Мы в жизни лишь раз принимаем Таинство Крещение и раз Миропомазание. В идеале тоже раз венчаемся. Таинство Священства принимает лишь тот, кого Господь судил принять в клир.
В Таинстве Соборования участие наше невелико, но очень тоже важно. А вот Таинство исповеди и причастия ведут нас по жизни к Вечности. Без них немыслимо бытие христианство. К ним мы приступаем раз за разом. И каждый раз мы в душе сомневаемся, а правильно ли мы к ним готовимся?
Исповеди тоже нужно учиться.
Начать нужно с того, что более всего тяготит и то, что меньше всего хочется рассказывать о себе. Вот именно с этого и нужно начать в первую очередь.
А если в первый раз исповедь, то лучше поставить перед собой задачу исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах.
Сначала исповедь первая может быть и не полной. Но позже будет более глубокой. Ведь не сразу человек видит свои грехи, Господь открывает их постепенно, потому что если бы все сразу видел, человек бы не выдержал. Вынести не смог.
Это можно сравнить с чисткой луковицы. А еще полезна исповедь генеральная, ведь многие грехи мы повторяем вновь и вновь и каемся, а снова повторяем. И вот тогда нужно пересмотреть свою жизнь.
Как она есть сейчас, всю пересмотреть. И каяться нужно в прошедшем времени. Ведь исповедь это чудо, после которого может быть перемена жизни. А "я обижаю, я гневаюсь" говорить не стоит, у вас же намерение больше не делать, грехи оставить, потому и нужно впредь не "обижаю", а "обижала, оскорбляла"…
Если нужно можно на исповеди сказать грех более подробно. Но с другой стороны нужно к исповеди готовится, чтобы не делать ее празднословной.
Иногда человек унывает, что повторяются его грехи. Но если он просит Господа помочь ему не участвовать в том грехе, и старается от этого избавиться, то греха на человеке практически нет. Грех есть настолько насколько в нем участвовала наше сердце. И насколько мы позволили ему в этом участвовать.
Игумен Нектарий (Морозов) так советует:
Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.
На исповеди не должно быть места никаким подробностям, особенно себя оправдывающим.
Не должно быть связей с другими людьми, обстоятельствами. Вы и только вы.
Их нужно добавлять только в том случае, если иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Отказать в помощи ближнему из-за ленности-это одно, а вот если не согласиться из-за температуры - другое. Если человек, которому так лучше исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех.
Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.
К исповеди нужно готовиться, нужно вспомнить записывать, каяться, глубоко каяться.
"Как к исповеди готовиться? - продолжает батюшка Нектарий. - Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать".
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.
Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».
Очень полезно, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю или очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному».
Вот еще что нужно делать по словам отца Нектария:
И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.
У игумена Никона (Воробьева) есть чудесное письмо одной женщине, уже немолодой, которая в силу болезни и возраста готовилась переходу в Вечность. Он советует ей каяться во всех своих грехах и в каждом — даже и в том, который исповедала — каяться перед Богом.
Каяться, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.