С внедрением системы обязательной маркировки товаров в России бизнес-сообщество сталкивается с новыми вызовами и возможностями. К 2024 году эта инициатива охватит значительную часть товаров, требуя от предпринимателей внедрения системы «Честный знак».
Переход к маркировке — это не только необходимость соблюдения законодательства, но и возможность повысить прозрачность и ответственность в товародвижении.
Что такое маркировка товаров
Маркировка товаров – это система, требующая от производителей и импортеров уникальной идентификации каждой единицы продукции с применением специального кода. Обязанностью предприятий является присоединение марки с уникальным кодом на упаковку товаров. Этот код, используемый для сканирования, обеспечивает возможность отслеживания пути товара от его создания или ввоза в страну до окончательной реализации.
Процедура маркировки призвана повысить прозрачность товародвижения и обеспечить контроль за его легальностью. Например, если вы являетесь производителем кроссовок в России, вам необходимо получить уникальный код для каждой пары кроссовок и присоединить марку с этим кодом к каждой выпущенной коробке.
Каждый обладатель мобильного приложения "Честный знак" может воспользоваться функцией сканирования кода на товаре, чтобы получить подробную информацию о его происхождении, легальности, сроке годности и составе. Такая система дает дополнительные гарантии защиты потребителей, так как товар без маркировки считается контрафактным.
На какие товары распространяется
Маркировка товаров в России стала неотъемлемой составляющей системы контроля и обеспечения прозрачности товародвижения. Этот инструмент, начиная с внедрения маркировки меховых изделий в 2016 году, постепенно охватывает все новые категории товаров.
Расскажем про перечень сфер и изделий:
1. Одежда и обувь:
- Шубы и меховые изделия (с 12 августа 2016 года).
- Обувь (с 1 июля 2020 года).
- Одежда и текстиль для дома (с 1 января 2021 года).
2. Табачная продукция:
- Сигареты и папиросы (с 1 июля 2019 года).
- Остальная табачная продукция (с 1 июля 2020 года).
3. Технические устройства и оборудование:
- Парфюмерия и фотооборудование (с 1 октября 2020 года).
4. Автотовары:
- Шины (с 1 ноября 2020 года).
- Велосипеды (с 1 сентября 2024 года).
5. Продукты питания:
- Молочная продукция (с 1 июня 2021 года).
- Упакованная вода (с 1 декабря 2021 года).
- Табак для употребления путем нагревания и смеси для кальянов (с 15 марта 2022 года).
- Жидкости для электронных сигарет (с 25 декабря 2022 года).
- Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги (с 1 апреля 2023 года).
- Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в стекло и полимер (с 1 октября 2023 года).
6. Медицинские изделия:
- Маркировка медицинских изделий (проводится пилотные проекты, обязательная с 1 марта 2024 года).
Как устроена система маркировки
Система маркировки товаров в России представляет собой слаженный механизм, целью которого является обеспечение прозрачности и контроля за оборотом товаров в стране. Вот как устроена эта система:
- Законодательная основа. Основой для системы маркировки является Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ, "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Данный закон определяет основные принципы и нормы маркировки, хотя для каждой категории товаров могут также действовать свои нормативные акты.
- Оператор системы. Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) занимается разработкой и поддержкой системы маркировки. Они внедрили единую систему под названием "Честный знак", которая учитывает оборот всех товаров в стране.
- Генерация кодов. ЦРПТ генерирует уникальные коды, которые производитель или импортер должны заказать и оплатить. Стоимость одного кода составляет 60 копеек с учетом НДС, за исключением жизненно необходимых лекарственных средств стоимостью до 20 рублей — для них коды предоставляются бесплатно.
- Национальный каталог товаров. Все маркированные товары вносятся в национальный каталог товаров, частью которого является платформа "Честный знак". Любой человек может ввести код маркировки и получить подробную информацию о товаре.
- Цели внедрения маркировки в России. Система маркировки помогает бороться с контрафактными товарами, выявлять подделки и обеспечивать безопасность для обычных потребителей. Благодаря маркировке покупатели могут избежать приобретения некачественных товаров и быть уверенными в подлинности продукции.
Эта система не только обеспечивает эффективный контроль за товародвижением, но и повышает уровень доверия потребителей к рынку товаров и услуг в России.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Код маркировки – это двумерный код Data Matrix, который наносится на упаковку, ярлык или сам товар. Этот код состоит из двух ключевых частей:
- Код идентификации. Эта часть кода представляет собой уникальную позицию товара в системе маркировки и национальном каталоге товаров. Он служит для точной идентификации продукта в обороте.
- Код проверки, или криптохвост. Специальная часть кода, которая генерируется оператором системы маркировки. Криптохвост обеспечивает дополнительный уровень безопасности, предотвращая возможные попытки подделки.
Пример кода маркировки можно увидеть на упаковке товара, например, на коробке обуви. Путем сканирования этого кода с помощью мобильного приложения "Честный знак", пользователь может получить обширную информацию о товаре, включая:
- Место производства.
- Дату производства.
- Используемые материалы.
- Срок годности.
- Историю перемещения товара по цепочке поставок.
