Если перебирать"сразупослевоенный" состав ЧФ , то в его списках можно "случайно" обнаружить четыре бывших "раумбота" (БО-51-54). Это бывшие R-204 -R206 (бывшие "варненские утопленники", поднятые АСС ЧФ) и R 163. Все они "немцы" Бурместер, Свинемюнде, Германия. Катер R 163 был захвачен в Варне (Болгария) в качестве трофея. 20.10.1944 г. вошел в состав Черноморского флота в качестве сторожевого катера под обозначением "СК-751".
19.09.1945 г. катер был переклассифицирован в большой охотник с переименованием в "БО-54". Но нас интересуют немного другие боевые корабли, ставшие нашими трофеями.
В списках ЧФ числятся три интересных катера МО-851, МО-852, МО-853 в графе "происхождение" у которых тоже указано "трофейный". Их водоизмещение всего на 15 тонн меньше, но они числятся как "Малый охотник за подводными лодками" во всяком случае так указано в документах.
Водоизмещение: 110 т. Размерения: длина - 20 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,8 м.
Скорость полного хода: 9 узлов. Дальность плавания: 1200 миль. Силовая установка: 1 дизель Deutz, 260 л.с., 1 вал, Вооружение: 1х1 37-мм орудие, 1х1 20-мм зенитный автомат, 12 глубинных бомб. Экипаж: 18 чел. Что это за корабли?
Мы с вами немного коснулись интересных катеров типа KFK. Это вот как раз они.
Катер KFK 198 был построен на судоверфи Ernst Burmester Schiffswerft KG в 1943 г. Был передан и вступил в состав ВМС Румынии как катер противолодочной обороны №1 (Vanatoare de Submarine Nr.1, V.S. Nr.1). 29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в Констанце в качестве трофея и 20.10.1944 г. включен в состав ЧФ в качестве малого охотника с переименованием в "МО-851". 27.01.1945 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик c переименованием в "Т-668". 05.02.1947 г. переклассифицирован в катерный тральщик с переименованием в "КТ-1268". 12.02.1948 г. выведен из боевого состава и переоборудован в станцию безобмоточного размагничивания.
KFK 199 был построен на судоверфи Ernst Burmester Schiffswerft KG в 1943 г. Был передан и вступил в состав ВМС Румынии как катер противолодочной обороны №2 (Vanatoare de Submarine Nr.2, V.S. Nr.2). 29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в Констанце в качестве трофея и 20.10.1944 г. включен в состав ЧФ в качестве малого охотника с переименованием в "МО-852". 27.01.1945 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик c переименованием в "Т-666".
05.02.1947 г. перечислен в класс катерных тральщиков как "KT-1266", а 13.11.1947 он был исключен из состава ВМФ и передан Азово-Черноморскому научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии в Керчь как малый рыболовный траулер МРТ-1266, в 1948 г. передан предприятию "АзЧеррыбпромразведка", с 06.12.1948 г. научно-исследователькое судно "Владимир Воробьев".
KFK 201 был построен на судоверфи Ernst Burmester Schiffswerft KG в 1943 г. Был передан и вступил в состав ВМС Румынии как катер противолодочной обороны №1 (Vanatoare de Submarine Nr.3, V.S. Nr.3). 29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в Констанце в качестве трофея и 20.10.1944 г. включен в состав ЧФ в качестве малого охотника с переименованием в "МО-853". 27.01.1945 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик c переименованием в "Т-667". 05.02.1947 г. перечислен в класс катерных тральщиков как "KT-1267", а 13.11.1947 он был исключен из состава ВМФ и передан предприятию "Главазчеррыбпром" Министерства рыбного хозяйства как малый рыболовный траулер МРТ-1267.
По поводу этого катера прочел много разных странных слов. Например: "Впервые в Германии проектирование рыболовных судов велось строго научными методами". Серьезно? Ну, вообще-то немцы даже рыбаков проектировали всегда научными методами. Дело совершенно не в этом.
Иногда, государство, чтобы поднять свою рыбную промышленность, разрабатывает типовые проекты небольших рыболовных кораблей, строит их, отдает в эксплуатацию (или лизинг).
