Вчера, да и всю новогоднюю ночь, практически все отечественные телеканалы, который ни включи, демонстрировали этой ночью настоящее состояние нашей души. Традиционно - наесться вдоволь, выпить основательно и от души напеться-наплясаться-насмотреться веселеньких концертов. Короче, как говорится, душу отвести.
Да, это старая (но не добрая) традиция - целый день "поститься", не касаясь ни одного приготовленного блюда до проводов старого года, а потом не спать в новогоднюю ночь, наготовив тазики всеми любимых блюд советской эпохи и до самого утра подходя к столу за новой порцией вкусняшек и наливашек. Потом, едва продрав глаза где-то к полудню, потихоньку отходить от переедания и перепития, и снова есть-пи-ть-веселиться…
Настроение никакое. Но мы держимся. Ведь добросовестно провели страшно трудный во всех отношениях год и отметили традиционный праздник, праздник надежды. Нам же остается жить надеждой. Надеждой - на что? На чудо, что хотя бы в новом году оно все же свершится. Всем же известно, что никто из нас способен сам, да еще без ропота, преодолеть кучу болезней, искушений, кто поборет безденежье или отчаяние?
Ждем - от кого это чудо? Откуда? Понятное дело, оттуда, с Небес. Но оно же не там. Оно - внутри нас. Просто совершается Господом, действующим нашими же руками... Мы же способны стать милосерднее? Мы можем делать добрые дела для ближних и молиться о них? Мы спокойно можем дарить им ту самую надежду на то, что все хорошее состоится, ведь такому делу помогает Сам Господь?
Конечно, это удобно – отстраниться, забыться хотя бы на ночь. Но ведь наступает утро, которое ничего, кроме головной боли и обострения старых хронических болячек, с собой не несет… Правда, утро у православных, которые ночью тоже душу отводили (только не за столами, уставленными яствами), другое наступает. С настоящей надеждой, ведь многие из них молились в храме. Это тоже традиция...
Отец Андрей Ткачев простым языком, но так внятно обрисовал то, как все проходит и как могло бы проходить в новогоднюю ночь и наутро...
«Новый год может быть прекрасным праздником, если бы не пьянство, не бессонная ночь перед телевизором и если бы не контраст между ожиданием "чего-то" 31 декабря и отсутствием этого "чего-то" 1 января. А так – все очень мило. Мороз, предпраздничная суета, всеобщая нервная взвинченность. Дети ждут подарков, взрослые стараются раньше уйти с работы и месят снежную кашу, заходя по дороге домой во все попавшиеся магазины…
С праздником – чмок! С праздником – дзинь! С праздником – буль-буль! С праздником – спокойной ночи!
Но есть в праздновании Нового года и грусть. Эта грусть рождается оттого, что нового в Новом году нет ничего, кроме изменившихся цифр на календаре. Всё остальное – старое. Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый.
Большинство людей валяет дурака и натужно изображает предписанное веселье. Люди напиваются – то ли от тоски, то ли от радости; засыпают, не раздевшись; просыпаются в неизвестных местах… Или, в лучшем случае, терзают пульт в поисках хоть чего-то интересного по "ящику".
А совсем небольшая часть граждан провожает уходящий год словами: "Господи, помилуй" и встречает наступающий год словами: "Господи, благослови". Не знаю, как вам, а мне кажется, что это и есть истинная новизна и самый красивый способ празднования.
Куранты бьют, снег за окнами медленно опускается, а некое семейство читает молитву Господню и просит у Бога благословения на наступающий год. Красота!»