- Дату и место продажи.
Такой подробный код маркировки обеспечивает потребителя всей необходимой информацией о продукте, обеспечивая прозрачность и доверие к качеству товара.
Кто и когда обязан подключиться к ЭДО
С 1 января 2022 года передача информации о товарах из шести категорий в систему "Честный знак" возможна только через операторов электронного документооборота (ЭДО). Для этого можно заключить договор с любым оператором ЭДО, участвующим в системе "Честный знак". Это требование распространяется на следующие категории товаров:
- Обувь
- Одежда и текстиль для дома
- Шины и покрышки
- Парфюмерия
- Фототехника
- Табачная продукция
- Молоко и молочная продукция
- Упакованная вода
- Пиво
Для молока и молочной продукции данное правило начинает действовать с 1 сентября, а для упакованной воды — с 1 ноября 2022 года. Сроки подключения к ЭДО для остальных категорий маркированных товаров на данный момент не установлены.
В электронном документообороте участвуют все участники цепочки оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Передача информации о переходе права собственности в систему маркировки "Честный знак" возможна исключительно через оператора ЭДО. Прямая подача данных больше не предусмотрена. В случае, если у покупателя отсутствует ЭДО, так как ему не обязательно с ним работать, продавец обязан самостоятельно предоставить информацию через личный кабинет системы маркировки.
Исследуйте аспекты предпринимательской деятельности, от разработки бизнес-идеи до построения успешной стратегии маркетинга. "Лайк" предоставляет практические знания и ресурсы, необходимые для развития вашего предпринимательского потенциала.
Присоединяйтесь к "Лайк" и вложите в себя — получите инструменты для достижения ваших предпринимательских целей. Начните свой учебный путь прямо сейчас, ведь будущее бизнеса начинается с вас, а "Лайк" будет рядом, поддерживая вас на каждом шагу!
Как подключиться к системе маркировки
Расскажем про подключение к системе маркировки для различных участников оборота.
Производители и импортеры:
- Зарегистрироваться на сайте в системе "Честный знак" с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
- Описать товары в каталоге, формируя реестр в личном кабинете системы.
- Заказать уникальные коды для всех выпускаемых товаров.
- Приобрести оборудование для маркировки товаров (принтер для наклеек или настроить процесс печати кодов на упаковке товара).
- Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор, удостоверившись, что он участвует в системе "Честный знак".
- Выбрать интегратора и типографию (если необходимо).
- Проверить возможность приема документов по ЭДО со стороны всех контрагентов, учитывая соглашение о роуминге между операторами ЭДО.
- Интегрировать маркировку в производственный процесс, изменяя статус товаров в личном кабинете.
- Протестировать маркированные образцы продукции в лаборатории "Трекмарк" от оператора ЦРПТ.
Оптовые поставщики:
- Зарегистрироваться на сайте в системе "Честный знак" с использованием УКЭП.
- Обновить программное обеспечение для товарного учета.
- Выбрать техническое решение для внедрения маркировки, включая подключение сканера 2D-штрихкода.
- Выбрать оператора ЭДО и заключить договор, удостоверившись, что он участвует в системе "Честный знак".
- Убедиться в возможности приема документов по ЭДО со стороны всех контрагентов.
- Учесть работу общепита и госучреждений, следуя пошаговой инструкции, подобной инструкции для оптовой торговли.
Розничная торговля:
- Зарегистрироваться на сайте в системе "Честный знак" с использованием УКЭП.
- Обновить программное обеспечение для товарного учета и подключить сканер 2D-штрихкода.
- Выбрать оператора ЭДО и заключить договор, удостоверившись, что он участвует в системе "Честный знак".
- Убедиться в возможности приема документов по ЭДО со стороны всех контрагентов.
- Приобрести специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix.
- Обновить прошивку на онлайн-кассе, добавив коды маркировки на чек, удостоверившись в поддержке формата фискальных документов (ФФД версии 1.2).
- Проверить работу кассы с системой маркировки.
Важно помнить, что каждый участник оборота маркированных товаров должен следовать соответствующим инструкциям для успешного подключения к системе "Честный знак".
Как работает ЭДО в маркировке
Принципы работы в системе электронного документооборота (ЭДО) при внедрении маркировки товаров различаются в зависимости от роли участника – будь то производитель, импортер или дистрибьютор.
Для производителя или импортера ключевым этапом является передача информации о маркированной продукции в систему "Честный знак" с использованием универсального передаточного документа (УПД), подписываемого с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Процесс включает маркировку товаров специальными кодами Data Matrix, формирование исходящего УПД с указанием этих кодов, подписание документа электронной подписью, а затем через оператора ЭДО подтверждение сделки в системе "Честный знак". Срок – три дня с момента отгрузки, но не позднее передачи товара конечному потребителю.
