Найти в Дзене
ВЕЛОМАРКЕТ URALBIKE

История велосипеда: мифы и реальность

Оглавление
Спортивный снаряд прошел путь эволюции длинной в несколько веков, современные велосипеды лишь отдаленно напоминают первые образцы.
Спортивный снаряд прошел путь эволюции длинной в несколько веков, современные велосипеды лишь отдаленно напоминают первые образцы.

Легенды о велосипеде

Первые велосипеды:  — эскиз, приписываемый Леонардо да Винчи;  — эскиз, приписываемый Джованни Фонтане;  — эскиз Стефана Фарфлера;  — рисунок машины графа де Сиврака;  — так мог выглядеть велосипед Ефима Артамонова
Первые велосипеды: — эскиз, приписываемый Леонардо да Винчи; — эскиз, приписываемый Джованни Фонтане; — эскиз Стефана Фарфлера; — рисунок машины графа де Сиврака; — так мог выглядеть велосипед Ефима Артамонова

Долгое время изобретателем велосипеда считали Леонардо да Винчи: ему приписывали датированный 1493 годом эскиз, на котором было изображено транспортное средство, похожее на велосипед, только без руля и сидения. Авторство эскиза так и не подтвердили.

На рисунке 1418 года изображено устройство, состоящее из четырех колес, педалей и веревочного привода. Есть предположение, что эскиз принадлежит итальянскому инженеру Джованни Фонтане.

В 1685 году часовщик из Нюрнберга Стефан Фарфлер сконструировал трехколесное устройство, приводимое в движение с помощью рукоятки, которую крутил ездок.

Согласно французской версии, история велосипеда началась в 1791 году с деревянной машины (самоката), построенной графом де Сивраком. Но эта история оказалась выдумкой французского журналиста Луи Бодри. Никакого графа де Сиврака не существовало, а был Джин Хенри Сиврак, получивший в 1817 году разрешение на импорт четырехколесных экипажей.

Еще одна история связана с уральским крепостным Ефимом Артамоновым. По легенде, он создал велосипед в 1800–1801 годах и добрался из уральского рабочего поселка Нижнетагильского завода в Москву. В это путешествие крепостного якобы послал его хозяин — владелец завода, который хотел удивить транспортным средством царя Александра I. Документов, подтверждающих такой факт, тоже нет.

Первый патент

«Беговелы» Карла Дреза  и Дениса Джонсона
«Беговелы» Карла Дреза и Дениса Джонсона

Официально годом рождения велосипеда считается 1817-й, когда немецкий барон Карл Дрез оформил патент на Laufmaschine (нем. «машина для пробежек»). Педалей эта модель не имела: чтобы передвигаться, нужно было отталкиваться ногами.

По сути, это был самокат (сейчас такие средства передвижения называется беговелами), который в 1818 году усовершенствовал англичанин Денис Джонсон, назвав его dandy horse (англ. «лошадь для денди») и стал успешно продавать.

Педальный привод

В 1830 году шотландец Томас Макколл создал модель, у которой заднее колесо было больше переднего. В 1839-м его соотечественник Киркпатрик Макмиллан разработал первый педальный привод с возвратно-поступательным движением.

Велосипед Макмиллана:  — педальный привод
Велосипед Макмиллана: — педальный привод

Первые резиновые шины

-5

В 1845 году англичанин Роберт Уильям Томпсон изобрел резиновые шины. В качестве транспорта в то время в основном использовали конные повозки на деревянных или металлических колесах. Томпсон предложил накачивать воздухом пустотелые резиновые шины, защищенные кожаным чехлом: они эффективно сглаживали неровности дорог, но в итоге оказались дорогими и дефицитными. Позже он изобрел цельнолитые шины из вулканизированной резины.

Костотряс, или велосипед

Bone shaker Пьера Мишо
Bone shaker Пьера Мишо

В 1853 году француз Пьер Мишо оформил патент на педальный тип привода колеса спереди с шатунами, расположенными на колесной оси. Тогда же появились тормоз и седло с пружинами. Эти модели назывались «костотрясы» (bone shakers).

По одной из версий, Мишо предложил назвать это полюбившееся многим транспортное средство велосипедом (стар. фр. vélocipède), что в переводе с латыни означает «быстрые ноги» (лат. vēlōx — «быстрый»; pēs, pedis — «нога»).

Серийные модели

Dandy horse Пьера Лалмана
Dandy horse Пьера Лалмана

В 1862 году французский мастер по изготовлению детских колясок Пьер Лалман увидел dandy horse и решил оснастить его педалями на переднем колесе. Это изобретение оценили промышленники из Лиона братья Оливье и в сотрудничестве с Пьером Мишо начали массовый выпуск dandy horse с педалями. Поработав немного у Мишо-Оливье, Лалман уехал в Америку, где в 1866 году запатентовал это устройство.

