Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Зубастые" "рыбаки" немецкого флота.

Если перебирать"сразупослевоенный" состав ЧФ , то в его списках можно "случайно" обнаружить четыре бывших "раумбота" (БО-51-54). Это бывшие R-204 -R206 (бывшие "варненские утопленники", поднятые АСС ЧФ) и R 163. Все они "немцы" Бурместер, Свинемюнде, Германия. Катер R 163 был захвачен в Варне (Болгария) в качестве трофея. 20.10.1944 г. вошел в состав Черноморского флота в качестве сторожевого катера под обозначением "СК-751".

19.09.1945 г. катер был переклассифицирован в большой охотник с переименованием в "БО-54". Но нас интересуют немного другие боевые корабли, ставшие нашими трофеями.

В списках ЧФ числятся три интересных катера МО-851, МО-852, МО-853 в графе "происхождение" у которых тоже указано "трофейный". Их водоизмещение всего на 15 тонн меньше, но они числятся как "Малый охотник за подводными лодками" во всяком случае так указано в документах.

Водоизмещение: 110 т. Размерения: длина - 20 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,8 м.

Скорость полного хода: 9 узлов. Дальность плавания: 1200 миль. Силовая установка: 1 дизель Deutz, 260 л.с., 1 вал, Вооружение: 1х1 37-мм орудие, 1х1 20-мм зенитный автомат, 12 глубинных бомб. Экипаж: 18 чел. Что это за корабли?

Мы с вами немного коснулись интересных катеров типа KFK. Это вот как раз они.

Катер KFK 198 был построен на судоверфи Ernst Burmester Schiffswerft KG в 1943 г. Был передан и вступил в состав ВМС Румынии как катер противолодочной обороны №1 (Vanatoare de Submarine Nr.1, V.S. Nr.1). 29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в Констанце в качестве трофея и 20.10.1944 г. включен в состав ЧФ в качестве малого охотника с переименованием в "МО-851". 27.01.1945 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик c переименованием в "Т-668". 05.02.1947 г. переклассифицирован в катерный тральщик с переименованием в "КТ-1268". 12.02.1948 г. выведен из боевого состава и переоборудован в станцию безобмоточного размагничивания.

KFK 199 был построен на судоверфи Ernst Burmester Schiffswerft KG в 1943 г. Был передан и вступил в состав ВМС Румынии как катер противолодочной обороны №2 (Vanatoare de Submarine Nr.2, V.S. Nr.2). 29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в Констанце в качестве трофея и 20.10.1944 г. включен в состав ЧФ в качестве малого охотника с переименованием в "МО-852". 27.01.1945 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик c переименованием в "Т-666".

05.02.1947 г. перечислен в класс катерных тральщиков как "KT-1266", а 13.11.1947 он был исключен из состава ВМФ и передан Азово-Черноморскому научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии в Керчь как малый рыболовный траулер МРТ-1266, в 1948 г. передан предприятию "АзЧеррыбпромразведка", с 06.12.1948 г. научно-исследователькое судно "Владимир Воробьев".

KFK 201 был построен на судоверфи Ernst Burmester Schiffswerft KG в 1943 г. Был передан и вступил в состав ВМС Румынии как катер противолодочной обороны №1 (Vanatoare de Submarine Nr.3, V.S. Nr.3). 29.08.1944 г. был захвачен советскими войсками в Констанце в качестве трофея и 20.10.1944 г. включен в состав ЧФ в качестве малого охотника с переименованием в "МО-853". 27.01.1945 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик c переименованием в "Т-667". 05.02.1947 г. перечислен в класс катерных тральщиков как "KT-1267", а 13.11.1947 он был исключен из состава ВМФ и передан предприятию "Главазчеррыбпром" Министерства рыбного хозяйства как малый рыболовный траулер МРТ-1267.

По поводу этого катера прочел много разных странных слов. Например: "Впервые в Германии проектирование рыболовных судов велось строго научными методами". Серьезно? Ну, вообще-то немцы даже рыбаков проектировали всегда научными методами. Дело совершенно не в этом.