Для дистрибьютора этап начинается, когда маркированный товар поступает к нему. Важно провести проверку качества и количества товара, сопоставив данные с УПД, что обеспечивается сканированием кодов маркировки 2D-сканером. При совпадении данных дистрибьютор подписывает УПД от производителя, а затем формирует исходящий УПД для розницы. Передача товара новому владельцу, розничному магазину, автоматически регистрируется в системе "Честный знак". Сервис ЭДО проверяет подписанный документ наличие подписей и регистрацию в системе "Честный знак", после чего автоматически направляет его в указанную систему.
Однако возможны ситуации, когда данные не совпадают, например, из-за неверных кодов, сумм или количества товара в УПД. В таких случаях дистрибьютор имеет возможность запросить уточнение у производителя, принять товар частично или отклонить поставку.
Для розничного магазина сотрудник магазина осуществляет проверку данных маркированной продукции с данными, указанными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передаются в чеке через онлайн-фискальный документооборот (ОФД).
Компания "Лайк" приглашает пройти бесплатные курсы по предпринимательству. Наша миссия — поддержать и вдохновить предпринимателей на пути к успеху. Если вы стремитесь к знаниям, которые помогут вам эффективно управлять бизнесом, наши бесплатные образовательные программы — ваш надежный компаньон.
Обязательный ЭДО в маркировке молочной продукции, упакованной питьевой воды и пива
С внедрением новых правил маркировки, с 1 сентября 2022 года, участники товарооборота молока и молочной продукции обязаны были присоединиться к системе электронного документооборота (ЭДО) и вести объемно-сортовой учет (ОСУ). Это обязательное требование касается производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов.
Маркировка молока и молочной продукции:
- ОСУ представляет собой упрощенный поэкземплярный учет маркировки.
- Необходимо указать в универсальном передаточном документе (УПД) только общий код типа продукции (GTIN), количество продукции и заполнить поле "НомУпак".
- УПД автоматически передается контрагенту, подписывается электронной подписью и отправляется в Честный знак.
- Фермерские хозяйства, общепит и госучреждения начнут подавать сведения с 1 декабря 2023 года.
Упакованная питьевая вода:
- С 1 ноября 2022 года участники оборота питьевой воды обязаны использовать ЭДО и вести ОСУ.
- Всю упакованную питьевую воду, подлежащую маркировке, разделяют на две группы.
- Не подлежат маркировке лед и снег, упакованная вода для детского питания, тестовые образцы и пробники.
Пиво и слабоалкогольные напитки:
- С 1 апреля 2023 года производители и импортеры пива и слабоалкогольных напитков обязаны маркировать свою продукцию.
- Сначала обязательство распространяется на напитки, упакованные в кеги, а с 1 октября 2023 года — на продукты в стеклянной и полимерной упаковке.
- Все другие виды упаковки обязаны быть маркированы с 15 января 2024 года.
Обязательное использование ЭДО в маркировке обеспечивает прозрачность и контроль в обороте данных товаров, поддерживая эффективность и безопасность потребителей.
Что будет, если не маркировать товар
Невыполнение обязательной маркировки продукции может повлечь серьезные юридические последствия для как должностных лиц, так и бизнеса в целом. Ниже представлен состав правонарушения и предполагаемые штрафы в зависимости от статуса нарушителя и характера правонарушения.
Штрафы за производство товаров без соответствующей маркировки:
1. Для должностного лица или ИП:
- От 5000 до 10 000 рублей за производство без маркировки.
- От 25 000 до 50 000 рублей за продажу товаров без маркировки.
2. Для малого предприятия:
- От 25 000 до 50 000 рублей за производство без маркировки.
- От 50 000 до 100 000 рублей за продажу товаров без маркировки.
3. Для средней или крупной компании:
- От 50 000 до 100 000 рублей за производство без маркировки.
- От 100 000 до 300 000 рублей за продажу товаров без маркировки.
Штраф при наличии маркировки на товаре, но ее отсутствии в чеке:
- От 1500 до 3000 рублей для должностного лица или ИП.
- От 2500 до 5000 рублей для малого предприятия.
- От 5000 до 10 000 рублей для средней или крупной компании.
Отсутствие маркировки может привести к серьезным последствиям, включая не только значительные штрафы, но и конфискацию товаров. Внимательное соблюдение требований по маркировке обеспечивает законное функционирование бизнеса и содействует защите интересов потребителей.
Заключение
Обязательная маркировка товаров стала неотъемлемой частью современной системы торговли и обеспечивает прозрачность и защиту интересов как бизнеса, так и потребителей. Введение этой системы распространяется на различные категории товаров, начиная от одежды и обуви и заканчивая молочной продукцией и пивом. Она нужна, чтобы бороться с контрафактом, обеспечивать доступность информации о товаре для конечного потребителя и повышать общий уровень доверия в товарообороте.
Чтобы успешно адаптироваться к требованиям обязательной маркировки и быть в курсе всех актуальных изменений, мы призываем вас пройти бесплатные курсы в "Лайк".
Компания "Лайк" предоставляет уникальную возможность предпринимателям и бизнесменам улучшить свои навыки и освоить ключевые аспекты успешного предпринимательства. Наши бесплатные курсы по предпринимательству разработаны экспертами индустрии и охватывают широкий спектр тем – от разработки бизнес-плана до эффективного маркетинга и управления финансами.