Под конец 2023 года нас наконец-то порадовали фильмом не с новогодней тематикой, но абсолютно точно с новогодним настроением, и думаю, что он заслуженно может войти в список фильмов, пересматриваемых перед праздниками. И этот фильм режиссера Пола Кинга - "Вонка".
Пола Кинга называют режиссером - Паддингтоном в человеческом обличие, и смотря "Вонку", ты понимаешь почему. Ведь фильм обволакивает тебя как теплое и уютное одеяло в холодную зимнюю ночь.
Особенно сейчас, когда события в мире накаляются, людям хочется найти что-то, на что можно опереться. И сейчас опорой и ценностями как никогда становится что-то стабильное, душевное и безусловно семейное. Поэтому сейчас как никогда кино похожее на "Вонку" дарит устойчивое ощущение добра и надежды.
В нем не надо искать супер реалистичности. Это сказка, а сказка - ложь, да в ней намек...
Наивность, преувеличения и метафоры всегда сопровождают любую волшебную историю.
Фильм - приквел?
Откровенно говоря, когда только появился анонс этого фильма, у многих было ощущение и возгласы "ЗАЧЕМ??".
И правда, после бертоновской "Чарли и шоколадная фабрика" и непревзойденной игрой Джонни Деппа, новый Вонка выглядел как очередной фильм, на котором просто хотят заработать, и по обыкновению все испортить, как это было не раз за последние несколько лет.
Но после просмотра фильма ты понимаешь, что сравнивать эти ленты ни в коем случае нельзя, и уж если говорить о том, что "Вонка" - это приквел, то это приквел к фильму "Вилли Вонка и шоколадная фабрика" 1971 года с Джином Уайлдером в главной роли.
Но сами авторы киноленты говорили о том, что фильм является приквелом к книге Роальда Даля, который в этом году видимо очень популярен.
Ведь сначала Уэс Андерсон выпустил "Чудесную историю Генри Шугара" в ироничной манере съемки. Теперь нас радует Пол Кинг.
И хотя сам Даль не писал об истории самого Вилли Вонки, с чего все начиналось, но режиссер и сценаристы достойно справились с этой задачей.
Немного о смыслах
Чем глубже заходит кризис, а ценности "успешного успеха" становятся пережитком прошлого, тем больше творчество пытается дать людям те ценности, которые актуальны в кризис.
И хотя есть мнение о том, что история продвигает благородство бедности, ведь в фильме не раз звучит "Деньги побеждают бедняков", а богатых магнатов в прямом смысле выворачивает от слова "бедность".
Но что на самом деле?
Хоть в начале мы видим чудаковатого мечтателя с десятью суверенами в кармане, которые он тратит в первый же день в большом городе, а спать ему остается только на морозной улице.
Но по сути сам Вонка стремится к тому, чтобы открыть свой магазин, продавать шоколад, он говорит "Завтра к этому времени я буду богат".
Ну то есть вопрос стоит не в том, что богатство - это что-то грязное. Вопрос в том, а что руководит человеком на пути к богатству.
И это вопрос подхода к ведению бизнеса.
Мы часто слышим, что 90% всех бизнесов закрывается в первый год существования. И почему это происходит?
Дело не всегда в неграмотности или нецелеустремленности, а в том, что чаще всего бизнес открывается только ради денег.
Накопив небольшой капитал, люди пытаются инвестировать его в бизнес, но бизнес строится на основании статьи из интернета "ТОП-10 самых успешных бизнес идей" или на основании мысли "Люди всегда будут покупать туалетную бумагу, сделаю туалетный бизнес".
Но чаще всего бизнес ради денег перегорает так же быстро, как возникла идея о его создании.
А остаются те, кто может предложить этому миру что-то уникальное, особенно, в век, где всего в избытке.
И часто задаваемый вопрос: Как же придумать что-то уникальное?
А ответ на это: Никак.
Идеи чего-то уникального возникают неожиданно, часто из любви человека, у которого нет ограничений в голове, часто из травмы или безысходности, а еще чаще по ошибке.
Но главное не откуда приходят эти идеи, а для чего.
Для того, чтобы эти идеи несли что-то полезное другим людям, а не только создателю этой идеи. И прибыль становится побочным эффектом, а не главной целью.
И по сути Вонку нам показывают, как человека без страхов, которые обычно есть в голове у людей, что-то вроде "У меня не получится" или "У меня нет на это денег/образования/возможностей".
Вонка живет теми возможностями, которые приходят к нему. И действует из травмы потери мамы и из любви к ней, из любви к делу, которым он увлечен, и которому он отдает кучу времени, чтобы создать что-то по-настоящему уникальное, что даст людям больше чем просто разбавленную сладость.
И любопытно, что Вонка не умеет читать.
То есть по сути он не учился в школе, и выглядит это как ход, показывающий что в его жизни не было ограничителей фантазии как со стороны воспитания родителями, так и со стороны школьных учителей, которые зачастую подавляют вольнодумство.
Кстати, интересно, что Ли Бардуго, автор книги "Шестерка воронов" сделала одного из своих персонажей таким же увлеченным изобретателем и специалистом в пиротехнике, но при этом он совсем не умеет читать, а персонажа она писала с одного из своих университетских профессоров, который был гением в своей области, но при этом не умел читать.
Таким образом, фильм нам показывает, что путь к успеху - это, прежде всего, путь к тому, чтобы отдавать людям свои таланты, делиться ими, поскольку таланты даны именно для этого - делать с помощью них других людей счастливыми. И талант в совокупности с отказом от лени, ограничений и страхов приводит к успеху.
И деньги становятся не целью, а побочным эффектом.
Также фильм поднимает вопрос наивности главного героя, он говорит, что верит в доброту и честность людей.
Но при этом на протяжении всей истории его пытаются обмануть, подставить или даже убить. И как мы знаем из оригинальной истории, с его фабрики воровали рецепты его сладостей, из-за чего он закрыл ее, разочаровавшись в людях окончательно, оставшись с Умпа-Лумпами.
Но с другой стороны, его наивность позволила видеть такой подход к созданию сладостей, который не придумаешь, обладая заурядным мышлением.
И тогда это не вопрос - хорошо или плохо быть наивным, это просто факт наличия этого качества у человека, которое не стоит окрашивать в какой-то цвет, в нем есть разные стороны.
И поэтому когда некоторые современные психологи говорят о том, что человек должен прорабатывать свои качества, возникает вопрос: Зачем?
Чтобы быть одинаково проработанными?
Здесь скорее вопрос того, как справляться с теми последствиями и ситуациями, которые происходят из-за этого качества, насколько это мешает жить, и как это качество можно обернуть в свою сторону.
В жизни этот вопрос скорей всего решился бы очень просто - появился бы рационально мыслящий партнер, который уравновешивал бы фантазию создателя своими твердыми качествами характера.
Как известно, человеку нужен человек.
А партнерство и другие люди помогают нам самим становиться лучше.
Благодарю, что дочитали до конца!)
Также буду благодарна вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему блогу развиваться.
Если вам близок мой блог, я буду рада вашим донатам, подробности по ссылке.
Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.