Иногда, государство, чтобы поднять свою рыбную промышленность, разрабатывает типовые проекты небольших рыболовных кораблей, строит их, отдает в эксплуатацию (или лизинг).

Абсолютно точно так же было в СССР, и наши азовские и черноморские сейнера - это абсолютно такие же "рыбаки", которые точно так же "одели шинель". У них и параметры похожи.

Ну, ради интереса: Катерный тральщик "КАТЩ-154" ("Академик Зернов")

ТТД:

Водоизмещение: 96 т.

Размеры: длина - 22 м, ширина - 5,6 м, осадка - 2,3 м.

Скорость полного хода: 9 узлов.

Дальность плавания: - миль при - узлах.

Силовая установка: 200 л.с.

Судно "Академик Зернов" было построено в 1934 г. на верфи Крымгосрыбтреста на базе серийного деревянного (крымский дуб шпангоуты, крымская сосна обшивка) рыболовного сейнера. С началом войны все экспедиционные суда были мобилизованы и приняли активное участие в боевых действиях. Мобилизованный 10.09.1941 г. и зачисленный в состав Черноморского флота как катерный тральщик под названием "КАТЩ-154", принимал участие в операциях при обороне Крыма и Кавказа. С 08.02.1943 г. по 30.04.1944 г. катерный тральщик находился в составе Азовской военной флотилии. В сентябре 1943 г. "КАТЩ-154" (ком. мичман П.А. Ремизов) был переоборудован в буксировщик уникального трального комплекса для траления обычных якорных и донных акустических мин. При этом тральщик буксировал как обычный катерный трал, так и питательную станцию электромагнитного трала. В качестве последней использовался "КАТЩ-604" (ком. старш. лейт. М.О. Гребнев). Такое комбинированное траление требовало виртуозного управления обоими кораблями, так как при выполнении тральных галсов оба корабля должны были синхронно разворачиваться или даже тралить на стопе, что было крайне затруднительно в условиях мелководья, ограниченной маневренности и часто под огнем противника. При этом каждая тральная полоса обрабатывалась до 18 раз (по числу импульсов электромагнитного излучателя трала). С 17.09.1943 г. "КАТЩ-154" принимал участие в зачистке акватории Новороссийского порта, когда траловым комплексом было уничтожено 32 донные неконтактные мины. После Новороссийска обеспечивал траления в Ялте и Феодосии (май 1944 г.).

С 21.06.1944 г. под названием "Б-154" корабль участвовал в боевом тралении, в частности операциях по уничтожению донных мин, глубинных бомб и других взрывоопасных устройств, выставленных немцами на подходных фарватерах и в бухтах Севастополя.

В 1946 г. корабль был возвращен прежнему владельцу, став одним из основных суднаов первой послевоенной Черноморской научно-промысловой экспедиции.

Судно "Академик Зернов" было списано в 1951 г.

Те же 100 тонн, те же 200 сил (ну, чуть меньше, чуть другая компоновка, но это не принципиально).

-2

Более того, если мы посмотрим послевоенный румынский проект (по памяти 572-й), то...

-3

Характеристики 572-го проекта тоже очень похожи:

Длина: 25,23 м Ширина: 5,6 м Высота: 2,8 м Осадка средняя в грузу: 2,27 м Осадка средняя порожнем: 1,85 м Регистровая валовая вместимость: 80 рег. тонн

Скорость: 9 уз Дальность плавания: 1440 миль Автономность: 7 сут (можете сравнить его с параметрами KFK)

Теоретический чертеж КФК
Теоретический чертеж КФК

Разница только в том, что "румыны" были стальными, а KFK были композитными: "сталь+дерево".

Ладно, вопрос не в том, как проект использовали после войны. Вопрос в другом. Встретил еще одну странную фразу: "большинство рыболовных судов предназначались не для тралового, а для ярусного, дрифтерного или популярного на Балтике «близнецового» лова (трал буксируется двумя траулерами) и поэтому оснащались главными двигателями малой мощности, что не позволяло им буксировать противоминные тралы".

