Портрет Эдуардо де Филиппо, словно олицетворение всех бед, свалившихся на Италию в первой половине ХХ века: худой, со впавшими щеками. Почти маска.
Де Филиппо - самоучка, чьей школьной скамьей стали узкие улицы Неаполя, опоясанные бельевыми веревками, прожаренные солнцем, пропахшие рыбой.
В 2021 году на экраны вышла комедия Марко Мартани “Король смеха”.
Фильм можно было бы назвать проходным, если бы главную роль в ей не сыграл Тони Сервилло, любимец Паоло Соррентино. Ну и пожалуй, самое любопытное, если бы в фильме не шла речь о великом без всякого преувеличения итальянском драматурге Эдуардо де Филиппо. А заодно его брате Пеппино де Филиппо и сестре Титине де Филиппо.
Фильм биографический, он рассказывает о жизни комического актера и владельца популярного неаполитанского театра Эдуардо Скарпетте.
Скарпетто (по-русски его фамилия звучала бы так: Башмачкин) был необычайно популярным комиком в Неаполе в начале ХХ века. Теперь же он в основном известен, как папа Эдуардо де Филиппо.
Скарпетта был чересчур любвеобилен, но об этом при упоминании неаполитанца можно и не говорить, а потому жил на две семьи.
Одна его семья была официальная, а другая, где родились Эдуардо, Титина и Пеппино - как бы неофициальная.
Сестра и два брата были бастардами, выступая в театре отца, а Эдуардо даже осмелился писать собственные пьесы.
Но Скарпетто не удостоил ни одного, ни второго своим покровительством. Мало того, отца раздражал молодой задор и юмор своего незаконнорожденного, но сына, словно он предвидел конкурента, который в будущем затмит его.
Всего братьям пришлось добиваться самим. И, как мне кажется, это самый лучший способ самоутверждения.
Изнеженные петиметры, обласканных с младых ногтей родительской заботой и покровительством хороших знакомых или родичей - калифы на час.
Эдуардо прописался в итальянском искусстве надолго.
Эдуардо и Пеппино начинали практически с нуля.
Блистательные братья, удивительным образом не похожие друг на друга, как будто от разных отцов. Пеппино, склонный в полноте, также, как его брат - к худобе, многолетний напарник великого неаполитанского и итальянского комика Тото.
Тото - Анонио Де Куртис. И его усыновил, как и братьев де Филиппо, потомок королевских кровей. Отпрыск самого бедного квартала Неаполя получил имя, но частичка Де прилипла к нему, как рыбья чешуя, лишь только после того, как папа узнал о том, что его сын находится в зените славы.
Бастарды, отверженные - самый лучший стартовый капитал для творца.
На долю Эдуардо выпали две войны, голод, поражение Италии в войне и...слава.
Слава - для Эдуарда был скорее мачехой, чем ласковой матушкой. Уговаривать и приручать ее пришлось долго, кропотливым трудом, лишениями и страданиями.
В Неаполе, городе миллионеров, уж Эдуардо об этом не знать, милостыню подают только нищим на паперти, все остальные добывают средства для жизни в бою с обстоятельствами.
Неаполь - ристалище для борьбы за существование и театральные подмостки.
Недаром некоторые бывшие в Неаполе путешественники отмечают что Неаполь сверху напоминает амфитеатр у подножья Везувия.
Копилку комедии дель арте Неаполь пополнил целой галереей масок: Тарталья, Скарамучча, Ковьелло и главный персонаж Пульчинелло.
Пульчинелло - обжора, пройдоха, враль, придурок, весельчак и т.д.
Таков типичный, рядовой неаполитанец (на местом наречии нуполитанец).
Неаполь говорит на особом наречии, напоминающим деревенский выговор. Поэтому неаполитанский театр - это улица, люди, торгаши, воришки, нищие, мамки, шлюхи, влюбленные, пицца, макароны, шутки.
Чтобы жить с ней мирно, в неё нужно стрелять!
Все пестрое многообразие улицы и деревни вошло и в пьесы де Филиппо. И не ясно, не явно, кто кому дал больше: маска зрителю или зритель маске?!
Вместе с Пульчинеллой на лотках нынче продают и маску Тото.