Изобретение спиц

-8

В 1868 году англичанин Каупер Эдуард Альфред создал колесо со спицами и шиной из резины.

Penny-farting

Пенни-фартинг с большим ведущим колесом
Пенни-фартинг с большим ведущим колесом

В 1870 году появились большеколесные велосипеды, получившие имя penny-farting — по названию английских монет: пенни и фартинга. На втулке «пенни» — большого переднего колеса — были педали, а седло ездока находилось почти прямо сверху от них.

Чтобы увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот, изобретатели взращивали диаметр ведущего колеса настолько, насколько позволяла длина ног ездока. Также инженеры старались уменьшить вес конструкции, чтобы увеличить надежность узлов.

Bicyclette

Бисиклет
Бисиклет

В 1872 году немец Фридрих Фишер по патенту Жюля Сюрирейема начал производство стальных шарикоподшипников, а в 1876-м англичане Харрисон и Броувет получили патент на суппортные тормоза. Их соотечественники Филлот и Скотт в 1878 году изобрели планетарный механизм для переключения скоростей, а Генри Джон Лоусон — цепную передачу. Так появились бисиклеты (bicyclette).

Rover: первые современные очертания

Ровер Джона Кемпа Старли
Ровер Джона Кемпа Старли

Современные очертания и привычные нам пропорции велосипед приобрел с появлением в 1884 году ровера (англ. rover — «скиталец, бродяга»), созданного Джоном Кемпом Старли. Новый велосипед был очень популярным и экспортировался по всему миру. Вместе с Уильямом Сатто — американским грабителем банков — Старли основал Rover Company. Компания начала свою деятельность с выпуска велосипедов, позже стала выпускать автомобили и делала это до 2005 года.

Первая камерная шина

Первая камерная шина Dunlop Tires
Первая камерная шина Dunlop Tires

Первая камерная шина появилась в 1888 году благодаря шотландскому ветеринару Джону Бойду Данлопу, который надел наполненный водой гуттаперчевый садовый шланг на колесо. Вода оказалась неэффективным наполнителем. Тогда шотландец придумал ниппель и наполнил шланг воздухом. Так появились первая камерная шина и компания Dunlop Tires, которая производит шины до сих пор.

Рикамбент: лежачий велосипед

-13

В 1890 году на велосипеды стали устанавливать рамы замкнутой формы, при производстве которых использовался алюминий.

В 1895 году создана серийная версия рикамбента (англ. recumbent bicycle — «лежачий велосипед»), на котором передвигаются лежа. Другое название такого велосипеда — лигерад (нем. Liegerad с тем же значением).

Тормоза

Велосипедные педальные тормоза Педальные тормоза
Велосипедные педальные тормоза Педальные тормоза

Педальными тормозами велосипеды оснастили в 1898 году. Тогда же был разработан механизм свободного хода и ручные тормоза, которые позже дополнили ножными.

Прототип маунтинбайка

Прототип маунтинбайка — один из первых велосипедов компании Schwinn
Прототип маунтинбайка — один из первых велосипедов компании Schwinn

Первые модели с подвеской сзади и спереди появились в 1915 году, а в 1933-м американец Игнац Швин и его компаньон Адольф Арнольд создали круизер, ставший прообразом современных маунтинбайков.

Первые современные велосипеды

-16

В 1974 году появились первые титановые велосипеды, в 1975-м — углепластиковые.

В 1977-м создан первый горный велосипед. В 1990 году горные велосипеды были официально признаны Международным союзом велосипедистов (UCI).

Сейчас многие производители делают специальные линейки женских велосипедов, у которых верхняя труба рамы загнута под тем или иным углом к нижней. Особенно это распространено на городских велосипедах и оправдано удобством использования, поэтому их покупают для передвижения по городу и мужчины

Современных велосипедов — уйма: городские и горные, шоссейные и прыжковые, с подвеской и без, приводимые в движение лишь человеком и с электрической тягой. Тандемы и велорикши. Существуют даже модели с автоматической трансмиссией.

-17

Для работы в службе доставки подходят самые разные велосипеды. Некоторые предпочитают небольшие велосипеды складной конструкции, поскольку их можно провезти в наземном транспорте или метро. Другие выбирают внедорожные велосипеды с большими колёсами и подвеской — на них проще работать в снежные месяцы.

Особенно удобны электрические велосипеды, которые позволяют передвигаться с большой скоростью, но при этом требуют минимальных физических усилий. Возможно, именно за такими моделями будущее, ведь велосипед как вид транспорта постоянно развивается.

Подписывайтесь на наш канал и соцсети чтобы узнать больше о велосипедах и участвовать в розыгрыше подарков среди наших подписчиков.

ВКонтакте | ВКонтакте
ВЕЛОМАРКЕТ УФА
MarketUFA - YouTube

Информацию о наличии велосипедов можете узнать в нашем магазине г. Уфа тел. +79822996777 магазин "ВЕЛОМАРКЕТ УФА"