Господа, в этой фразе смешались в кучу "конелюди". KFK -это (чаще всего) не тральщик, а сторожевик, охотник за подводными лодками, хотя тральщики тоже были. Двигатель в 260 "лошадей" для 110 тонного катера не такая уж "экзотика" (это не та много). Дрифтеры должны обладать и мощностью и маневренностью, а ярусолов переделать в тральное судно совсем не сложно.

Вопрос не в этом.

Мир не крутится вокруг "вояк". Работы по проектированию так называемого «Reichfischkutter» велись Имперским управлением по рыболовству (Reichsanstalt für Fischerei) еще с 1925 года. Более того, Германия строила "рыбаков" по пяти разным проектам. Более того, не только Германия строила этих рыбаков, она заказывала их и в Швеции, и в Нидерландах и...

Германия просто решала свою "продовольственную программу", ибо... (страна, по-прежнему, жила при карточной системе). Сложность была в том, что ловить рыбу в условиях боевых действий было достаточно рискованно (англичане там всякие шастают). Вот и сочинили немцы "вооруженного рыбака" (изначально именно такова была идея этого корабля).

Для "военного рыболовства" был выбран проект «Bremer Konstruktions-Gesellschaft Maierform GmbH», который строился под правила «Germanische Lloyd» (Германский Ллойд, это классификационное общество, и непосредственного участия в проектировании принимать не может).

Еще раз: этот катер уже строился на немецких верфях в "гражданской" модификации, еще до того, как им заинтересовался Отдел судостроения военно-морского флота (Konstruktionsamt (K-Amt) des Oberkommandos der Kriegsmarine). Они и выбрали вариант «Reichfischkutter G» превратив его сначала в «24-м-Motorfischkutter», а, потом в «Kriegsfischkutter» (KFK).

Военные просто доработали проект под свои нужды, вооружили, наладив его строительство на разных верфях. Именно поэтому идут разночтения по его количеству. Кто-то говорит о 612 катерах, кто-то говорит о том, что их было более 1,2 тыс. Вопрос в том, что считать.

В 1942 г. была основана компания Ernst Burmester Schiffswerft KG для производства катеров типа KFK в Свинемюнде как дочернее предприятие яхтенной и лодочной верфи Burmester из Бремен-Бурга. Там было построено 411 катеров, но некоторые из них остались недостроенными на разных стадиях готовности. Всего же в постройке катеров данной серии участвовали 42 верфи из семи стран Европы (в их числе и Николаев и Херсон).

Цитирую работу по этим катерам:

"Корпус KFK имел композитную конструкцию: киль и штевни выполнялись из дуба, остальной набор стальной (49 шпангоутов), обшивка деревянная. Последняя поначалу изготовлялась из дуба, но в связи с его дефицитом пришлось перейти на использование древесины хвойных пород.

Судно имело конструктивный дифферент на корму и большую погибь палубы. Первоначально KFK строились с закругленной кормой (KFK 1–KFK 157), позднее — с транцевой (KFK 158–KFK 752), что облегчало размещение минно-трального вооружения и упрощало корпусные работы. Невысокий фальшборт проходил от носа до кормовой кромки рубки, в корме палуба ограждалась только леерами".

И еще: "Корпус делился на шесть отсеков. В носу располагались форпик и цепной ящик, далее в корму — камбуз с плитой на угольном отоплении и тамбур, к которому примыкали каюты командира и трехместная каюта обер-фельдфебелей. В средней части судна находился кубрик рядового и унтер-офицерского состава с тремя двух- и двумя трехъярусными койками, гидроакустическая рубка и провизионная кладовая.

Подобное расположение жилых и служебных помещений соответствовало минимальной численности экипажа 15 человек (командир, 3 обер-фельдфебеля и 11 унтер-офицеров и матросов). Правда, в зависимости от назначения и вооружения катеров менялась численность экипажа, а потому изменялась и планировка помещений. Непосредственно под рубкой находилось машинное отделение, где размещались главный двигатель и четыре топливные цистерны (по две на каждом борту) общей емкостью 7 т, что обеспечивало дальность плавания 1200 миль при скорости 7 уз".

У нас этот катер чаще всего встречается под индексом Uj, т.е. в варианте охотника за подводными лодками, потому, в следующей статье мы посмотрим его в этом качестве.