И Эдуардо де Филиппо для итальянской драматургии и кинематографа - неотъемлемая его часть, часть его славы, рассвета.
Достаточно назвать несколько фильмов по его пьесам.
Фильм 1945-го года — «Неаполь — город миллионеров».
Здесь Эдуардо выступил сразу в нескольких амплуа: сценарист, режиссер и актер.
Вообще-то очень гремучая, надо сказать, смесь. Не каждому актеру или режиссеру удается усидеть на нескольких стульях. Скажем, Ален Делон в такой ситуации скатывался в нарциссизм.
Эдуардо де Филиппо удалось вырулить.
Главный герой — Дженнаро Эвине, это имя необычайно популярно в Неаполе, так как покровителем Неаполя является святой Дженнаро (или же Януарий). Итак, синьор Дженнаро несчастен – с женой у него не сложились отношения, сын вступил на воровскую дорожку, а дочь обесчещена.
Как писали в советских справочниках: после того, как сам Дженнаро спасается из немецкого плена, у него наступает духовное перерождение.
На самом деле никакого духовного перерождения не наступает. Дженнаро, его играет сам Эдуардо - фигура пародийная. По приезде постаревший после немецкого плена неаполитанец жалуется соседям на свою горемычную судьбу а к концу фильма его уже никто не слушает.
Неаполитанцы чрезвычайно веселый народ. Они не могут подолгу предаваться унынию. Да, собственно, об этом, о жизни, смерти, любви, перемешанных в веселый хоровод, приправленный неунывающей тарантеллой, и все его пьесы.
Вспомнить хотя бы: “Семь смертных грехов” (новелла «Алчность»), “Сегодня, завтра, послезавтра”. Или “Золото Неаполя” блистательного Витторио Де Сика.
Да, главной сценой многих его пьес были театральные подмостки. Но итальянский неореализм, который появился, кстати, во времена Дуче, благодаря Эдуардо обжит его говорливыми соотечественниками. И здесь каждый герой - типаж, выписан с необыкновенным мастерством и любовью, практически почти что выструган, как кукла в руках Джапетто в сказке “Пиноккио”.
Каждая сцена - мини-шедевр.
Вспомнить хотя бы самую знаменитую походку по улице Неаполя из фильма “Золото Неаполя” Софии, Софии Лорен.
Богиня, женщина, la donna, она не идет, а плывет, покачивая, словно лодка веслами, бедрами.
Она бредет под дождем, платье огибает стройное молодое тело, мужские взгляды прикованы к этой походке, словно цепью.
Или же - “Филумена Мартурано».
Пожалуй самая известная пьеса неаполитанского драматурга, экранизированная Витторио де Сика.
В главных ролях Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
Сюжет этого шедевра довольно, как и всегда у Эдуардо, обычен, можно сказать, банален. Но де Филиппо умудряется высечь из этой житейской чепухи искры.
Домохозяйка Филумена, не покладая рук, обеспечивает покой и комфортные жизненные условия своему возлюбленному Сориано. Он живет в свое удовольствие, сорит деньгами, путешествие, флиртует с молоденькими продавщицами, на одной из которых и собирается жениться. Все идет своим чередом, покуда Филумена не притворяется больной…
Да знаешь ли ты, когда плачут? Слезы появляются, когда любишь, а тебе не отвечают тем же. А Филумена Мартурано не знала, что такое любовь... Когда видишь только плохое, незачем проливать слезы. Да, Филумена Мартурано не имела еще удовольствия плакать!
Черно-белый квадратик экрана вместил все боли, всю любовь, все невыплаканные слезы и смех послевоенной Италии. Кино подняло Италию с колен.
Горести, беды, смех и слезы, пришедшие с улицы, переплавились, словно сыр в неаполитанской пицце Маргерита, в искусство. Или искусство, литература стала той естественной средой их бытования?
И если вы не знаете Эдуардо де Филиппо, не смотрели фильмы по его пьесам, вы не знаете ничего.
Но все поправимо, пока вы еще не поменяли этот свет на тот, где не крутят кино...
Для поддержки и развития канала:
4377 7237 4642 8931 tinkoff
кошелёк юмани:
41001364992514