Найти тему

Механизмы межличностной перцепции

Механизмы межличностной перцепции: эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция, идентификация.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Аттракция (притяжение, тяготение) — благосклонное отношение или чувство приязни к другому человеку.

В соответствии с этим интересом к другому индивид вовлекается в совместную деятельность.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Понятие «рефлексия» возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие люди понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, ка- ков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

В модели межличностного общения «face to face» Л. В. Матвеевой отражена рефлексия участников коммуникации через понятия «образ Я» и «образ партнера». Человек обращает внимание в процессе общения и на то, как воспринимается его сконструированный «образ себя» собеседником, а также проверяет свои фантазии по поводу другого. Эти рефлексивные процессы способствуют формированию и укреплению своей идентичности, то есть тождественности человека самому себе, усвоенному и личностно принимаемому образу себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, который заключается в выяснении причин поведения человека.

В многочисленных психологических исследованиях выявлены закономерности каузальной атрибуции, например, следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи — внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность и проявление активности.

Важным аспектом перцептивной функции общения является феномен влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания); существует также влияние прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект).

Процесс восприятия информации зависит от типа коммуникации. А. А. Брудный выделяет два типа коммуникации: аксиальная и ретиальная

Аксиальная коммуникация (от лат. axis — ось) соединяет тех, кто отправляет и получает точно адресованные сообщения.

Ретиальная коммуникация (от лат. rete — сеть или невод) циркулирует в некоем пространстве и воспринимается теми, кто находится в нем и желает воспринимать эту информацию. Примером ретиальной коммуникации может служить массовая коммуникация в целом, а также сеть Интернет. Ретиальная коммуникация близка к постмодернистскому понятию «ризома» (дословно — разветвленная, запутанная система корневища растения), что означает нелинейную синергетическую структуру мышления.

Идентификация — уподобление себя значимому другому. Групповая идентификация — отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей

Для любого удовлетворительного общения необходимо хорошее знание себя, опознавание своих идентификаций, особенностей характера, возможностей и мотивов; для специалиста в области деловой коммуникации необходимо знать тенденции и особенности идентификаций и идентичностей в современном мире.