«Долгая колонна заключенных, руки за спину, головы опущены, тянется уныло, как на похоронах. В двадцати шагах от неё слева и справа — автоматчики, колонной по одному, вразрядку.»
Я вспомнил рассказ отца, в ту далёкую пору, лейтенанта Тихоокеанского флота. Их тральщик по каким-то надобностям пришёл в Магадан. Вскоре, рядом ошвартовался пароход «Иван Кулибин». С него подали сходни и сотни заключенных живой рекой потекли на берег сквозь строй солдат с собаками. У каждого солдата была толстая деревянная палка, которой он охаживал спины заключенных. Били сильно, но без злобы, монотонно, просто потому, что приказали бить. Рявкали собаки. Изможденные качкой, затхлым воздухом трюмов, голодом, кто пробегал, кто проползал сквозь град палочных ударов. Среди них были мужчины и женщины. Кто обессилел и не мог даже ползти, относили и кидали кузов бортовой машины. Голова колонны уже скрылась за поворотом колымской трассы, а из трюма ещё выбегали и выползали заключенные. Уставших бить солдат сменяли другие. Крики, топот лай собак, всё смешалось в страшном гуле. Отец был потрясён увиденным.
Солженицын описывает точно такие же картины. В своём сценарии к фильму «Знают истину танки» речь идёт о событиях в лагерях Экибастуза, и Кенгира. Причем, если экибастузские волнения он описывал, как свидетель, то волнение и подавление бунта танками в Кенгире, Солженицын описывал по воспоминаниям знакомых очевидцев. Надо отметить, что все же перед нами сценарий художественного фильма, а не документальное расследование. Поэтому события описаны в некоторых сгущенных красках. Но от этого значение этой работы не изменилось. Сценарий, поистине, захватывает. В деталях проработан каждый персонаж. Вот как описывает один из героев причину своего заключения.
«…мог бы послужить персонажем для чеховского рассказа. Учёная размазня, собирающая свои гербарии где-то в захолустной России. Писал бы труд о каком-нибудь «леукантемум вульзарио». Ну и девушка, конечно — передовая, непонятая. Какое-нибудь мучительное провожанье между ржи, при луне. Кажется даже, такой рассказ у Чехова есть. Но в наше время новеллы имеют другие сюжеты. Я наказан за реликтовое чувство за нелепое желание защищать родину. Тюрьма моя началась с того, что я записался в народное ополчение. Кто не пошёл — продвинулся по службе, преуспел. А ополчение бросили на танки с палками, сдали в плен и от издыхающих в плену отказались.»
Вымысел? Отнюдь, я читал множество абсолютно нелепых приговоров. Но вот обратите внимание, официальные советские власти трубили о заключенных, как об оступившихся людях, вставших на путь исправления.
Сейчас бы сказали, мол, двойные стандарты. А при Советской власти так и было. Для широкого вещания, особенно для иностранцев, говорили одно, а на деле ничего этого и близко не было.
Сам сценарий короткий, около ста страниц. Но, как и все произведения Солженицына, поражает глубина сценария, его широчайший замысел. Автор описывает тяжелейшую жизнь в лагере. От непосильного труда, скверного питания, отсутствия выплат заработанного, постоянных доносов стукачей, унижений в лагере вспыхивает восстание. На подавление восстания заключенных бросают танки. В действительности, в лагере Кенгира поводом для восстания, помимо перечисленных в сценарии, стали многочисленные факты стрельбы охранников лагеря на поражение по зэкам. Развлекались, так сказать.
На подавление восстания в лагере Кенгира бросили автоматчиков и пять танков. 37 заключенных погибло, 7 умерло от ран, 2-х расстреляли, как заговорщиков. В принципе, можно было бы и закончить, но есть два очень важных вопроса.
Первый. Зачем Солженицын написал этот сценарий? Чтобы не смогла советская власть замолчать, скрыть следы своего преступления. Сам сценарий А.Солженицына «Знают истину танки» был написан осенью 1956 года в Рязани. Лишь через 25 лет был напечатан в вермонтском журнале сценариев. Тем не менее, даже само существование этого сценария гарантировало, что описанные события не канут в лету, их не смогут скрыть и не засекретят власти.
Второй вопрос: а кто, собственно, виноват в произошедшем? Ведь жизни лишилось 46 человек. Виновны ли заключенные, восставшие из-за невыносимой жизни? Извините, в циркулярах МВД того времени, жизнь, питание заключенного были расписаны по мелочам. Что оставалось делать доведённым до отчаяния сидельцам? Конечно, многие могут мне возразить, дескать, контингент лагеря состоял из бендеровцев, бывших военнопленных, предателей, чего с ними возится? Но законен такой вопрос: это – советские люди? Советские. Им суд определил меру наказания, но в неё не входят ужасные условия содержания в лагере. Они не подписывались их терпеть, их запрещено расстреливать охране. Они обращались по закону в соответствующие инстанции, толку – ноль.
