Найти тему
Стиль жизни № 5222091600

Эдуардо де Филиппо: вчера, сегодня, завтра

Портрет Эдуардо де Филиппо, словно олицетворение всех бед, свалившихся на Италию в первой половине ХХ века: худой, со впавшими щеками. Почти маска.

-2

Де Филиппо - самоучка, чьей школьной скамьей стали узкие улицы Неаполя, опоясанные бельевыми веревками, прожаренные солнцем, пропахшие рыбой.  

В 2021 году на экраны вышла комедия Марко Мартани “Король смеха”. 

-3

Фильм можно было бы назвать проходным, если бы главную роль в ей не сыграл Тони Сервилло, любимец Паоло Соррентино. Ну и пожалуй, самое любопытное, если бы в фильме не шла речь о великом без всякого преувеличения итальянском драматурге Эдуардо де Филиппо. А заодно его брате Пеппино де Филиппо и сестре Титине де Филиппо.

Фильм биографический, он рассказывает о жизни комического актера и владельца популярного неаполитанского театра Эдуардо Скарпетте. 

-4

Скарпетто (по-русски его фамилия звучала бы так: Башмачкин) был необычайно популярным комиком в Неаполе в начале ХХ века. Теперь же он в основном известен, как папа Эдуардо де Филиппо. 

Скарпетта был чересчур любвеобилен, но об этом при упоминании неаполитанца можно и не говорить, а потому жил на две семьи. 

Одна его семья была официальная, а другая, где родились Эдуардо, Титина и Пеппино - как бы неофициальная.

-5

Сестра и два брата были бастардами, выступая в театре отца, а Эдуардо даже осмелился писать собственные пьесы. 

Но Скарпетто не удостоил ни одного, ни второго своим покровительством. Мало того, отца раздражал молодой задор и юмор своего незаконнорожденного, но сына, словно он предвидел конкурента, который в будущем затмит его. 

Всего братьям пришлось добиваться самим. И, как мне кажется, это самый лучший способ самоутверждения. 

Изнеженные петиметры, обласканных с младых ногтей родительской заботой и покровительством хороших знакомых или родичей - калифы на час. 

Эдуардо прописался в итальянском искусстве надолго.

Эдуардо и Пеппино начинали практически с нуля. 

-6

Блистательные братья, удивительным образом не похожие друг на друга, как будто от разных отцов. Пеппино, склонный в полноте, также, как его брат - к худобе, многолетний напарник великого неаполитанского и итальянского комика Тото.

Тото - Анонио Де Куртис. И его усыновил, как и братьев де Филиппо, потомок королевских кровей. Отпрыск самого бедного квартала Неаполя получил имя, но частичка Де прилипла к нему, как рыбья чешуя, лишь только после того, как папа узнал о том, что его сын находится в зените славы.  

-7

Бастарды, отверженные - самый лучший стартовый капитал для творца. 

На долю Эдуардо выпали две войны, голод, поражение Италии в войне и...слава. 

Слава - для Эдуарда был скорее мачехой, чем ласковой матушкой. Уговаривать и приручать ее пришлось долго, кропотливым трудом, лишениями и страданиями. 

-8

В Неаполе, городе миллионеров, уж Эдуардо об этом не знать, милостыню подают только нищим на паперти, все остальные добывают средства для жизни в бою с обстоятельствами.  

Неаполь - ристалище для борьбы за существование и театральные подмостки. 

Недаром некоторые бывшие в Неаполе путешественники отмечают что Неаполь сверху напоминает амфитеатр у подножья Везувия.

Копилку комедии дель арте Неаполь пополнил целой галереей масок: Тарталья, Скарамучча, Ковьелло и главный персонаж Пульчинелло. 

-9

Пульчинелло - обжора, пройдоха, враль, придурок, весельчак и т.д. 

Таков типичный, рядовой неаполитанец (на местом наречии нуполитанец). 

-10

Неаполь говорит на особом наречии, напоминающим деревенский выговор. Поэтому неаполитанский театр - это улица, люди, торгаши, воришки, нищие, мамки, шлюхи, влюбленные, пицца, макароны, шутки.  

Чтобы жить с ней мирно, в неё нужно стрелять!

Все пестрое многообразие улицы и деревни вошло и в пьесы де Филиппо. И не ясно, не явно, кто кому дал больше: маска зрителю или зритель маске?!