Абсолютно точно так же было в СССР, и наши азовские и черноморские сейнера - это абсолютно такие же "рыбаки", которые точно так же "одели шинель". У них и параметры похожи.
Ну, ради интереса: Катерный тральщик "КАТЩ-154" ("Академик Зернов")
ТТД:
Водоизмещение: 96 т.
Размеры: длина - 22 м, ширина - 5,6 м, осадка - 2,3 м.
Скорость полного хода: 9 узлов.
Дальность плавания: - миль при - узлах.
Силовая установка: 200 л.с.
Судно "Академик Зернов" было построено в 1934 г. на верфи Крымгосрыбтреста на базе серийного деревянного (крымский дуб шпангоуты, крымская сосна обшивка) рыболовного сейнера. С началом войны все экспедиционные суда были мобилизованы и приняли активное участие в боевых действиях. Мобилизованный 10.09.1941 г. и зачисленный в состав Черноморского флота как катерный тральщик под названием "КАТЩ-154", принимал участие в операциях при обороне Крыма и Кавказа. С 08.02.1943 г. по 30.04.1944 г. катерный тральщик находился в составе Азовской военной флотилии. В сентябре 1943 г. "КАТЩ-154" (ком. мичман П.А. Ремизов) был переоборудован в буксировщик уникального трального комплекса для траления обычных якорных и донных акустических мин. При этом тральщик буксировал как обычный катерный трал, так и питательную станцию электромагнитного трала. В качестве последней использовался "КАТЩ-604" (ком. старш. лейт. М.О. Гребнев). Такое комбинированное траление требовало виртуозного управления обоими кораблями, так как при выполнении тральных галсов оба корабля должны были синхронно разворачиваться или даже тралить на стопе, что было крайне затруднительно в условиях мелководья, ограниченной маневренности и часто под огнем противника. При этом каждая тральная полоса обрабатывалась до 18 раз (по числу импульсов электромагнитного излучателя трала). С 17.09.1943 г. "КАТЩ-154" принимал участие в зачистке акватории Новороссийского порта, когда траловым комплексом было уничтожено 32 донные неконтактные мины. После Новороссийска обеспечивал траления в Ялте и Феодосии (май 1944 г.).
С 21.06.1944 г. под названием "Б-154" корабль участвовал в боевом тралении, в частности операциях по уничтожению донных мин, глубинных бомб и других взрывоопасных устройств, выставленных немцами на подходных фарватерах и в бухтах Севастополя.
В 1946 г. корабль был возвращен прежнему владельцу, став одним из основных суднаов первой послевоенной Черноморской научно-промысловой экспедиции.
Судно "Академик Зернов" было списано в 1951 г.
Те же 100 тонн, те же 200 сил (ну, чуть меньше, чуть другая компоновка, но это не принципиально).
Более того, если мы посмотрим послевоенный румынский проект (по памяти 572-й), то...
Характеристики 572-го проекта тоже очень похожи:
Длина: 25,23 м Ширина: 5,6 м Высота: 2,8 м Осадка средняя в грузу: 2,27 м Осадка средняя порожнем: 1,85 м Регистровая валовая вместимость: 80 рег. тонн
Скорость: 9 уз Дальность плавания: 1440 миль Автономность: 7 сут (можете сравнить его с параметрами KFK)
Разница только в том, что "румыны" были стальными, а KFK были композитными: "сталь+дерево".
Ладно, вопрос не в том, как проект использовали после войны. Вопрос в другом. Встретил еще одну странную фразу: "большинство рыболовных судов предназначались не для тралового, а для ярусного, дрифтерного или популярного на Балтике «близнецового» лова (трал буксируется двумя траулерами) и поэтому оснащались главными двигателями малой мощности, что не позволяло им буксировать противоминные тралы".
Господа, в этой фразе смешались в кучу "конелюди". KFK -это (чаще всего) не тральщик, а сторожевик, охотник за подводными лодками, хотя тральщики тоже были. Двигатель в 260 "лошадей" для 110 тонного катера не такая уж "экзотика" (это не та много). Дрифтеры должны обладать и мощностью и маневренностью, а ярусолов переделать в тральное судно совсем не сложно.
Вопрос не в этом.
Мир не крутится вокруг "вояк". Работы по проектированию так называемого «Reichfischkutter» велись Имперским управлением по рыболовству (Reichsanstalt für Fischerei) еще с 1925 года. Более того, Германия строила "рыбаков" по пяти разным проектам. Более того, не только Германия строила этих рыбаков, она заказывала их и в Швеции, и в Нидерландах и...
Германия просто решала свою "продовольственную программу", ибо... (страна, по-прежнему, жила при карточной системе). Сложность была в том, что ловить рыбу в условиях боевых действий было достаточно рискованно (англичане там всякие шастают). Вот и сочинили немцы "вооруженного рыбака" (изначально именно такова была идея этого корабля).
Для "военного рыболовства" был выбран проект «Bremer Konstruktions-Gesellschaft Maierform GmbH», который строился под правила «Germanische Lloyd» (Германский Ллойд, это классификационное общество, и непосредственного участия в проектировании принимать не может).
Еще раз: этот катер уже строился на немецких верфях в "гражданской" модификации, еще до того, как им заинтересовался Отдел судостроения военно-морского флота (Konstruktionsamt (K-Amt) des Oberkommandos der Kriegsmarine). Они и выбрали вариант «Reichfischkutter G» превратив его сначала в «24-м-Motorfischkutter», а, потом в «Kriegsfischkutter» (KFK).
Военные просто доработали проект под свои нужды, вооружили, наладив его строительство на разных верфях. Именно поэтому идут разночтения по его количеству. Кто-то говорит о 612 катерах, кто-то говорит о том, что их было более 1,2 тыс. Вопрос в том, что считать.
В 1942 г. была основана компания Ernst Burmester Schiffswerft KG для производства катеров типа KFK в Свинемюнде как дочернее предприятие яхтенной и лодочной верфи Burmester из Бремен-Бурга. Там было построено 411 катеров, но некоторые из них остались недостроенными на разных стадиях готовности. Всего же в постройке катеров данной серии участвовали 42 верфи из семи стран Европы (в их числе и Николаев и Херсон).
Цитирую работу по этим катерам:
"Корпус KFK имел композитную конструкцию: киль и штевни выполнялись из дуба, остальной набор стальной (49 шпангоутов), обшивка деревянная. Последняя поначалу изготовлялась из дуба, но в связи с его дефицитом пришлось перейти на использование древесины хвойных пород.
Судно имело конструктивный дифферент на корму и большую погибь палубы. Первоначально KFK строились с закругленной кормой (KFK 1–KFK 157), позднее — с транцевой (KFK 158–KFK 752), что облегчало размещение минно-трального вооружения и упрощало корпусные работы. Невысокий фальшборт проходил от носа до кормовой кромки рубки, в корме палуба ограждалась только леерами".
И еще: "Корпус делился на шесть отсеков. В носу располагались форпик и цепной ящик, далее в корму — камбуз с плитой на угольном отоплении и тамбур, к которому примыкали каюты командира и трехместная каюта обер-фельдфебелей. В средней части судна находился кубрик рядового и унтер-офицерского состава с тремя двух- и двумя трехъярусными койками, гидроакустическая рубка и провизионная кладовая.
Подобное расположение жилых и служебных помещений соответствовало минимальной численности экипажа 15 человек (командир, 3 обер-фельдфебеля и 11 унтер-офицеров и матросов). Правда, в зависимости от назначения и вооружения катеров менялась численность экипажа, а потому изменялась и планировка помещений. Непосредственно под рубкой находилось машинное отделение, где размещались главный двигатель и четыре топливные цистерны (по две на каждом борту) общей емкостью 7 т, что обеспечивало дальность плавания 1200 миль при скорости 7 уз".
У нас этот катер чаще всего встречается под индексом Uj, т.е. в варианте охотника за подводными лодками, потому, в следующей статье мы посмотрим его в этом качестве.