Как-то сложно их обвинять. Тогда, кого-же? Администрацию лагеря? Но её инспектировали вышестоящие органы, главки, министерства. Выходит, что все эти главки и министерства недоглядели, стало быть, они виноваты? И вот тут возникает тот самый, чисто советский, казус. Советские органы исполнительной власти не могут быть виноваты в принципе. Ибо наши, в частности, правоохранительные органы бдительно стояли на страже интересов советский людей, и никто не смел в этом сомневаться. Никто. Те, у кого были сомнения, попадали в лагерь для перевоспитания. Классическая советская ситуация – есть ЧП, но виновных нет. Советские порядки, технику, науку, строй, да вообще всё советское, нельзя было критиковать. Сколько сотен тысяч людей сели в лагеря только за то, что либо неосторожно покритиковали что-то советское, либо нелюбезно высказались о ком-то из власть предержащих, либо похвалили что-то иностранное. После 60-х годов запрет заметно ослаб, но никуда не исчез.
Помню, выступал перед нашей аудиторией один старичок, в прошлом, член верховного суда РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической республики). Так он безапелляционно заявил, что советский суд не выносил оправдательных приговоров. Ибо оправдательный приговор означает плохую работу прокуратуры, а это, в принципе, невозможно, т.к советская прокуратура стоит на страже соблюдения социалистической законности и её работа не может подвергаться сомнению, а уж, тем более, пересмотру. Большинство из слушателей этого не знали и были крайне удивлены. Я потом спрашивал об этом в областном суде, мне ответили, мол, чего прошлое ворошить? Вы представляете, как засекретили бы события в лагерях Кенгира? Все свидетели этих событий давали подписку о неразглашении. Текст подписки одного из героев приводится в сценарии Солженицына «Знают истину танки».
16 ноября 2023 года Геннадий Андреевич Зюганов, лидер партии КПРФ, провёл пресс-конференцию по итогам года и планам на будущий год под лозунгом «В будущее с Лениным». А чего не с Тутанхамоном? Опять в будущее с историческим нафталином? Геннадий Андреевич на голубом глазу заявляет, что были люди, которые убили лучшее в мире высшее образование, которое было в СССР. Это там, где на любом факультете года два убивали на политэкономию капитализма, политэкономию социализма, марксистко-ленинскую философию, научный коммунизм, историю КПСС? У нас было хорошее высшее образование, не спорю. Но лучшее ли? Что у нас было лучшее в мире здравоохранение? И всё в том же духе. Разговор вёл с непримиримых позиций.
ШО, ОПЯТЬ?! Опять будем хвалить все советско-российское, а критиков будем отправлять в места не столь отдалённые? А чтобы отучить сравнивать, опустим железный занавес и все опять на круги своя. Но ведь проходили же уже это!
Кто-то не любит творчество Солженицына и это его выбор. ОК, забудем Солженицына, забудем его «Архипелаг ГУЛАГ», вопросов нет. Но как только забудем Архипелаг ГУЛАГ, он снова возродится, только в более изуверском варианте. И рулить им будут вчерашние очень «демократично настроенные». Они мигом в чекистов перекрасятся. А вот в лагеря пойдут истинные патриоты. Их вчерашние демократы и посадят, чтобы не мешались под ногами. И продолжится дальнейшая эксплуатация и разграбление страны. Только под очень большим количеством красных флагов, правильных транспарантов и лозунгов. Помните, как в двадцатых годах прошлого столетия все ленивые и неумелые люди в одночасье сделались красными комиссарами? И давай революцию вершить по методу пролетарского поэта В. Маяковского: «Ваше слово, товарищ маузер!»
Во введении к киносценарию «Знают истину танки» А.И. Солженицын писал, что не рассчитывает на то, что когда-нибудь по этому сценарию снимут художественный фильм. Действительно, по сценарию Солженицына фильм так и не сняли. Но в 1991 году режиссёром Геннадием Земелей был снят двухсерийный фильм «Людоед», в основу сюжета которого были положены события в лагере Кенгир. Фильм так себе, но во второй серии смачно и долго показывают разгон восстания заключенных танками, что называется, во всех подробностях. Это уже было и повториться не должно
P.S. Геннадий Андреевич Зюганов требует запретить Солженицына. Видно боится КПРФ Солженицына, даже мёртвого.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал