Найти тему

Когда глаза души привыкают к темноте

Мы в жизни лишь раз принимаем Таинство Крещение и раз Миропомазание. В идеале тоже раз венчаемся. Таинство Священства принимает лишь тот, кого Господь судил принять в клир.

В Таинстве Соборования участие наше невелико, но очень тоже важно. А вот Таинство исповеди и причастия ведут нас по жизни к Вечности. Без них немыслимо бытие христианство. К ним мы приступаем раз за разом. И каждый раз мы в душе сомневаемся, а правильно ли мы к ним готовимся?

Исповеди тоже нужно учиться.

-2

Начать нужно с того, что более всего тяготит и то, что меньше всего хочется рассказывать о себе. Вот именно с этого и нужно начать в первую очередь.

А если в первый раз исповедь, то лучше поставить перед собой задачу исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах.

Сначала исповедь первая может быть и не полной. Но позже будет более глубокой. Ведь не сразу человек видит свои грехи, Господь открывает их постепенно, потому что если бы все сразу видел, человек бы не выдержал. Вынести не смог.

-3

Это можно сравнить с чисткой луковицы. А еще полезна исповедь генеральная, ведь многие грехи мы повторяем вновь и вновь и каемся, а снова повторяем. И вот тогда нужно пересмотреть свою жизнь.

Как она есть сейчас, всю пересмотреть. И каяться нужно в прошедшем времени. Ведь исповедь это чудо, после которого может быть перемена жизни. А "я обижаю, я гневаюсь" говорить не стоит, у вас же намерение больше не делать, грехи оставить, потому и нужно впредь не "обижаю", а "обижала, оскорбляла"…

-4

Если нужно можно на исповеди сказать грех более подробно. Но с другой стороны нужно к исповеди готовится, чтобы не делать ее празднословной.

Иногда человек унывает, что повторяются его грехи. Но если он просит Господа помочь ему не участвовать в том грехе, и старается от этого избавиться, то греха на человеке практически нет. Грех есть настолько насколько в нем участвовала наше сердце. И насколько мы позволили ему в этом участвовать.

-5

Игумен Нектарий (Морозов) так советует:

Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

На исповеди не должно быть места никаким подробностям, особенно себя оправдывающим.

-6

Не должно быть связей с другими людьми, обстоятельствами. Вы и только вы.

Их нужно добавлять только в том случае, если иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Отказать в помощи ближнему из-за ленности-это одно, а вот если не согласиться из-за температуры - другое. Если человек, которому так лучше исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех.

-7
Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

К исповеди нужно готовиться, нужно вспомнить записывать, каяться, глубоко каяться.

-8

"Как к исповеди готовиться? - продолжает батюшка Нектарий. - Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать".

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.
-9

Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

Очень полезно, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю или очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному».

Вот еще что нужно делать по словам отца Нектария:

И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.
-10

У игумена Никона (Воробьева) есть чудесное письмо одной женщине, уже немолодой, которая в силу болезни и возраста готовилась переходу в Вечность. Он советует ей каяться во всех своих грехах и в каждом — даже и в том, который исповедала — каяться перед Богом.

Каяться, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.