-1, Савёловское направление) — 2-я очередь, пуск южного вестибюля (предположительно, 3-я очередь — подземный пешеходный переход от северного вестибюля под Лианозовским проездом откроется отдельно ещё позже). Несмотря на то, что газета «Гудок» писала о завершении работ по 2-й очереди в декабре 2023-го.
Белорусская (МЦД-1, МЦД-4, Белорусское/Смоленское направление) — это, видимо, официальное завершение работ. Подземный вестибюль здесь открыт 2-го октября 2023-го, а турникеты заработали 9-го декабря (одновременно лестница центральной платформы на Тверской путепровод только на выход).
Март
Тестовская (МЦД-4) — ввод северного вестибюля с выходом к Мукомольному проезду, а также транзитного бесплатного прохода от ММДЦ «Сити» к ЖК «Хэдлайнер» и наоборот.
Апрель
Зеленоград-Крюково (МЦД-3, Ленинградское направление) — открытие 3-й очереди в виде надземного пешеходного перехода от конкорса через улицу Ленина к ТЦ «Зеленоградский».
Май
Кутузовская (МЦД-4) — прямая пересадка к станции Филёвской линии метро.
Деловой центр (МЦК) — прямая пересадка на Тестовскую МЦД-4.
Июнь
Митьково (МЦД-3) — открытие нового остановочного пункта.
Ноябрь
Щербинка (МЦД-2) — часть конкорса и новых платформ. Реконструкция остановочного пункта разбита на пять этапов.
Прочие события
Закрытие участка Большой Кольцевой линии от «Хорошёвской» до «Делового центра» перенесено на более поздний срок
Первоначально Метрополитен планировал закрыть "вилку" 2 декабря, а открыть этот участок уже в составе Рублево-Архангельской линии (к 2026 году, к новогодним праздникам).
На надземной части пересадки между станциями «Текстильщики» Большой Кольцевой линии и Таганско-Краснопресненской произведён монтаж пролетного строения перехода над путями МЦД-2.
Станция «Рижская» Большой Кольцевой линии. Продолжается строительство второго выхода, пересадочного на станции МЦД
Выполнена заморозка грунта, строители приступили к сооружению форшахты, откуда начнет работу тоннельный наклонный укладчик. Строительство наклонного хода ведется горным способом.
Эскалаторы во втором вестибюле станции «Рижская» станут одними из самых длинных в столичном метро – порядка 129 метров.
«В отличие от первого вестибюля, расположенном под Рижской площадью, вестибюль №2 будет наземным. Этим объясняется и разница в длине подъемных механизмов: будущие эскалаторы будут на треть длиннее действующих, длина которых 95 метров.
Начались фасадные работы на северном вестибюле станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии
Ведётся монтаж подсистемы под конусообразные колонны.
Продолжается строительство первого этапа путей ВСМ-1 «Москва - Санкт-Петербург»
Активные работы по возведению арочного ж/д-моста через канал имени Москвы на участке «Химки» - «Левобережная»:
Каскад на «Поклонной» МЦД-4
Готов проход от южного вестибюля станции к домам на противоположной стороне р. Сетунь. От наземного перехода через дублёр просп. Дорохова к склону ущелья ведут мостки (крытой галереи не будет).
Почти собран первый состав улучшенной модификации вагонов "Москва-2020", получившей название "Москва-2024"
Такие составы будут эксплуатироваться на Замоскворецкой линии.
Все составы в электродепо "Руднево" Некрасовской линии переводятся на автоведение
Пока что с присутствием машиниста в кабине.
Новогоднее настроение обеспечено!
С 25 декабря на линии Московского метрополитена вышли Новогодние составы. Самый яркий представитель – "Новогодний Еж-3" на Таганско-Краснопресненской линии (в этом году вышел на линию в последний раз).
На Кольцевой линии можно встретить необычную "вязаную Москву-2020".
Также на БКЛ курсируют 3 празднично оформленных состава "Москва-2020"; по одному новогоднему «Русичу» на Сокольнической и Арбатско-Покровской линиях; по одной новогодней «Оке» на Калужско-Рижской, Калининской, Солнцевской и Серпуховско-Тимирязевской линиях; две новогодние «Москвы-2020» на Кольцевой линии.
Прокатиться на празднично оформленных составах можно до конца новогодних праздников.
А из неожиданных новых новогодних инсталляций в этом году 400 подвесных новогодних фигур на станции «Трубная»:
С наступившим Новым Годом!
На этом всё. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь. Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).