-11

Вместе с Пульчинеллой на лотках нынче продают и маску Тото.  

И Эдуардо де Филиппо для итальянской драматургии и кинематографа - неотъемлемая его часть, часть его славы, рассвета.

Достаточно назвать несколько фильмов по его пьесам.  

Фильм 1945-го года — «Неаполь — город миллионеров».

-12

Здесь Эдуардо выступил сразу в нескольких амплуа: сценарист, режиссер и актер. 

Вообще-то очень гремучая, надо сказать, смесь. Не каждому актеру или режиссеру удается усидеть на нескольких стульях. Скажем, Ален Делон в такой ситуации скатывался в нарциссизм. 

Эдуардо де Филиппо удалось вырулить.  

Главный герой — Дженнаро Эвине, это имя необычайно популярно в Неаполе, так как покровителем Неаполя является святой Дженнаро (или же Януарий). Итак, синьор Дженнаро несчастен – с женой у него не сложились отношения, сын вступил на воровскую дорожку, а дочь обесчещена. 

Как писали в советских справочниках: после того, как сам Дженнаро спасается из немецкого плена, у него наступает духовное перерождение.

-13

На самом деле никакого духовного перерождения не наступает. Дженнаро, его играет сам Эдуардо - фигура пародийная. По приезде постаревший после немецкого плена неаполитанец жалуется соседям на свою горемычную судьбу а к концу фильма его уже никто не слушает. 

Неаполитанцы чрезвычайно веселый народ. Они не могут подолгу предаваться унынию. Да, собственно, об этом, о жизни, смерти, любви, перемешанных в веселый хоровод, приправленный неунывающей тарантеллой, и все его пьесы. 

Вспомнить хотя бы: “Семь смертных грехов” (новелла «Алчность»), “Сегодня, завтра, послезавтра”. Или “Золото Неаполя” блистательного Витторио Де Сика. 

-14

Да, главной сценой многих его пьес были театральные подмостки. Но итальянский неореализм, который появился, кстати, во времена Дуче, благодаря Эдуардо обжит его говорливыми соотечественниками. И здесь каждый герой - типаж, выписан с необыкновенным мастерством и любовью, практически почти что выструган, как кукла в руках Джапетто в сказке “Пиноккио”. 

Каждая сцена - мини-шедевр.  

Вспомнить хотя бы самую знаменитую походку по улице Неаполя из фильма “Золото Неаполя” Софии, Софии Лорен. 

Богиня, женщина, la donna, она не идет, а плывет, покачивая, словно лодка веслами, бедрами. 

-15

Она бредет под дождем, платье огибает стройное молодое тело, мужские взгляды прикованы к этой походке, словно цепью. 

Или же - “Филумена Мартурано». 

-16

Пожалуй самая известная пьеса неаполитанского драматурга, экранизированная Витторио де Сика.  

В главных ролях Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. 

Сюжет этого шедевра довольно, как и всегда у Эдуардо, обычен, можно сказать, банален. Но де Филиппо умудряется высечь из этой житейской чепухи искры. 

-17

Домохозяйка Филумена, не покладая рук, обеспечивает покой и комфортные жизненные условия своему возлюбленному Сориано. Он живет в свое удовольствие, сорит деньгами, путешествие, флиртует с молоденькими продавщицами, на одной из которых и собирается жениться. Все идет своим чередом, покуда Филумена не притворяется больной…

Да знаешь ли ты, когда плачут? Слезы появляются, когда любишь, а тебе не отвечают тем же. А Филумена Мартурано не знала, что такое любовь... Когда видишь только плохое, незачем проливать слезы. Да, Филумена Мартурано не имела еще удовольствия плакать!

Черно-белый квадратик экрана вместил все боли, всю любовь, все невыплаканные слезы и смех послевоенной Италии. Кино подняло Италию с колен. 

-18

Горести, беды, смех и слезы, пришедшие с улицы, переплавились, словно сыр в неаполитанской пицце Маргерита, в искусство. Или искусство, литература стала той естественной средой их бытования?

И если вы не знаете Эдуардо де Филиппо, не смотрели фильмы по его пьесам, вы не знаете ничего. 

-19

Но все поправимо, пока вы еще не поменяли этот свет на тот, где не крутят кино...  

Для поддержки и развития канала:

4377 7237 4642 8931 tinkoff

кошелёк юмани:

41001364992514