Этой статьёй я открываю серию обзоров под общим названием "Библиотека моделиста"
В нашем хобби, помимо технической, зачастую нудной литературы не бесполезно обращаться к мемуарам. Несмотря на нарративность этого направления из него можно почерпнуть много интересного.
Сегодня мы откроем книгу Роберта Мейсона "Трусливы ястреб". Это Воспоминания подкреплённые фотографиями автора. К сожалению в книге они отсутствуют, но ознакомиться можно на сайте автора. Для любителей диорам такое обилие информации просто находка. Мне известны два перевода этой книги: Андрея Ламтюгова (Цыплёнок и Ястреб) и Дмитрия Пучкова (Трусливый Ястреб). Пучковское название мне кажется более верным, в контексте Вьетнамской войны и ассоциировании, американцами цыплят с трусостью. Незначительные различия в переводах на смысл повествования не влияют. Например: radio-navigation instrument, Пучков переводит как радионавигационный прибор, а Ламтюгов как радиокомпас.
Повествование Мейсона начинается в 1964 году. Он служит в армии США, только что исполнилась его давняя мечта: он был зачислен в 1-ую кавалерийскую, аэромобильную дивизию, для обучения на пилота вертолета.
Это был разгар холодной войны, и трения между США и Коммунистическими силами во Вьетнаме и соседних странах нарастали. Молодых американских мужчин призывали в армию и Роберт Мейсон не мог избежать приглашения на "вечеринку во Вьетнаме". Оставив свою молодую жену и маленького сына, он сел на корабль, направлявшийся в Южно-Китайское море.
Во Вьетнаме мы летаем с Робертом Мейсоном на различные базы армии США, на юго-востоке Вьетнама в окрестностях Плейку, Дак то, Куай Нхон и Бонг Сон. Он описывает, на что была похожа лагерная жизнь, и на что это было похоже, когда лагерь подвергся обстрелу. Он рассказывает нам, как его выходные были заполнены шлюхами и выпивкой. Он описывает свои бессонные ночи. Он ведет хронику бесконечных и в основном опасных полетов.
Выполняемые задачи в основном состояли из транспортировки продуктов питания и медикаментов, снаряжения и ‘пехотинцев’ в зоны боевых действий, расположенные в разных районах, от бесконечных джунглей до открытых рисовых полей. Если это был рейс с солдатами и боеприпасами, чаще всего раненые и трупы были его обратным грузом. UH-1 Мейсона часто был просто кровавой баней. Он рассказывает о своем страхе и страхе своей команды во время многих полётов в опасные зоны. "Чарли" часто поджидали в засаде, чтобы оказать им теплый прием. перед посадкой зона обрабатывалась артиллерией и ганшипами . Поэтому вертолеты обычно двигались колонной, иногда всего несколько, иногда несколько десятков.
Во время службы Роберт Мейсон все больше и больше страдает от проблем со сном. Его цинизм возрастает по мере того, как он становится все более уставшим, и он начинает задаваться вопросом, какого черта он делает во Вьетнаме и какой цели служит вся эта проклятая война?
Что делает эту книгу особенно интересной для чтения, так это тот факт, что Роберт Мейсон пишет от первого лица. Это полностью его история, и он делится ею с вами самым приземленным образом. Он пишет о том, что видит и что чувствует. Он не уклоняется от своих грубых, прямолинейных, ужасающих и захватывающих переживаний, и именно это делает его книгу увлекательной и драматичной. Он честно пишет о мужском существовании в военное время вдали от дома и семьи, в сочетании с безумием войны и всего, что она с собой несет. Вы сопровождаете его на протяжении добрых двух лет его жизни. В этом напряженном предприятии нет двух одинаковых дней, и экстраординарное становится обычным делом. Мейсон совершил более тысячи боевых вылетов во Вьетнаме на своем UH-1 Huey.
Он, наконец, возвращается домой в США в июле 1966 года. Сам он провел во Вьетнаме меньше года, но войне там предстояло продолжаться еще девять лет. Потери вертолётчиков, служивших во Вьетнаме составили 20%. Роберт Мейсон был одним из счастливчиков, и через 18 лет после своего возвращения он опубликовал эту захватывающую книгу.